Куратор выставки Зинаиды Серебряковой: «Персональная выставка художника всегда вызывает ажиотаж»

Музеи и выставки

Куратор выставки Зинаиды Серебряковой: «Персональная выставка художника всегда вызывает ажиотаж»
22 Июня 2017, 13:30
Третьяковская галерея вновь собрала в залах тысячи зрителей. На этот раз в залах представлена ретроспективная выставка, наверное, главной художницы России – Зинаиды Серебряковой. Мы поговорили с куратором выставки, искусствоведом Татьяной Андреевной Ермаковой, о том, почему сегодня зрители атакуют музейные залы и о творчестве самой художницы.

Третьяковская галерея вновь собрала в залах тысячи зрителей. На этот раз в залах представлена ретроспективная выставка, наверное, главной художницы России – Зинаиды Серебряковой. Мы поговорили с куратором выставки, искусствоведом Татьяной Андреевной Ермаковой, о том, почему сегодня зрители атакуют музейные залы и о творчестве самой художницы.

К.: Последние несколько лет выставочные проекты стали пользоваться небывалой популярностью: зрители стоят в очередях, причем не на модные современные и гламурные экспозиции, а к классикам. Как организуются ретроспективные выставки сегодня и как определяется, кто же станет следующем художником для показа на масштабной экспозиции, ведь надо не просто выбрать крупного автора, которого давно не выставляли, а показать именно того, кого сам зритель захочет увидеть? 

ТА.: Это всегда решается по-разному. Но есть ряд крупных имен, выставки которых повторяются примерно раз в двадцать-тридцать лет. За этот срок и зритель захочет вновь увидеть того или иного художника, и исследователям понадобится взглянуть на него по-новому, а значит, придет время представить это имя по-новому. Отсюда возникает потребность в крупных выставках, и это получается достаточно органично. Если говорить о Зинаиде Серебряковой, то ее последняя крупная выставка прошла в 1986 году, то есть более тридцати лет назад. Получается, что эта периодичность совпадает. Правда, с Серебряковой немного иная ситуация. Стимулом стала выставка этой художницы, прошедшая в Третьяковской галерее в 2014 году, посвященная только парижскому периоду ее творчества, а также творчеству ее детей. Она продемонстрировала большой интерес публики. И было решено сделать крупную выставку. 

К.: Как проходил процесс подготовки такой большой выставки?

ТА.: Это результат обмена работами между музеями, но привоз подобного рода вещей, конечно, процесс дорогостоящий.  Что касается Серебряковой, то ни одна из ее работ не принадлежит зарубежным музеям. Часть работ этой художницы парижского периода находятся в собственности Фонда Серебряковой (Франция), с ними мы сотрудничаем. Остальное принадлежит семье и частным коллекционерам. Много работ мы собрали по российским музеям, это тоже довольно непросто. От задумки до воплощения выставки прошло два года. 

К.: Появились большие очереди за билетами: это просто мода либо внутреннее желание зрителей, пиар или потребность масс?

ТА.: Думаю, это целая совокупность факторов. Сами выставки стали более зрелищными, разработанными, более дорогими в организации. За этим тянутся издание больших каталогов, продуманные выставочные пространства, реклама. На этом строится вся работа со зрителем. Появились зрелищные «представления», которые привлекают посетителей. Так что, порой удивляешься, что в основной экспозиции висят прекрасные работы, которые не вызывают большого ажиотажа, а когда устраивается персональная выставка художника, то возникает ажиотаж. Понятно, что и в будущем люди уже не захотят пропускать такие проекты. У зрителя тоже есть потребность, тяга к искусству, ведь люди любят ходить в музеи. В Москве сейчас проходит столько выставок, что порой не знаешь что выбрать. Молодежь тоже стала тянуться к музеям. Устраиваются различные программы (выставочные проекты, Ночи в музее и так далее), которые в том числе привлекают и молодежь. 

