Кирилл Крок: «Мы что,  теперь будем объявлять конкурс: кто поставит «Три сестры»?

Кино-театр

Кирилл Крок: «Мы что, теперь будем объявлять конкурс: кто поставит «Три сестры»?
21 Сентября 2017, 14:11
Театр имени Вахтангова официально признан образцовым театром, министерство культуры России призывает все остальные театры идти по его пути. «Культуромания» поговорила с директором театра Кириллом Кроком о том, как театр выполняет госзаказ, чем живет и чего не может себе позволить.

Театр имени Вахтангова официально признан образцовым театром, министерство культуры России призывает все остальные театры идти по его пути. По крайней мере, так сказал на рабочей встрече с президентом страны Владимир Мединский. «Культуромания» поговорила с директором театра Кириллом Кроком о том, как театр выполняет госзаказ, чем живет и чего не может себе позволить.


— Кирилл Игоревич, из чего складывается экономика Вахтанговского театра?

— Она складывается прежде всего из собственных доходов театра. В 2016 году — мы будем обсуждать прошедший год, потому что текущий еще не закончен — театр получил от государства в виде субсидий на выполнение госзаданий, президентского гранта и субсидий на ремонт  —  425 миллионов рублей. А заработал сам — почти 650 миллионов. Из этого, собственно, и складывается экономика.

В табличке, которую я веду, я ввел такую графу, как бюджетозависимость театра.  Так вот, в 2016 году она была 39,6 процента. То есть, если вдруг завтра театр останется без бюджета, мы не умрем в течение месяца, а лишь будем вынуждены сократить свои расходы на 40 процентов. Условно говоря, будем выпускать не так много премьер и оптимизируем штат.

Из чего складываются наши доходы  — 650 миллионов рублей? Из спектаклей сыгранных в Москве - их было 606. И порядка 65 на гастролях. Если сложить эти две цифры, то получится, что в этом году не было ни дня, чтобы театр не сыграл два с половиной спектакля. При этом наша посещаемость - а у нас вместимость зрительного зала 1155 человек - почти 97 процентов.

Мы понимаем, что эксплуатируем государственную собственность, и все деньги, которые зарабатываем своей деятельностью, вкладываем прежде всего в людей, которые создают художественный продукт — актеров, постановочную часть и так далее.  В поддержание оборудования, открытие новых сцен, в ремонт.

— Я знаю, что вы рачительный хозяин, потому что попасть к вам удается не всегда,  бывает так, что для журналистов не остается свободных мест.

— Вы знаете, мы стараемся, чтобы все журналисты в театр попадали, мы понимаем, что  это часть вашего профессионального дела. Если театр отказывает, это значит, что просто до вас записался кто-то из ваших коллег. Мы ведь не можем отправить вас на балкон, мне кажется, вы должны смотреть спектакль из партера, чтобы составить о нем профессиональное мнение. Хорошее или плохое, неважно. У нас очень маленькая квота - в зале всего 18 мест на которые мы можем посадить гостей.

— В чем для вас сейчас заключается госзаказ?

— Государство как учредитель определяет количество спектаклей, которые мы должны сыграть за год, и количество зрителей, которых должны приять. Исходя их этих цифр происходит нормативное финансирование театра, то есть пересчет бюджета идет в расчете на одного зрителя. Такой принцип финансирования был введен 83-м федеральным законом, который был принят лет 6-7 назад. Как часто бывает у нас в стране,  этот закон был хорош как идея, а когда мы стали его применять на практике, оказался далеко не идеальным.

Расчетной базой для норматива является цифра, которая получается, когда складывают бюджеты двух последних лет перед принятием закона и делят на два. То есть выводят некий средний показатель. И те, кто смог разными способами  увеличить себе бюджетное финансирование в те два года, оказались в выигрыше.

В начале беседы вы упомянули Пушкинский театр. Женю Писарева (главный режиссер и директор театра — прим. ред.) я очень люблю, мы с ним дружим, и я помню его крик, когда бюджет театра «Модерн» оказался больше бюджета Пушкинского театра. Все прекрасно понимали, где «Модерн» и где Пушкинский, в котором аншлаги, который представляет страну на международных фестивалях, получает премии, играет прекрасные спектакли, но на бюджете это никак не сказалось.

