«Коллекционирование становится опасно, когда оно превращается в зависимость»

Коллекционирование/Арт-рынок

«Коллекционирование становится опасно, когда оно превращается в зависимость»
31 Августа 2023, 08:20

Разговор с психологом о коллекционировании и коллекционерах

Сайт «Культуромания» пишет о коллекционировании. Это интервью с психологом, психодинамическим психотерапевтом, специалистом по метафорическим картам Жанной Сергеевой посвящено коллекционированию и коллекционерам, — при этом она тоже коллекционер. А интервьюер немного коллекционер и немного психолог: у него есть диплом психологического консультанта.

К тому же я коллекционер во втором поколении.

Мой отец в свои пять лет начал собирать камушки, потом он собирал птичьи перышки, затем марки, потом монеты. Уже очень взрослым человеком — значки. А затем и до конца жизни снова монеты: у него была очень полная коллекция монет Чехословакии. У меня же есть довольно приличная коллекция тактических ножей и небольшая коллекция часов. Когда я завожу свои часы, то чувствую, что прочно стою на ногах и защищен от хаоса, сумятицы и случайностей внешнего мира.

— Жанна, есть ли какие-то общие внутренние вещи у людей, испытывающих страсть к собирательству? Что оно им дает? Помогает ли жить?

- Коллекционирование — это контакт с детской частью своего «я», и многие коллекционеры – отчасти дети. Я вот, например, собираю колокольчики и всегда очень радуюсь каждому новому пополнению моей коллекции. Но есть и те, кто проявляет себя сдержаннее, взрослее – таких людей чаще интересуют узкие вещи, и у них больше знаний.

Некоторые собирают свою коллекцию, не очень ее упорядочивая. Кто-то, к примеру, собирает просто фарфоровые фигурки. А кто-то фарфоровые фигурки балерин, да еще и девятнадцатого века. Тот, кто более конкретен в своем коллекционерском интересе, получает больше драйва, потому что предметы его собирательства сложнее искать, это настоящая охота. А тот, у кого более широкие интересы, может чаще пополнять коллекцию и, соответственно, чаще радоваться. Однако испытать высокий восторг от коллекционирования может только счастливый обладатель детского сердца.

Для очень взрослых внутренне, очень серьезных людей коллекционирование – это еще и соперничество, а, значит, и власть. У меня есть марка, которой больше нет ни у кого, и поэтому я — победитель.

— Я думаю, что в коллекционировании нет подавления других, нет и воли к власти. Люди просто собирают мелкую фарфоровую пластику или монеты Боспорского царства – и рады этому.

- Хорошо, когда коллекционером движет здоровый нарциссизм, который присущ каждому из нас: он, в частности, отвечает за то, что мы радуемся своим успехам. Человек приложил усилия, нашел редкую монету Боспорского царства, и счастлив – это типичное проявление здорового нарциссизма. Тогда коллекция приносит чистое удовольствие, не связанное с положением в обществе, инвестициями, желанием возвыситься над другими. Это моя собственная, личная радость, своего рода игра: вот я сижу, занимаюсь тем, что собираю, и мне от этого хорошо.

Коллекция может быть и средством поиска идентичности, что-то добавлять к образу человека. Я живу обычной жизнью, но при этом у меня есть какое-то редкое коллекционерское хобби, и это как-то меня достраивает. Давай поищем самый близкий пример: что давало тебе твое детское собирательство?

— Детское – ничего. Ребенком я собирал марки, но это была воля взрослых. Уже взрослым я начал собирать дорогие раскладные ножи. Я — существо глубоко мирное, способности к борьбе я в себе не ощущаю, и для меня это был аналог оружия. Способ почувствовать себя защищенным. Часы же дают мне ощущение времени – я живу вне его и не чувствую своего возраста. А еще это важный для меня образ мастерства, маленького, но абсолютного в своем роде совершенства.

- Для того, чтобы дети не сидели в гаджетах и не болтались бесцельно по улице, взрослые могут заставить их собирать коллекцию, но, нельзя же заставить что-то полюбить! Ребенок или подросток должен сам узнать, что его интересует, и, возможно, сменить несколько хобби – так он поймет себя. Вообще, говорить с человеком о его коллекции всегда очень интересно – узнаешь не только про то, что он собирает, но и про него самого. Взять хоть твои часы: может быть, собирая их, ты можешь ощутить, что хоть немного контролируешь время...

— И это значит, что в обычной жизни я его упускаю.

- Прелесть коллекционирования в том, что оно может помочь достроить себя, помочь развить свою «самость». Для этого надо узнавать себя самого, в том числе и через коллекцию. И идти таким путем к своему внутреннему миру, отвечая на вопрос «что для меня моя коллекция, почему я ее собираю?» Я собираю монеты – что они для меня значат? Что значат мои фигурки балерин? А еще интересно бывает заглянуть в словарь символов и почитать, что может означать нож, балерина или часы.

- Коллекционирование  здоровое пристрастие? С моей точки зрения, это следование платоновской стихии земли, которая позволяет прочнее стоять на ногах.

