Коллекционер Олег Лещук: «Процесс коллекционирования похож на рыбную ловлю — многое строится на интуиции, на ощущении, что «клюет»

Коллекционирование/Арт-рынок

Коллекционер Олег Лещук: «Процесс коллекционирования похож на рыбную ловлю — многое строится на интуиции, на ощущении, что «клюет»
24 Января 2024, 10:13

Президент российской коммуникационной группы АДВ рассказал «Культуромании» о своей коллекции, недавно впервые показанной публике.

В конце прошлого года на карте коллекционеров России появилось новое имя — Олег Лещук. Успешный медиаменджер, более 30 лет работающий в сфере рекламы и медиабизнеса, собирал коллекцию на протяжении десятилетий и лишь сейчас решил показать ее зрителям. В музее АРТ4 прошла выставка «Лещи и щуки: Улов Лещука», где было представлено около 100 работ — от Анатолия Зверева и Ильи Кабакова до Андрея Люблинского и Анны Желудь. Экспозиция, куратором которой выступил именитый художник Александр Дашевский, продюсером — партнер по недавно основанному «ЛЕЩУКФОНДУ» Мария Кожевникова, включила в себя менее трети всей коллекции Лещука. Выставка завершилась в минувшее воскресенье, и, как признается сам коллекционер, в ближайшее время повторение не планируется. «Культуромания» узнала, как в коллекцию Олега Лещука попали произведения Дюрера, что учитывается при покупке работ молодых художников и чем будет заниматься недавно основанный «ЛЕЩУКФОНД».

— С чего началась ваша коллекция?

— Моя коллекция складывалась более 30 лет, довольно спонтанно и во многом благодаря моему знакомству с художниками. Сама среда, в которой я тогда находился, способствовала общению с людьми из мира искусства.

С художником Мишей Уховым, например, меня познакомила его жена Таня Панова, которая в то время работала у меня секретарем. Тогда я заказал ему несколько работ, которые должны были лечь в основу оформления офиса. С Андреем Бартеневым меня тоже познакомил мой деловой партнер Олег Поваров. Впоследствии я сам приобретал у Андрея картины, рассказывал о нем своим клиентам, Андрей подарил мне несколько своих работ.

Постепенно я все больше погружался в арт-среду, общался с коллекционерами. Например, первая выставка моей коллекции прошла именно в музее АРТ4, так как я дружу с Игорем Маркиным. Игорь очень близок мне по духу, он тоже в прошлом предприниматель и многие вещи делает, исходя из своего предпринимательского видения. Я купил у него много работ. Особенно активно моя коллекция развивается в течение последних 15 лет. Именно в этот период у меня появился свой коллекционерский взгляд. Я старался развивать художественный вкус, посетил множество музеев по всему миру — от Гонконга до Кубы. Как и любой коллекционер, который рос сам из себя, я совершал ошибки, но благодаря этому опыту удалось сформировать некое представление о том, что хотелось бы иметь в коллекции. Я покупаю то, что мне нравится: поддерживаю художников, в которых вижу творческий потенциал и которые нацелены на творческую экспансию. Моя коллекция формировалась спонтанно, спорадически, и лучшие ее образцы — хотя далеко не все — мы представили на выставке «Лещи и щуки: Улов Лещука» в АРТ4.

— Почему вы решили показать коллекцию публике — и почему именно сейчас?

— Я считаю, что коллекционеры, как и художники, должны самореализовываться через показ своих работ. Выставка ознаменовала некую веху в моем развитии как коллекционера. К тому же, мне исполнилось 60 лет, можно сказать, отметил таким образом свой юбилей. Идея выставки понравилась мне и моему партнеру по «ЛЕЩУКФОНДУ» Марии Кожевниковой, а также Игорю Маркину — он оценил ее и поддержал. Без него эта выставка, наверное, не состоялась бы. И самое удивительное — в результате мы получили проект, который превзошел мои ожидания.

Куратор Саша Дашевский задал выставке нужный вектор, а дальше проект сам генерировал смыслы. Название «Лещи и щуки: Улов Лещука» подчеркивает, что процесс коллекционирования в чем-то похож на рыбную ловлю — многое строится на интуиции, на ощущении, что «клюет». Я сам, кстати, – рыбак, и это была наша с Дашевским идея – обыграть и фамилию, и рыбу, и коллекционирование. Все это придало выставке дополнительное игровое измерение. Представьте, как было бы скучно, если бы картины просто висели и пространство не было организовано вокруг идеи рыбной ловли.