— Бывает ли так, что вам приходится, рассматривая план новых постановок, говорить, что вот такое художественное решение театр не может себе позволить?

— Конечно.  Позволить мы себе можем все, но необходимо ли это? Мне вот сейчас прислали смету на новую постановку на Симоновской сцене, которую мы открываем в этом году. Там есть вещи, которые вызывают у меня сомнения. Что мы хотим - эффектами удивлять или все-таки искусством?

— Есть ли способы довести посещаемость до рекордной отметки?

— Вы знаете, я до театра Вахтангова работал в маленьком московском неуспешном театре.

— Да, я знаю, что вы работали в театре «Модерн», у Светланы Враговой.

— Там были спектакли, которые было очень сложно продавать. Тем не менее: когда я пришел, посещаемость была 43 процента. За первый год работы мне удалось поднять ее под 90 процентов, а еще через год довести до 97. В департаменте культуры чиновники удивлялись: а это правда?

— Расскажите, пожалуйста, как можно привлечь публику в театр.

— Нужно сформировать своего зрителя, понять, кто ходит в театр, через кого продаются билеты, как они продаются, сделать так, чтобы тем, кто продает билеты, было выгодно продать их именно в этот театр. Привлекать какими-то зрительскими акциями. Тут есть много маркетинговых ходов, но в основе все равно художественный продукт. Если в театре в течение сезона не появляется хотя бы один спектакль, который станет локомотивом для театра, выживать сложно.

— Сколько сегодня стоит постановка большого спектакля, такого, как «Бег»?

— На нашу огромную сцену стоимость постановки с известной постановочной командой — примерно 20 миллионов рублей.

—  А в этом сезоне на какой спектакль делается ставка?

— Мы ко всем спектаклям, ко всем режиссерам относимся в равной степени внимательно. Предугадать, какой из них выстрелит, очень сложно. Я вам приведу один пример. Наталья Ковалева принесла в театр три года назад пьесу «Наш класс». Действие происходит накануне второй мировой войны в маленьком городе, где живут евреи, поляки, русские. И на этих исторических событиях рассматривается судьба одного класса.  Кто-то становится предателем, кто-то попадает в гетто, кого-то убивают одноклассники. Казалось бы, тяжелая, сложная пьеса, для Натальи Ковалевой это первый опыт в режиссуре, мы долго думали, как делать этот спектакль, никто уже не верил, что он выйдет. И этот спектакль стал абсолютным лидером по прокату на новой сцене. С этого спектакля люди выходят с перевернутыми лицами, и на него не попасть. Вот вам ответ.

Никогда не забуду, как Римас Туминас репетировал спектакль «Пристань» к 90-летию театра. Галина Львовна Коновалова приходила в этот кабинет и говорила: «Ну я не знаю, как мы этот юбилей отметим, какие-то отрывки - это что, просто концерт?» А когда на первом прогоне зазвучала великолепная музыка Фаустаса Латенаса и вышли все наши старейшие артисты - уходящая натура, и каждый в конце своего отрывка таял в глубине сцены, все поняли, что это будет за спектакль.

— Я все время вижу вас у входа в зрительный зал, когда прихожу в театр. У вас есть любимое место в зале?

— Любимого места нет, есть дурная привычка перед началом спектакля посмотреть на зал. Я захожу, смотрю, какая публика пришла, как работают билетеры, гардеробщики, стараюсь это делать регулярно.

— Вы принимали участие в круглом столе директоров в Большом театре, где речь шла в основном о новом законопроекте, предполагающем введение соцзаказа на театральные услуги. То есть, театральная постановка этим документом будет переведена в разряд социальных услуг. Как вы оцениваете это решение?

— Это будет катастрофа для российских театров. Не для театра Вахтангова, нет, у нас все в порядке, и если мне надо будет решать какие-то вопросы с властью, я найду возможность это сделать. Но поскольку мы очень много ездим по России, каждый месяц у нас гастроли, я часто бываю в российских театрах и меня приводит в жуткое недоумение то, что я вижу на местах. Нелюбовь чиновников к театру порой доходит до ненависти, до презрения. Театры чувствуют, что они никому не нужны, никто не интересуется, что с ними происходит, губернаторы к ним не приходят, мэры у них не бывают, а если бывают, то на партийных собраниях и совещаниях, которые проходят в арендованных театральных залах.  У многих театров, несмотря на поручение президента, вышедшее четыре года назад, до сих пор нет общежитий для актеров, театральные здания находятся в аварийном состоянии и никому до этого нет дела.

