Сегодня идет гонка за первенство по внедрению искусственного интеллекта во все сферы жизни человека. Культура не исключение. Как происходит цифровизация и роботизация в этой сфере, рассуждает генеральный директор «Корпорации роботов» Артур Зархи.
Как происходит цифровизация и роботизация в культуре рассуждает генеральный директор «Корпорации роботов» Артур Зархи.
— Искусственный интеллект в культуре – возможно ли его применение? Где?
— Многие художники, музыканты, писатели и представители иных творческих профессий используют новые инструменты и программное обеспечение для создания уникальных произведений и представления своего творчества. Это позволяет им не только расширять границы возможностей своего искусства, но и доносить свои идеи до новой, не затронутой ранее аудитории.
Сфера культуры богата на различные аспекты цифровизации и роботизации: от использования компьютерных программ для создания музыки и графики до разработки виртуальных музеев и роботизированных выставок. В конечном счете процесс внедрения новых технологий — это новый вызов и огромные возможности для культурной индустрии, которая все время меняется под влиянием технологического прогресса.
Сейчас мы наблюдаем, как на территории России открываются уникальные цифровые выставки, построенные на использовании диджитал-технологий и возможностей AR-реальности; проходят невероятные световые представления, как в помещениях, так и на улице, и ни одно крупное светское мероприятие уже не обходится без присутствия на нем робота-помощника или робота-промоутера.
Братья наши автоматизированные даже выступают на сцене в театрах, становятся полноценными участниками теле- и радиопередач, сценарии для которых уже вовсю пишет искусственный интеллект.
— Есть ли различия в том, как процесс внедрения и использования искусственного интеллекта проходит в России и в других странах?
— Россия не остается в стороне от глобальной тенденции внедрения технологий в области культуры. В нашей стране наблюдается стремительный рост числа цифровых проектов в культурной сфере. Многие музеи и выставочные залы начинают использовать новые технологии для создания интерактивных экспозиций, что позволяет посетителям получить более глубокое погружение в произведения искусства. Кроме того, появляются онлайн-платформы для продажи и распространения цифровых копий мировых шедевров.
Во многих странах также наблюдаются подобные изменения. Например, Япония известна своими роботизированными театральными постановками, где актеры взаимодействуют с роботами на сцене. В США разрабатываются новые форматы цифрового искусства, такие как виртуальная и дополненная реальность. Цифровизация и роботизация в культуре являются мировой тенденцией, которая приводит к возникновению новых форм искусства и к трансформации способов его восприятия.
— Какие направления в культуре можно роботизировать, учитывая те технологии, которые есть сегодня?
— Благодаря развитию робототехники, программирования и искусственного интеллекта открываются новые горизонты для культурных индустрий, появились роботы-художники, способные создавать уникальные произведения искусства или в точности копировать существующие мировые шедевры живописи.
А в галереях и на выставках используются интерактивные роботы-гиды для проведения экскурсий.
Одно из основных направлений роботизации в музыке – создание автоматических инструментов. Роботы-музыканты обладают точностью и скоростью исполнения, которую практически невозможно достичь человеку. Благодаря этому они становятся полезными средствами для записи студийной музыки или живых выступлений.
Еще одно направление роботизации в музыке — использование искусственного интеллекта (ИИ) для компонирования музыки. С помощью алгоритмов ИИ роботы-композиторы способны создавать оригинальные произведения в различных стилях и жанрах.
Одна из самых популярных форм автоматизации в архитектуре – использование 3D-принтеров. Эта технология позволяет создавать трехмерные модели и объекты с высокой точностью. Роботы-художники могут программно управлять 3D-принтерами, создавая уникальные скульптуры и предметы декора.
Еще одной интересной областью автоматизации в изобразительном искусстве является генеративное искусство. С помощью алгоритмов и компьютерного программирования роботы могут создавать художественные произведения, которые основаны на случайных числах или других параметрах. Это позволяет получить уникальные результаты, которые не могут быть созданы человеком.
Кроме того, роботическая автоматизация может быть использована в процессе создания картин и рисунков. Роботы-художники могут управлять кистями и красками, создавая сложные композиции и эффекты.
Синхронизация между человеком и машиной в этой области открывает новые возможности для создания удивительных и захватывающих постановок. Роботы способны выполнять сложные и точные движения, которые не всегда доступны людям.
Театр – это искусство живого выступления актеров, которое подразумевает эмоциональное взаимодействие с публикой. Однако благодаря передовым технологиям, можно создать роботов-актеров, способных не только повторить отработанные программами действия и реплики, но и передать эмоции.
В эпоху роботизации и развития технологий, одной из основных областей культуры, которую можно роботизировать, является литература. Алгоритмы могут генерировать сюжеты, персонажей и диалоги, основываясь на базе данных текстовых материалов. Это может привести к появлению новых жанров или уникальных стилей письма.
— Учитывая, что сейчас у нас есть ChatGPT, Кандинский от Сбера рисует картинки, а также есть сервисы с возможностью генерации текстов – могут ли роботы заменить все профессии в культуре?
— С одной стороны, развитие искусственного интеллекта и автоматизации уже привело к появлению компьютерных программ, способных сочинять музыку, создавать живопись и даже писать литературные произведения. Такие инновационные технологии позволяют сократить время на создание и улучшить качество работ в культурной сфере.
С другой стороны, нельзя полностью заменить человеческую творческую деятельность. Искусство имеет глубокое эмоциональное значение для людей. Человеческий опыт, интуиция и способность воплощать свои мысли и чувства через творчество являются уникальными чертами, которые сложно передать роботам.
Более того, процесс создания культурных произведений часто связан с социальными и культурными контекстами. Например, режиссер или художник может воплощать в своих работах определенные идеи или представления общества. Роботы, не обладая пониманием этих контекстов, не могут полностью заменить такие профессии.
Несмотря на то, что автоматизация может повлиять на некоторые аспекты работы в культурной сфере, она также открывает новые возможности для творчества и инноваций. Технологии могут помочь художникам, музыкантам и другим творцам расширить границы своего творчества и достичь новых высот.
Таким образом, хотя цифровизация и роботизация имеют значительное влияние на культуру, роботы не смогут полностью заменить всех профессионалов в этой области. Человеческий фактор, интуитивное понимание социальных контекстов и способность выражать эмоции через творчество являются неотъемлемыми элементами в культурной сфере. Технологии могут служить важным инструментом для улучшения творческого процесса, но они не способны заменить человеческий гений и его уникальные способности.
— Что можно рассказать об образовании в сфере роботизации в культуре?
— Действительно значимые программы по обучению робототехнике существуют только на отдельных факультетах некоторых высших учебных заведений. Большинство школ и колледжей не имеют специальных курсов по робототехнике и цифровым технологиям в культуре, хотя в последние годы наблюдается увеличение интереса к данной теме. Основная сложность состоит не только в создании соответствующих программ обучения для студентов, но и в изменении менталитета людей. Чтобы успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям работы и новым технологиям в сфере культуры, необходимо развивать у студентов навыки работы с роботами и понимание процессов автоматизации.
Евгения Петрова
Фото: предоставлено Артуром Зархи, публикуется с его разрешения