ТОктябрьский фестиваль в Москве Comic Con и выставку “Игромир” посетила знаменитая американская писательница Кристи Голден. Она особенно известна аудитории, отдающей предпочтение научной фантастике и компьютерным играм. В частности - по ролевой игре D&D “Рейвенлофт”, по сериалам цикла “Звёздный путь”, по обоим канонам “Звёздных войн”. Всего авторству Кристи Голден принадлежат 54 различные книги. Писательница поделилась с корреспондентом “Культуромании” тонкостями работы над романами-адаптациями и раскрыла несколько сюжетов о будущих продолжениях игр и книг.
- Кристи, как Вы начали писать? Почему остановились на новелизации игр и фильмов, а не решили писать свои сочинения?
- Я очень старалась писать и свои собственные истории, даже пыталась продать их издательствам. Но в ответ получала вежливые письма-отказы, которые начинались с “Дорогая Кристина”, или “Дорогой автор”, а затем шла просьба увидеть какую-то другую мою работу. И я сделала следующее. Так была уверена, что моя книга идеальна и станет самой важной в жизни, что перестала писать. Прошло семь лет. И когда потом я взглянула на нее, то поняла, почему её не хотели публиковать. Пожалуйста, не повторяйте мой опыт.
- И Вы решили начать писать произведения по мотивам?
- Во время этой паузы я ответила на приглашение в издательство TSR. У них была ролевая игра под названием “Рейвенлофт” в жанре фэнтези. И им нужна была книга в стиле “Интервью с вампиром”. Там был сюжетный ход, где старый вампир обучает молодого. И я стала думать - вот у нас есть вампиры для жестокой части игры. Но что же делать с её фэнтезийной частью? Ведь, в первую очередь, думая о фэнтези, люди вспоминают эльфов. И так я придумала эльфа-вампира, Джандера Санстара. Издательство одобрило мою идею и поручило о нём написать. С тех пор я брала персонажей из разных миров и подчёркивала их самые любимые фанатами черты в своих историях.
- Вы играли за Джандера в «Рейвенлофт» или придумали его только для книги?
- Думаю, что скорее только для книги. Он очень трагическая фигура - всё ещё любит природу, хотя его прикосновения убивают растения. Он любит солнце, но тоже больше не может с ним взаимодействовать. И всё ещё хочет продолжать делать добро. Это очень интересно -- работать со столь противоречивым персонажем.
- Вы немало писали и по вселенной “Звёздного пути”, чаще всего по сериалу “Звёздный путь: Вояджер”. С чем связан этот выбор?
- Здесь всё просто, это был заказ издательства. Мне повезло, что дали прочитать сценарий пилотной серии перед выходом. А затем сценарий последней серии, также перед выходом. Так что я была с этим сериалом всё время, с начала и до конца съёмок.
- Последнюю серию “Вояджера” часто ругают.
- Верно. Но книги, которые я писала, по хронологии идут уже после финала “Вояджера”. О том, как персонажей встретили дома, что они делали потом на Земле. Мне понравилось писать об этом.
- С момента окончания сериала прошло немало лет. Что Вы думаете теперь о персонаже Седьмой из Девяти?
- На самом деле, мне больше нравился персонаж Кес, которую и сменила в сериале Седьмая. Я беспокоилась, потому что актриса Джери Райан, которая играла Седьмую, была высокой, красивой и элегантной. И я думала - эй, вот ещё одна “Барби” в научной фантастике. Но она оказалась такой хорошей актрисой! Образ её героини продуман очень хорошо. Она исследует мир вокруг себя, учится снова быть человеком. И мне понравилось наблюдать за тем, как её персонаж развивается.
- Сейчас часто общаетесь с актёрским составом “Вояджера”?