Мне еще больнее оттого, что некоторые чиновники, пытаясь учить главных режиссеров, как жить, кивают на театр Вахтангова. Театр Вахтангова — это столетний бренд, который не рассыпался на этапе 60-летия, сумел сохранить труппу - несколько актерских поколений. У других так не получилось, не было такой мощной идеи, которая была заложена Вахтанговым в этот театр. Но это же не значит, что на них надо махнуть рукой.

— Чем закончилась битва театров с Минфином?

— Мы продолжаем бороться и надеемся, что показ и создание спектаклей будут  исключены из закона о соцзаказе. Мы что, будем конкурс объявлять, кто дешевле поставит «Три сестры»? И подводные камни там все равно останутся. Если, к примеру, региональный театр много лет проводит фестиваль, а мэрия и регион его финансируют, то теперь подготовку фестиваля нужно будет вынести на социальный заказ, и театр, чтобы получить какие-нибудь два-три миллиона, будет соревноваться с автономным некоммерческим партнерством.  

Социальный заказ должен развивать конкуренцию между государственными и коммерческими учреждениями. Но все мы знаем, что бывает, когда большие государственные  деньги передаются всяким некоммерческим партнерствам.  Проверить бюджетные учреждения легко, вот мы - на Арбате, мы никуда не денемся, а попробуйте найди это партнерство через полгода - оно уже ликвидировано. Пока чиновники не поймут, что театр и культура вообще - это не отрасль экономики и не услуга, будет продолжаться этот бред.















Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Кирилл Крок: «Мы что, теперь будем объявлять конкурс: кто поставит «Три сестры»?