— На выставке помимо работ были экраны, на которых показывали рекламные видеоролики, снятые вашей компанией. Эта идея принадлежит вам или Дашевскому?

— Эта идея была совместной — мы обсуждали ее и с Сашей Дашевским, и с продюсером и с сокуратором Марией Кожевниковой. Очевидно, что реклама влияет на искусство, а искусство — на рекламу. Это – взаимно сообщающиеся сосуды, и нам показалось, что включение рекламы в экспозицию создаст интересное игровое поле. Мы попробовали также поиграть с пространством — насколько позволяли музейные залы и наши финансовые возможности.

— У вас в коллекции есть работы Дюрера и Пиранези. Как они появились?

— Довольно спонтанно. Мой близкий друг является владельцем одной из крупнейших коллекций гравюр. У него уже были подобные интересные работы, и он предложил мне посмотреть их. Я подумал: «Почему бы не иметь в коллекции гравюры Дюрера и Пиранези?» Так они и стали частью моей коллекции.

В ней три основных блока, которые я и дальше планирую развивать: советские нонконформисты, соцреализм и современное искусство. Очень люблю соцреализм и считаю, что ему необходимо дать соответствующую культурную оценку. Для меня соцреализм — больше, чем идеология. Он рассказывает о мощных факторах человеческого существования — о любви к труду, к жизни. В целом, я считаю, что соцреализм еще обязательно скажет свое веское слово.

— У вас в коллекции есть блок современного искусства. Как выбираете для него работы?

— Смотрю биографию художника. Для меня важно, чтобы у него было академическое образование — Московское академическое художественное училище, Московский художественный институт имени В. И. Сурикова или Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, например. Это некая база, на которой можно строить свое художественное развитие. Кроме того, я смотрю на интенсивность участия художников в выставках. Для меня это показатель, что человек реализует себя в художественном пространстве, и его надо поддержать. Этот фактор также стал одной из причин моего желания показать коллекцию именно сейчас: любая выставка для ныне живущих авторов — творческое признание. Такая поддержка для художников многое значит – она дает импульс к дальнейшему развитию. Поэтому я стараюсь выяснить, насколько художник социально активен, в позитивном смысле, как он себя преподносит, какие дает интервью. Конечно, я прислушиваюсь к мнению своих друзей-галеристов, а также к кураторам, иногда читаю специализированные статьи, правда, крайне редко: я предприниматель, и у меня не так много свободного времени. Отмечаю для себя, если вижу работы интересующих меня авторов на выставках или ярмарках. И принимаю решение о покупке, опираясь на все эти факторы.

— Чем будет заниматься недавно основанный вами «ЛЕЩУКФОНД»?

— Сейчас как раз мы финализируем программу фонда, позже представим ее публично. Основная задача — поддержка талантливых авторов. Для примера: в декабре у Игоря Маркина прошла ярмарка «Тупик 20 23», где выставлялся ряд молодых художников, на ней мы вручили премию «ЛЕЩУКФОНДА».

Причем мы планируем поддерживать не только современных художников. Я в прошлом филолог, и мне нравится один наш проект с Игорем Шулинским: мы собираемся выпустить серию книг молодых неизвестных поэтов и писателей. Кроме того, я успел поработать в кино, поэтому хотелось бы сделать проекты, связанные с этой сферой. Например, поддержать молодых сценаристов.

— Звучит вполне амбициозно.

— Это частный фонд, который будет опираться на мои финансовые возможности и возможности моего окружения — тех, кому близок мир искусства и кто готов инвестировать в его поддержку и развитие. Речь не идет о чем-то глобальном. Хотя вся моя жизнь в бизнесе показывает, что порой невозможно предсказать, во что превратится та или иная идея. Главное – придать проекту импульс и поддерживать его, а дальше это может вырасти в интересную историю.