- Хотелось бы, но нет. Во время съёмок шоу я много общалась с Кейт Малгрю и её фандомом, Итэном Филлипсом и Робертом Данканом Макнилом. Они были невероятно милы, очень заботились о своих фанатах. И для меня это было непросто -- ведь мне надо выстраивать сюжет, ведь я – профессионал! Но я и сама – фанатка. И я должна была говорить с актёрами как профессионал. Однажды Роберт заговорил о фанатах, и я ответила: “Они вас действительно любят! Спасибо, что даёте им возможность с вами общаться”. И он ответил: “Они же всё! В смысле, фанаты для меня -- всё, и я сделаю всё, чтобы получить их одобрение”. И мне очень понравилось, как это прозвучало.
- Как, по-Вашему, где пролегает грань между профессиональным писателем новелизаций и автором фанфиков?
- Фанфики -- это прекрасно. Многие из нас их пишут. Но в них нет тех ограничений, которые ставят перед нами, писателями. Вы можете заставить персонажа делать что угодно, что вы захотите -- влюбиться во всех подряд, родить детей, убить. А мне приходится работать в очень чётких рамках. Следить, чтобы персонаж оставался таким, каким его придумали создатели. И мы, писатели, не можем просто так убить героев, придумать тайного ребёнка, влюбить. А ещё мы не пишем рассказы, только полноценные романы. Это значит, что нам нужно делать всё то же, что и в полностью придуманном романе - обрисовывать персонажей, придумывать хорошие диалоги, захватывающее действие, удовлетворяющую читателей развязку. И делать это с чужими персонажами. Мне кажется, что это намного труднее, чем писать обычный роман.
- Если уж говорить о “тайных детях”. Что думаете о Майкл Бёрнем из “Звёздного Пути: Дискавери”, которая была представлена как “тайная сестра” Спока?
- К сожалению, я пока ещё не посмотрела “Дискавери”. Я знаю, это плохо. Но теперь вы мне его сильно проспойлерили! Похожее у нас было с Траллом в World of Warcraft. Мы придумали его сестру из альтернативной временной линии. Недавно её добавили в игру. Я не уверена, встречались ли они вообще, но мне было бы интересно понаблюдать за этим.
- А почему Вы вообще начали писать про World of Warcraft?
- Я начала писать романы в 2000 году, и работала на Blizzard. Сейчас я пишу для них сценарии игровых роликов-синематиков. Например, я написала ролик про смерть Саурфанга. Ещё я кое-что пишу для игры Hearthstone и других их проектов. И очень люблю это делать!
- Если уж говорить о персонажах World of Warcraft, это Вам принадлежала идея придумать любимице фанатов, Джайне Праудмур, такой печальный конец?
- Да, её жизнь и правда непростая. Основная часть того, что вы видите в книгах, придумана Blizzard. Я могу немного на это влиять. Но обычно меня нанимают просто записать историю, которую они хотят. Мне правда нравится то, что придумали с ней сделать в дополнении. Она встретит свою мать и найдёт душевный покой, перестанет злиться и жаждать войны. Мне нравится участвовать в исцелении этого персонажа.
- Получается, Вы предпочитаете счастливые финалы?
- Зависит от того, что нужно в конкретной истории. Некоторые финалы вовсе не счастливые, а грустны и жестоки. А иногда удается написать счастливый финал. Например, недавно двое моих второстепенных героев, комические персонажи из книги “Перед бурей”, гном и гоблин, поженились. Они начали со взаимной ненависти, но стали работать вместе и полюбили друг друга. И история получилась забавной.
Джош Китон, который озвучивает Андуина Ринна, делал запись книги для создания аудиоверсии. И первое, что он мне сказал при встрече, это был вопрос: “Всё ли нормально с Заффи и Гриззиком?” И всем интересна была их судьба, потому что я оставила клиффхэнгер, позволила людям самим решать, что случилось с ними. Но меня всё равно спросили, всё ли с ними нормально. Я не ожидала такого - ведь я писала про главных героев, а запомнили многие именно этих второстепенных.
И такое происходит довольно часто. И мне это нравится, ведь это значит, что читатели меняют правила игры. Вы надеетесь, что они наслаждаются чтивом, которое вы задумали, а они находят там совершенно неожиданные вещи. И вот это настоящая связь между писателем и его читателями!