<h2>Театр имени Вахтангова официально признан образцовым театром, министерство культуры России призывает все остальные театры идти по его пути. По крайней мере, так сказал на рабочей встрече с президентом страны Владимир Мединский. «Культуромания» поговорила с директором театра Кириллом Кроком о том, как театр выполняет госзаказ, чем живет и чего не может себе позволить.</h2> <br> <b> </b> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>— Кирилл Игоревич, из чего складывается экономика Вахтанговского театра?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Она складывается прежде всего из собственных доходов театра. В 2016 году — мы будем обсуждать прошедший год, потому что текущий еще не закончен — театр получил от государства в виде субсидий на выполнение госзаданий, президентского гранта и субсидий на ремонт  —  425 миллионов рублей. А заработал сам — почти 650 миллионов. Из этого, собственно, и складывается экономика. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В табличке, которую я веду, я ввел такую графу, как бюджетозависимость театра.  Так вот, в 2016 году она была 39,6 процента. То есть, если вдруг завтра театр останется без бюджета, мы не умрем в течение месяца, а лишь будем вынуждены сократить свои расходы на 40 процентов. Условно говоря, будем выпускать не так много премьер и оптимизируем штат. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Из чего складываются наши доходы  — 650 миллионов рублей? Из спектаклей сыгранных в Москве - их было 606. И порядка 65 на гастролях. Если сложить эти две цифры, то получится, что в этом году не было ни дня, чтобы театр не сыграл два с половиной спектакля. При этом наша посещаемость - а у нас вместимость зрительного зала 1155 человек - почти 97 процентов.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Мы понимаем, что эксплуатируем государственную собственность, и все деньги, которые зарабатываем своей деятельностью, вкладываем прежде всего в людей, которые создают художественный продукт — актеров, постановочную часть и так далее.  В поддержание оборудования, открытие новых сцен, в ремонт.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>— Я знаю, что вы рачительный хозяин, потому что попасть к вам удается не всегда,  бывает так, что для журналистов не остается свободных мест.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Вы знаете, мы стараемся, чтобы все журналисты в театр попадали, мы понимаем, что  это часть вашего профессионального дела. Если театр отказывает, это значит, что просто до вас записался кто-то из ваших коллег. Мы ведь не можем отправить вас на балкон, мне кажется, вы должны смотреть спектакль из партера, чтобы составить о нем профессиональное мнение. Хорошее или плохое, неважно. У нас очень маленькая квота - в зале всего 18 мест на которые мы можем посадить гостей.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> — В чем для вас сейчас заключается госзаказ? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Государство как учредитель определяет количество спектаклей, которые мы должны сыграть за год, и количество зрителей, которых должны приять. Исходя их этих цифр происходит нормативное финансирование театра, то есть пересчет бюджета идет в расчете на одного зрителя. Такой принцип финансирования был введен 83-м федеральным законом, который был принят лет 6-7 назад. Как часто бывает у нас в стране,  этот закон был хорош как идея, а когда мы стали его применять на практике, оказался далеко не идеальным.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Расчетной базой для норматива является цифра, которая получается, когда складывают бюджеты двух последних лет перед принятием закона и делят на два. То есть выводят некий средний показатель. И те, кто смог разными способами  увеличить себе бюджетное финансирование в те два года, оказались в выигрыше. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В начале беседы вы упомянули Пушкинский театр. Женю Писарева (главный режиссер и директор театра — прим. ред.) я очень люблю, мы с ним дружим, и я помню его крик, когда бюджет театра «Модерн» оказался больше бюджета Пушкинского театра. Все прекрасно понимали, где «Модерн» и где Пушкинский, в котором аншлаги, который представляет страну на международных фестивалях, получает премии, играет прекрасные спектакли, но на бюджете это никак не сказалось.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> — Бывает ли так, что вам приходится, рассматривая план новых постановок, говорить, что вот такое художественное решение театр не может себе позволить?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Конечно.  Позволить мы себе можем все, но необходимо ли это? Мне вот сейчас прислали смету на новую постановку на Симоновской сцене, которую мы открываем в этом году. Там есть вещи, которые вызывают у меня сомнения. Что мы хотим - эффектами удивлять или все-таки искусством? </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> — Есть ли способы довести посещаемость до рекордной отметки? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Вы знаете, я до театра Вахтангова работал в маленьком московском неуспешном театре.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>— Да, я знаю, что вы работали в театре «Модерн», у Светланы Враговой.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Там были спектакли, которые было очень сложно продавать. Тем не менее: когда я пришел, посещаемость была 43 процента. За первый год работы мне удалось поднять ее под 90 процентов, а еще через год довести до 97. В департаменте культуры чиновники удивлялись: а это правда?</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> — Расскажите, пожалуйста, как можно привлечь публику в театр. </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Нужно сформировать своего зрителя, понять, кто ходит в театр, через кого продаются билеты, как они продаются, сделать так, чтобы тем, кто продает билеты, было выгодно продать их именно в этот театр. Привлекать какими-то зрительскими акциями. Тут есть много маркетинговых ходов, но в основе все равно художественный продукт. Если в театре в течение сезона не появляется хотя бы один спектакль, который станет локомотивом для театра, выживать сложно. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>— Сколько сегодня стоит постановка большого спектакля, такого, как «Бег»?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — На нашу огромную сцену стоимость постановки с известной постановочной командой — примерно 20 миллионов рублей. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>—  А в этом сезоне на какой спектакль делается ставка? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Мы ко всем спектаклям, ко всем режиссерам относимся в равной степени внимательно. Предугадать, какой из них выстрелит, очень сложно. Я вам приведу один пример. Наталья Ковалева принесла в театр три года назад пьесу «Наш класс». Действие происходит накануне второй мировой войны в маленьком городе, где живут евреи, поляки, русские. И на этих исторических событиях рассматривается судьба одного класса.  Кто-то становится предателем, кто-то попадает в гетто, кого-то убивают одноклассники. Казалось бы, тяжелая, сложная пьеса, для Натальи Ковалевой это первый опыт в режиссуре, мы долго думали, как делать этот спектакль, никто уже не верил, что он выйдет. И этот спектакль стал абсолютным лидером по прокату на новой сцене. С этого спектакля люди выходят с перевернутыми лицами, и на него не попасть. Вот вам ответ. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Никогда не забуду, как Римас Туминас репетировал спектакль «Пристань» к 90-летию театра. Галина Львовна Коновалова приходила в этот кабинет и говорила: «Ну я не знаю, как мы этот юбилей отметим, какие-то отрывки - это что, просто концерт?» А когда на первом прогоне зазвучала великолепная музыка Фаустаса Латенаса и вышли все наши старейшие артисты - уходящая натура, и каждый в конце своего отрывка таял в глубине сцены, все поняли, что это будет за спектакль.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> — Я все время вижу вас у входа в зрительный зал, когда прихожу в театр. У вас есть любимое место в зале?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Любимого места нет, есть дурная привычка перед началом спектакля посмотреть на зал. Я захожу, смотрю, какая публика пришла, как работают билетеры, гардеробщики, стараюсь это делать регулярно.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>— Вы принимали участие в круглом столе директоров в Большом театре, где речь шла в основном о новом законопроекте, предполагающем введение соцзаказа на театральные услуги. То есть, театральная постановка этим документом будет переведена в разряд социальных услуг. Как вы оцениваете это решение?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Это будет катастрофа для российских театров. Не для театра Вахтангова, нет, у нас все в порядке, и если мне надо будет решать какие-то вопросы с властью, я найду возможность это сделать. Но поскольку мы очень много ездим по России, каждый месяц у нас гастроли, я часто бываю в российских театрах и меня приводит в жуткое недоумение то, что я вижу на местах. Нелюбовь чиновников к театру порой доходит до ненависти, до презрения. Театры чувствуют, что они никому не нужны, никто не интересуется, что с ними происходит, губернаторы к ним не приходят, мэры у них не бывают, а если бывают, то на партийных собраниях и совещаниях, которые проходят в арендованных театральных залах.  У многих театров, несмотря на поручение президента, вышедшее четыре года назад, до сих пор нет общежитий для актеров, театральные здания находятся в аварийном состоянии и никому до этого нет дела. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Мне еще больнее оттого, что некоторые чиновники, пытаясь учить главных режиссеров, как жить, кивают на театр Вахтангова. Театр Вахтангова — это столетний бренд, который не рассыпался на этапе 60-летия, сумел сохранить труппу - несколько актерских поколений. У других так не получилось, не было такой мощной идеи, которая была заложена Вахтанговым в этот театр. Но это же не значит, что на них надо махнуть рукой.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> — Чем закончилась битва театров с Минфином?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> — Мы продолжаем бороться и надеемся, что показ и создание спектаклей будут  исключены из закона о соцзаказе. Мы что, будем конкурс объявлять, кто дешевле поставит «Три сестры»? И подводные камни там все равно останутся. Если, к примеру, региональный театр много лет проводит фестиваль, а мэрия и регион его финансируют, то теперь подготовку фестиваля нужно будет вынести на социальный заказ, и театр, чтобы получить какие-нибудь два-три миллиона, будет соревноваться с автономным некоммерческим партнерством.  </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Социальный заказ должен развивать конкуренцию между государственными и коммерческими учреждениями. Но все мы знаем, что бывает, когда большие государственные  деньги передаются всяким некоммерческим партнерствам.  Проверить бюджетные учреждения легко, вот мы - на Арбате, мы никуда не денемся, а попробуйте найди это партнерство через полгода - оно уже ликвидировано. Пока чиновники не поймут, что театр и культура вообще - это не отрасль экономики и не услуга, будет продолжаться этот бред.</span> </p> <p> <br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> </p> <br> <br> <br> <br> <br> <br> <br> <br> <br> <br>

Кирилл Крок: «Мы что,  теперь будем объявлять конкурс: кто поставит «Три сестры»?

Кирилл Крок: «Мы что, теперь будем объявлять конкурс: кто поставит «Три сестры»?

Кирилл Крок: «Мы что, теперь будем объявлять конкурс: кто поставит «Три сестры»?

Кирилл Крок: «Мы что, теперь будем объявлять конкурс: кто поставит «Три сестры»?

Интересное по теме

Кино-театр

Заработать на будущем
25 октября 2024, 13:47

Коллекционирование/Арт-рынок

Миллион за пустоту
1 ноября 2024, 13:29

Кино-театр

Главные фильмы октября 2024 по версии «Культуромании»
7 октября 2024, 13:03