К.: Если музей устраивает развлекательные мероприятия, чтобы привлечь зрителя нестандартными для традиционного музея способами – это повысит культурный уровень зрителя? Либо он придет единственный раз на такое событие и больше в музей не вернется?
 
ТА.: Мы стремимся работать со зрителем. Такие в чистом виде «развлечения» для крупных музеев не характерны, даже Ночь в музее у нас – это профессиональная, хорошая программа. Надо учитывать и то, что вечернее посещение музеев является более привлекательным для посетителей. Ведь сейчас в некоторые дни часть музеев работают до девяти-десяти вечера несколько дней в неделю. И эти часы очень востребованы. На Крымском валу у нас проходит программа «Ваш ХХ век»: раз в неделю устраиваются классические концерты в экспозиции (музыка, чтения), и выбирается картина с небольшим рассказом о ней, затем это выкладывается в интернет. Свой зритель находится и здесь. 

К.: Переходя к творчеству и выставке Зинаиды Серебряковой: планируется ли издание ее писем?

ТА.: Письма Серебряковой издавались в 1987 году, с воспоминаниями. Другое дело, что ранние письма художницы были опубликованы в сжатом виде.  Некоторое количество неизданных писем мы опубликовали  в нашем выставочном каталоге, и из этого лирический и драматический аспекты творчества художницы становятся более явными. Вероятно, более полное издание ее писем необходимо. Также есть воспоминания, например, того же Бенуа, есть и дневники брата Серебряковой, Евгения Лансере, которые довольно хорошо дополняют картину ее жизни. Поэтому если обратиться к более широкому кругу литературы, то можно представить себе жизнь этого большого семейства, и всего этого в одну книгу не вместить.

К.: В пространстве экспозиции не так много места для экспликации, есть только краткое описание основных жизненных фактов автора. Получается, что трагический аспект жизни этой художницы не акцентируется, хотя он очень важен для понимания ее искусства. 

ТА.: Особенность мировосприятия творчества художница такого, что она не касалась напрямую трагических моментов в своей живописи. У нее почти нет психологических моментов, отраженных в живописи. Она всегда стремилась к гармонии в себе, хотела поддерживать ее и в своем окружении. Получается контраст: ее скорбные письма и ее искусство, в котором нет таких настроений. Первая половина жизни художницы была очень счастливой, эта сила поддерживала Серебрякову в дальнейшем в отношении с миром. Поэтому у нее не было драматических произведений, отражающих сложное состояние бытия, и не надо этого искать. 

К.: То есть, чтобы наслаждаться ее творчеством, не обязательно иметь представление о ее жизни?
ТА.: Не совсем. Например, период 1920-х годов отличается сдержанностью, растерянностью. Скажем, работа «Карточный домик» создана в самый тяжелый период, когда умер от тифа муж, это был во всех отношениях очень сложный период жизни: мы видим несколько растерянное, грустное выражение лиц ее детей. Здесь интонация творчества меняется... Но какого-то открытого драматизма в этих вещах нет. Судьба Серебряковой, в сущности, была похожа на судьбы людей того времени – художников и других людей, которые оказались в эмиграции, и их судьбы были еще более трагичны, с потерей близких и так далее... Мастерство Зинаиды Серебряковой состоит в том, чтобы не выражать свои чувства  прямо, как бы ни было тяжело, и сохранить гармонию в искусстве.