Кстати, спойлер -- с ними всё в порядке. И они даже появятся в игре. Там будет сцена, где гном и гоблин остановятся и пошлют друг другу воздушные поцелуи.
- Как по-Вашему, насколько написание игровых сценариев близко к искусству?
- Определённо. Рассказанная история всегда история, не важно, чем она передана. Комиксом ли, кино, живописью, романом или игрой. И мы, писатели, всегда сосредоточены на том, чтобы рассказать её.
- Вы немало писали по “Звёздным войнам”, как по старому канону, так и по новому. Какой предпочитаете?
- Знаете, старая сюжетная линия, Legends, никуда не делась. По ней продолжают выходить книги. Она не стала недоступной. А ещё было немало прецедентов, когда создатели новых “Звёздных войн” обращались к старым и возвращали оттуда персонажей со своим видением их образов. Например, Трауна. Они пытаются создавать новое, то, что понравится людям. И у меня есть вещи из обоих направлений, которые я готова порекомендовать. Мне нравилось писать “Отряд инферно”, “Тёмного послушника” и “Судьбу джедаев”. Мне нравился и Скайуокер, и его девушка-ситх, и его сын. Но здесь я рассуждаю не как профессионал, а как фанат.
Поймите меня правильно, в 13 лет я пересматривала эти фильмы каждые выходные по пять раз за день в течение всего лета. Я шла, смотрела его по 3 раза, затем шла домой и возвращалась смотреть ещё по 3 раза. Одним словом, “фанат-хардкорщик”. Но я понимаю, что пытаются делать в Disney. И понимаю, как так вышло, что моей руке принадлежат три книги в серии из девяти. Это же сорок лет истории! У этих персонажей появились дети, они выросли и женились. Много всего произошло. И я понимаю, что в такой ситуации сложно принять что-то новое. Мой издатель как-то пошутил: “Я думаю, что эти 15 минут - это те, к которым Люк Скайуокер не имеет отношения”.
- А что думаете о судьбе Мары Джейд? Увидим ли мы её в новых “Звёздных войнах”?
- Я думаю, что она замечательный персонаж. А появится ли она -- не знаю. Если в ней возникнет потребность, то создатели найдут возможность её записать во вселенную. Но люди часто думают, что я знаю больше, чем есть, и имею какую-то власть. Интересно видеть страсть людей к моим книгам. Мы, писатели, в принципе люди страстные.
- Что можете посоветовать авторам фанфиков, желающим в будущем стать полноценными писателями романов-адаптаций?
- Меня правда печалит, когда люди пишут мне: “Я только что закончил роман по «Звёздным войнам». Как его опубликовать?” Но печальный ответ - никак. Это сами издатели должны на вас выйти и сказать, что вам надо написать. И они обращаются только к тем, у кого уже есть публикации. Потому что они не могут позволить, чтобы у вас возник в процессе творческий кризис. Они не могут позволить вам не закончить книгу. Главный трюк в написании подобной книги заключается в том, чтобы заслужить себе хорошую репутацию писателя. А ещё надо писать быстро. Вот я, например, научилась писать книгу за 3 недели. Не многие так могут.
- Три недели?! Как Вы находите время вообще придумать сюжет, не то, чтобы записать его?
- Сама не знаю. Просто я всегда готова записывать истории, когда беру ручку. Начала я их писать ещё в первом классе, для учителей. Я всегда знала, что хочу писать книги. А что-то серьёзное я начала писать в седьмом классе. Конечно, у меня было немало разочарований и “чёрных полос” в жизни, но я счастлива тем, чего достигла. Мне нравится моя работа и миры, про которые я пишу. Я люблю людей, с которыми работаю.
- А по какой новой франшизе хотели бы что-то написать?
- Я работаю одновременно с 30 различными идеями. Но что мне правда хотелось бы - это написать сценарий серии к сериалу “Локи”. Я обожаю Локи, и мне хотелось бы поучаствовать в жизни этого персонажа.
Анна Маганет-Юрова
Фото: Илья Еськов