- Авиценна сказал «всё — яд, и всё — лекарство». Все дело в дозе. Да, конечно, коллекция — это заземление, опора. Это мое. Об этом надо заботиться. Ощущаешь себя хозяином, владельцем.

В коллекционировании очень полезна и плодотворна связанная с ним систематизация. Структурируя свою коллекцию, ты систематизируешь и самого себя, устраняешь из своей жизни хаос. Важно и другое: когда ты чем-то увлекаешься, то начинаешь это изучать и получаешь знания, развиваешься интеллектуально.

А еще у тебя появляются друзья по интересам, с которыми можно обменяться этими знаниями. Работая с коллекцией, ты встречаешься со связанными с ее экспонатами воспоминаниями. Они могут согреть и стать хорошей опорой в трудный момент.

Коллекционирование становится опасно, когда оно превращается в зависимость, бегство от жизни и уход в другую реальность.

— Уход в другую реальность однозначно плох?

- Ненадолго выйти в иную реальность бывает нужно – чтобы отдохнуть, освежиться, соединиться с тем, что дает радость и энергию. Но, люди могут уходить в нее с головой – как в алкоголь, игроманию, работу. То же самое может быть и с коллекцией.

Важно, чтобы альтернативная реальность не подменяла саму жизнь. Чтобы коллекционер, проводя время с коллекцией, не отказывал себе во встречах с друзьями, свиданиях, играх с ребенком. Нельзя становиться рабом своей коллекции. Вот это уж никак не способствует саморазвитию.

— Что, по-твоему, самое необычное и трогательное в коллекционировании?

- Это своего рода машина времени, при помощи которой мы можем вернуться в детство. Когда человек уже взрослым начинает собирать коллекцию, это может быть попыткой снова пережить ту радость, которую он испытывал, пополняя свое первое, детское собрание. Так он переносит счастливое детское время во взрослую жизнь, подпитывает себя им — и получает от этого большое удовольствие…

Алексей Филиипов

Фото: предоставлено для публикации Жанной Сергеевой, которая является правообладателем

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

«Коллекционирование становится опасно, когда оно превращается в зависимость»