Ксения Воротынцева

Фото: «ЛЕЩУКФОНД», пресс-служба, публикуется с разрешения правообладателя

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Коллекционер Олег Лещук: «Процесс коллекционирования похож на рыбную ловлю — многое строится на интуиции, на ощущении, что «клюет»

<p> В конце прошлого года на карте коллекционеров России появилось новое имя — Олег Лещук. Успешный медиаменджер, более 30 лет работающий в сфере рекламы и медиабизнеса, собирал коллекцию на протяжении десятилетий и лишь сейчас решил показать ее зрителям. В музее АРТ4 прошла выставка «Лещи и щуки: Улов Лещука», где было представлено около 100 работ — от Анатолия Зверева и Ильи Кабакова до Андрея Люблинского и Анны Желудь. Экспозиция, куратором которой выступил именитый художник Александр Дашевский, продюсером — партнер по недавно основанному «ЛЕЩУКФОНДУ» Мария Кожевникова, включила в себя менее трети всей коллекции Лещука. Выставка завершилась в минувшее воскресенье, и, как признается сам коллекционер, в ближайшее время повторение не планируется. «Культуромания» узнала, как в коллекцию Олега Лещука попали произведения Дюрера, что учитывается при покупке работ молодых художников и чем будет заниматься недавно основанный «ЛЕЩУКФОНД». </p> <p> <b>— С чего началась ваша коллекция?</b> </p> <p> — Моя коллекция складывалась более 30 лет, довольно спонтанно и во многом благодаря моему знакомству с художниками. Сама среда, в которой я тогда находился, способствовала общению с людьми из мира искусства. </p> <p> С художником Мишей Уховым, например, меня познакомила его жена Таня Панова, которая в то время работала у меня секретарем. Тогда я заказал ему несколько работ, которые должны были лечь в основу оформления офиса. С Андреем Бартеневым меня тоже познакомил мой деловой партнер Олег Поваров. Впоследствии я сам приобретал у Андрея картины, рассказывал о нем своим клиентам, Андрей подарил мне несколько своих работ. </p> <p> Постепенно я все больше погружался в арт-среду, общался с коллекционерами. Например, первая выставка моей коллекции прошла именно в музее АРТ4, так как я дружу с Игорем Маркиным. Игорь очень близок мне по духу, он тоже в прошлом предприниматель и многие вещи делает, исходя из своего предпринимательского видения. Я купил у него много работ. Особенно активно моя коллекция развивается в течение последних 15 лет. Именно в этот период у меня появился свой коллекционерский взгляд. Я старался развивать художественный вкус, посетил множество музеев по всему миру — от Гонконга до Кубы. Как и любой коллекционер, который рос сам из себя, я совершал ошибки, но благодаря этому опыту удалось сформировать некое представление о том, что хотелось бы иметь в коллекции. Я покупаю то, что мне нравится: поддерживаю художников, в которых вижу творческий потенциал и которые нацелены на творческую экспансию. Моя коллекция формировалась спонтанно, спорадически, и лучшие ее образцы — хотя далеко не все — мы представили на выставке «Лещи и щуки: Улов Лещука» в АРТ4. </p> <p> <b>— Почему вы решили показать коллекцию публике — и почему именно сейчас?</b> </p> <p> — Я считаю, что коллекционеры, как и художники, должны самореализовываться через показ своих работ. Выставка ознаменовала некую веху в моем развитии как коллекционера. К тому же, мне исполнилось 60 лет, можно сказать, отметил таким образом свой юбилей. Идея выставки понравилась мне и моему партнеру по «ЛЕЩУКФОНДУ» Марии Кожевниковой, а также Игорю Маркину — он оценил ее и поддержал. Без него эта выставка, наверное, не состоялась бы. И самое удивительное — в результате мы получили проект, который превзошел мои ожидания. </p> <p> Куратор Саша Дашевский задал выставке нужный вектор, а дальше проект сам генерировал смыслы. Название «Лещи и щуки: Улов Лещука» подчеркивает, что процесс коллекционирования в чем-то похож на рыбную ловлю — многое строится на интуиции, на ощущении, что «клюет». Я сам, кстати, – рыбак, и это была наша с Дашевским идея – обыграть и фамилию, и рыбу, и коллекционирование. Все это придало выставке дополнительное игровое измерение. Представьте, как было бы скучно, если бы картины просто висели и пространство не было организовано вокруг идеи рыбной ловли. </p> <p> <b>— На выставке помимо работ были экраны, на которых показывали рекламные видеоролики, снятые вашей компанией. Эта идея принадлежит вам или Дашевскому?