Выставка "Зинаида Серебрякова" проходит с 5 апреля по 30 июля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Куратор выставки Зинаиды Серебряковой: «Персональная выставка художника всегда вызывает ажиотаж»

<h2> Третьяковская галерея вновь собрала в залах тысячи зрителей. На этот раз в залах представлена ретроспективная выставка, наверное, главной художницы России – Зинаиды Серебряковой. Мы поговорили с куратором выставки, искусствоведом Татьяной Андреевной Ермаковой, о том, почему сегодня зрители атакуют музейные залы и о творчестве самой художницы. </h2> <p> </p> <p> <b><span style="font-size: 14pt;">К.: Последние несколько лет выставочные проекты стали пользоваться небывалой популярностью: зрители стоят в очередях, причем не на модные современные и гламурные экспозиции, а к классикам. Как организуются ретроспективные выставки сегодня и как определяется, кто же станет следующем художником для показа на масштабной экспозиции, ведь надо не просто выбрать крупного автора, которого давно не выставляли, а показать именно того, кого сам зритель захочет увидеть?</span></b><span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ТА.: Это всегда решается по-разному. Но есть ряд крупных имен, выставки которых повторяются примерно раз в двадцать-тридцать лет. За этот срок и зритель захочет вновь увидеть того или иного художника, и исследователям понадобится взглянуть на него по-новому, а значит, придет время представить это имя по-новому. Отсюда возникает потребность в крупных выставках, и это получается достаточно органично. Если говорить о Зинаиде Серебряковой, то ее последняя крупная выставка прошла в 1986 году, то есть более тридцати лет назад. Получается, что эта периодичность совпадает. Правда, с Серебряковой немного иная ситуация. Стимулом стала выставка этой художницы, прошедшая в Третьяковской галерее в 2014 году, посвященная только парижскому периоду ее творчества, а также творчеству ее детей. Она продемонстрировала большой интерес публики. И было решено сделать крупную выставку. </span> </p> <p> <b><span style="font-size: 14pt;">К.: Как проходил процесс подготовки такой большой выставки? </span></b><span style="font-size: 14pt;"><br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ТА.: Это результат обмена работами между музеями, но привоз подобного рода вещей, конечно, процесс дорогостоящий.  Что касается Серебряковой, то ни одна из ее работ не принадлежит зарубежным музеям. Часть работ этой художницы парижского периода находятся в собственности Фонда Серебряковой (Франция), с ними мы сотрудничаем. Остальное принадлежит семье и частным коллекционерам. Много работ мы собрали по российским музеям, это тоже довольно непросто. От задумки до воплощения выставки прошло два года. </span> </p> <p> <b><span style="font-size: 14pt;">К.: Появились большие очереди за билетами: это просто мода либо внутреннее желание зрителей, пиар или потребность масс?</span></b> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ТА.: Думаю, это целая совокупность факторов. Сами выставки стали более зрелищными, разработанными, более дорогими в организации. За этим тянутся издание больших каталогов, продуманные выставочные пространства, реклама. На этом строится вся работа со зрителем. Появились зрелищные «представления», которые привлекают посетителей. Так что, порой удивляешься, что в основной экспозиции висят прекрасные работы, которые не вызывают большого ажиотажа, а когда устраивается персональная выставка художника, то возникает ажиотаж. Понятно, что и в будущем люди уже не захотят пропускать такие проекты. У зрителя тоже есть потребность, тяга к искусству, ведь люди любят ходить в музеи. В Москве сейчас проходит столько выставок, что порой не знаешь что выбрать. Молодежь тоже стала тянуться к музеям. Устраиваются различные программы (выставочные проекты, Ночи в музее и так далее), которые в том числе привлекают и молодежь. </span> </p> <p> <b><span style="font-size: 14pt;">К.: Если музей устраивает развлекательные мероприятия, чтобы привлечь зрителя нестандартными для традиционного музея способами – это повысит культурный уровень зрителя? Либо он придет единственный раз на такое событие и больше в музей не вернется? </span></b><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><b><span style="font-size: 14pt;"> </span></b><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> ТА.: Мы стремимся работать со зрителем. Такие в чистом виде «развлечения» для крупных музеев не характерны, даже Ночь в музее у нас – это профессиональная, хорошая программа. Надо учитывать и то, что вечернее посещение музеев является более привлекательным для посетителей. Ведь сейчас в некоторые дни часть музеев работают до девяти-десяти вечера несколько дней в неделю. И эти часы очень востребованы. На Крымском валу у нас проходит программа «Ваш ХХ век»: раз в неделю устраиваются классические концерты в экспозиции (музыка, чтения), и выбирается картина с небольшим рассказом о ней, затем это выкладывается в интернет. Свой зритель находится и здесь. </span> </p> <p> <b><span style="font-size: 14pt;">К.: Переходя к творчеству и выставке Зинаиды Серебряковой: планируется ли издание ее писем?</span></b> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ТА.: Письма Серебряковой издавались в 1987 году, с воспоминаниями. Другое дело, что ранние письма художницы были опубликованы в сжатом виде.  Некоторое количество неизданных писем мы опубликовали  в нашем выставочном каталоге, и из этого лирический и драматический аспекты творчества художницы становятся более явными. Вероятно, более полное издание ее писем необходимо. Также есть воспоминания, например, того же Бенуа, есть и дневники брата Серебряковой, Евгения Лансере, которые довольно хорошо дополняют картину ее жизни. Поэтому если обратиться к более широкому кругу литературы, то можно представить себе жизнь этого большого семейства, и всего этого в одну книгу не вместить.</span> </p> <p> <b><span style="font-size: 14pt;">К.: В пространстве экспозиции не так много места для экспликации, есть только краткое описание основных жизненных фактов автора. Получается, что трагический аспект жизни этой художницы не акцентируется, хотя он очень важен для понимания ее искусства. </span></b> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">ТА.: Особенность мировосприятия творчества художница такого, что она не касалась напрямую трагических моментов в своей живописи. У нее почти нет психологических моментов, отраженных в живописи. Она всегда стремилась к гармонии в себе, хотела поддерживать ее и в своем окружении. Получается контраст: ее скорбные письма и ее искусство, в котором нет таких настроений. Первая половина жизни художницы была очень счастливой, эта сила поддерживала Серебрякову в дальнейшем в отношении с миром. Поэтому у нее не было драматических произведений, отражающих сложное состояние бытия, и не надо этого искать. </span> </p> <p> <b><span style="font-size: 14pt;">К.: То есть, чтобы наслаждаться ее творчеством, не обязательно иметь представление о ее жизни?</span></b><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;">ТА.: Не совсем. Например, период 1920-х годов отличается сдержанностью, растерянностью. Скажем, работа «Карточный домик» создана в самый тяжелый период, когда умер от тифа муж, это был во всех отношениях очень сложный период жизни: мы видим несколько растерянное, грустное выражение лиц ее детей. Здесь интонация творчества меняется... Но какого-то открытого драматизма в этих вещах нет. Судьба Серебряковой, в сущности, была похожа на судьбы людей того времени – художников и других людей, которые оказались в эмиграции, и их судьбы были еще более трагичны, с потерей близких и так далее... Мастерство Зинаиды Серебряковой состоит в том, чтобы не выражать свои чувства  прямо, как бы ни было тяжело, и сохранить гармонию в искусстве.</span> </p> <p> <b><span style="font-size: 14pt;">Выставка "Зинаида Серебрякова" проходит с 5 апреля по 30 июля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12</span></b> </p> <span style="font-size: 14pt;"><i> </i></span><span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> </p>

Куратор выставки Зинаиды Серебряковой: «Персональная выставка художника всегда вызывает ажиотаж»

Куратор выставки Зинаиды Серебряковой: «Персональная выставка художника всегда вызывает ажиотаж»

Куратор выставки Зинаиды Серебряковой: «Персональная выставка художника всегда вызывает ажиотаж»

Куратор выставки Зинаиды Серебряковой: «Персональная выставка художника всегда вызывает ажиотаж»

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05

Музеи и выставки

«Профессиональный благотворитель» Алексей Бахрушин и его коллекция
24 октября 2024, 13:17