<p> Сайт «Культуромания» пишет о коллекционировании. Это интервью с психологом, психодинамическим психотерапевтом, специалистом по метафорическим картам Жанной Сергеевой посвящено коллекционированию и коллекционерам, — при этом она тоже коллекционер. А интервьюер немного коллекционер и немного психолог: у него есть диплом психологического консультанта. </p> <p> К тому же я коллекционер во втором поколении. </p> <p> Мой отец в свои пять лет начал собирать камушки, потом он собирал птичьи перышки, затем марки, потом монеты. Уже очень взрослым человеком — значки. А затем и до конца жизни снова монеты: у него была очень полная коллекция монет Чехословакии. У меня же есть довольно приличная коллекция тактических ножей и небольшая коллекция часов. Когда я завожу свои часы, то чувствую, что прочно стою на ногах и защищен от хаоса, сумятицы и случайностей внешнего мира. </p> <p> <b>— Жанна, есть ли какие-то общие внутренние вещи у людей, испытывающих страсть к собирательству? Что оно им дает? Помогает ли жить?</b> </p> <p> - Коллекционирование — это контакт с детской частью своего «я», и многие коллекционеры – отчасти дети. Я вот, например, собираю колокольчики и всегда очень радуюсь каждому новому пополнению моей коллекции. Но есть и те, кто проявляет себя сдержаннее, взрослее – таких людей чаще интересуют узкие вещи, и у них больше знаний. </p> <p> Некоторые собирают свою коллекцию, не очень ее упорядочивая. Кто-то, к примеру, собирает просто фарфоровые фигурки. А кто-то фарфоровые фигурки балерин, да еще и девятнадцатого века. Тот, кто более конкретен в своем коллекционерском интересе, получает больше драйва, потому что предметы его собирательства сложнее искать, это настоящая охота. А тот, у кого более широкие интересы, может чаще пополнять коллекцию и, соответственно, чаще радоваться. Однако испытать высокий восторг от коллекционирования может только счастливый обладатель детского сердца. </p> <p> Для очень взрослых внутренне, очень серьезных людей коллекционирование – это еще и соперничество, а, значит, и власть. У меня есть марка, которой больше нет ни у кого, и поэтому я — победитель. </p> <p> <b>— Я думаю, что в коллекционировании нет подавления других, нет и воли к власти. Люди просто собирают мелкую фарфоровую пластику или монеты Боспорского царства – и рады этому.</b> </p> <p> - Хорошо, когда коллекционером движет здоровый нарциссизм, который присущ каждому из нас: он, в частности, отвечает за то, что мы радуемся своим успехам. Человек приложил усилия, нашел редкую монету Боспорского царства, и счастлив – это типичное проявление здорового нарциссизма. Тогда коллекция приносит чистое удовольствие, не связанное с положением в обществе, инвестициями, желанием возвыситься над другими. Это моя собственная, личная радость, своего рода игра: вот я сижу, занимаюсь тем, что собираю, и мне от этого хорошо. </p> <p> Коллекция может быть и средством поиска идентичности, что-то добавлять к образу человека. Я живу обычной жизнью, но при этом у меня есть какое-то редкое коллекционерское хобби, и это как-то меня достраивает. Давай поищем самый близкий пример: что давало тебе твое детское собирательство? </p> <p> <b>— Детское – ничего. Ребенком я собирал марки, но это была воля взрослых. Уже взрослым я начал собирать дорогие раскладные ножи. Я </b><b>— </b><b>существо глубоко мирное, способности к борьбе я в себе не ощущаю, и для меня это был аналог оружия. Способ почувствовать себя защищенным. Часы же дают мне ощущение времени – я живу вне его и не чувствую своего возраста. А еще это важный для меня образ мастерства, маленького, но абсолютного в своем роде совершенства.</b> </p> <p> - Для того, чтобы дети не сидели в гаджетах и не болтались бесцельно по улице, взрослые могут заставить их собирать коллекцию, но, нельзя же заставить что-то полюбить! Ребенок или подросток должен сам узнать, что его интересует, и, возможно, сменить несколько хобби – так он поймет себя. Вообще, говорить с человеком о его коллекции всегда очень интересно – узнаешь не только про то, что он собирает, но и про него самого. Взять хоть твои часы: может быть, собирая их, ты можешь ощутить, что хоть немного контролируешь время... </p> <p> <b>— И это значит, что в обычной жизни я его упускаю.</b> </p> <p> - Прелесть коллекционирования в том, что оно может помочь достроить себя, помочь развить свою «самость». Для этого надо узнавать себя самого, в том числе и через коллекцию. И идти таким путем к своему внутреннему миру, отвечая на вопрос «что для меня моя коллекция, почему я ее собираю?» Я собираю монеты – что они для меня значат? Что значат мои фигурки балерин? А еще интересно бывает заглянуть в словарь символов и почитать, что может означать нож, балерина или часы. </p> <p> <b>- Коллекционирование </b><b>—</b><b> здоровое пристрастие? С моей точки зрения, это следование платоновской стихии земли, которая позволяет прочнее стоять на ногах.</b> </p> <p> - Авиценна сказал «всё — яд, и всё — лекарство». Все дело в дозе. Да, конечно, коллекция — это заземление, опора. Это мое. Об этом надо заботиться. Ощущаешь себя хозяином, владельцем. </p> <p> В коллекционировании очень полезна и плодотворна связанная с ним систематизация. Структурируя свою коллекцию, ты систематизируешь и самого себя, устраняешь из своей жизни хаос. Важно и другое: когда ты чем-то увлекаешься, то начинаешь это изучать и получаешь знания, развиваешься интеллектуально. </p> <p> А еще у тебя появляются друзья по интересам, с которыми можно обменяться этими знаниями. Работая с коллекцией, ты встречаешься со связанными с ее экспонатами воспоминаниями. Они могут согреть и стать хорошей опорой в трудный момент. </p> <p> Коллекционирование становится опасно, когда оно превращается в зависимость, бегство от жизни и уход в другую реальность. </p> <p> <b>— Уход в другую реальность однозначно плох?</b> </p> <p> - Ненадолго выйти в иную реальность бывает нужно – чтобы отдохнуть, освежиться, соединиться с тем, что дает радость и энергию. Но, люди могут уходить в нее с головой – как в алкоголь, игроманию, работу. То же самое может быть и с коллекцией. </p> <p> Важно, чтобы альтернативная реальность не подменяла саму жизнь. Чтобы коллекционер, проводя время с коллекцией, не отказывал себе во встречах с друзьями, свиданиях, играх с ребенком. Нельзя становиться рабом своей коллекции. Вот это уж никак не способствует саморазвитию. </p> <p> <b>— Что, по-твоему, самое необычное и трогательное в коллекционировании?</b> </p> <p> - Это своего рода машина времени, при помощи которой мы можем вернуться в детство. Когда человек уже взрослым начинает собирать коллекцию, это может быть попыткой снова пережить ту радость, которую он испытывал, пополняя свое первое, детское собрание. Так он переносит счастливое детское время во взрослую жизнь, подпитывает себя им — и получает от этого большое удовольствие… </p> <p> <b>Алексей Филиипов</b> </p> <p> <b>Фото: предоставлено для публикации Жанной Сергеевой, которая является правообладателем</b> </p>

«Коллекционирование становится опасно, когда оно превращается в зависимость»

«Коллекционирование становится опасно, когда оно превращается в зависимость»

«Коллекционирование становится опасно, когда оно превращается в зависимость»

«Коллекционирование становится опасно, когда оно превращается в зависимость»

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Робот-художник заработал миллион
18 ноября 2024, 16:54

Коллекционирование/Арт-рынок

Подделок на 200 млн евро
15 ноября 2024, 14:02

Кино-театр

Главные фильмы октября 2024 по версии «Культуромании»
7 октября 2024, 13:03