</b> </p> <p> — Эта идея была совместной — мы обсуждали ее и с Сашей Дашевским, и с продюсером и с сокуратором Марией Кожевниковой. Очевидно, что реклама влияет на искусство, а искусство — на рекламу. Это – взаимно сообщающиеся сосуды, и нам показалось, что включение рекламы в экспозицию создаст интересное игровое поле. Мы попробовали также поиграть с пространством — насколько позволяли музейные залы и наши финансовые возможности. </p> <p> <b>— У вас в коллекции есть работы Дюрера и Пиранези. Как они появились?</b> </p> <p> — Довольно спонтанно. Мой близкий друг является владельцем одной из крупнейших коллекций гравюр. У него уже были подобные интересные работы, и он предложил мне посмотреть их. Я подумал: «Почему бы не иметь в коллекции гравюры Дюрера и Пиранези?» Так они и стали частью моей коллекции. </p> <p> В ней три основных блока, которые я и дальше планирую развивать: советские нонконформисты, соцреализм и современное искусство. Очень люблю соцреализм и считаю, что ему необходимо дать соответствующую культурную оценку. Для меня соцреализм — больше, чем идеология. Он рассказывает о мощных факторах человеческого существования — о любви к труду, к жизни. В целом, я считаю, что соцреализм еще обязательно скажет свое веское слово. </p> <p> <b>— У вас в коллекции есть блок современного искусства. Как выбираете для него работы?</b> </p> <p> — Смотрю биографию художника. Для меня важно, чтобы у него было академическое образование — Московское академическое художественное училище, Московский художественный институт имени В. И. Сурикова или Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, например. Это некая база, на которой можно строить свое художественное развитие. Кроме того, я смотрю на интенсивность участия художников в выставках. Для меня это показатель, что человек реализует себя в художественном пространстве, и его надо поддержать. Этот фактор также стал одной из причин моего желания показать коллекцию именно сейчас: любая выставка для ныне живущих авторов — творческое признание. Такая поддержка для художников многое значит – она дает импульс к дальнейшему развитию. Поэтому я стараюсь выяснить, насколько художник социально активен, в позитивном смысле, как он себя преподносит, какие дает интервью. Конечно, я прислушиваюсь к мнению своих друзей-галеристов, а также к кураторам, иногда читаю специализированные статьи, правда, крайне редко: я предприниматель, и у меня не так много свободного времени. Отмечаю для себя, если вижу работы интересующих меня авторов на выставках или ярмарках. И принимаю решение о покупке, опираясь на все эти факторы. </p> <p> <b>— Чем будет заниматься недавно основанный вами «ЛЕЩУКФОНД»?</b> </p> <p> — Сейчас как раз мы финализируем программу фонда, позже представим ее публично. Основная задача — поддержка талантливых авторов. Для примера: в декабре у Игоря Маркина прошла ярмарка «Тупик 20 23», где выставлялся ряд молодых художников, на ней мы вручили премию «ЛЕЩУКФОНДА». </p> <p> Причем мы планируем поддерживать не только современных художников. Я в прошлом филолог, и мне нравится один наш проект с Игорем Шулинским: мы собираемся выпустить серию книг молодых неизвестных поэтов и писателей. Кроме того, я успел поработать в кино, поэтому хотелось бы сделать проекты, связанные с этой сферой. Например, поддержать молодых сценаристов. </p> <p> <b>— Звучит вполне амбициозно.</b> </p> <p> — Это частный фонд, который будет опираться на мои финансовые возможности и возможности моего окружения — тех, кому близок мир искусства и кто готов инвестировать в его поддержку и развитие. Речь не идет о чем-то глобальном. Хотя вся моя жизнь в бизнесе показывает, что порой невозможно предсказать, во что превратится та или иная идея. Главное – придать проекту импульс и поддерживать его, а дальше это может вырасти в интересную историю. </p> <p> <b>Ксения Воротынцева</b> </p> <p> <b>Фото: «ЛЕЩУКФОНД», пресс-служба, публикуется с разрешения правообладателя</b> </p>

Коллекционер Олег Лещук: «Процесс коллекционирования похож на рыбную ловлю — многое строится на интуиции, на ощущении, что «клюет»

Коллекционер Олег Лещук: «Процесс коллекционирования похож на рыбную ловлю — многое строится на интуиции, на ощущении, что «клюет»

Коллекционер Олег Лещук: «Процесс коллекционирования похож на рыбную ловлю — многое строится на интуиции, на ощущении, что «клюет»

Коллекционер Олег Лещук: «Процесс коллекционирования похож на рыбную ловлю — многое строится на интуиции, на ощущении, что «клюет»

Интересное по теме

Кино-театр

Главные фильмы ноября 2024 по версии «Культуромании»
11 ноября 2024, 14:31

Коллекционирование/Арт-рынок

Робот-художник заработал миллион
18 ноября 2024, 16:54

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56