– Все ваши работы остросоциальные. Вам не кажется, что удалось в своих работах идеально передать русский характер?
– Нет, мне так не кажется. Я скорее отношусь к этому несколько иначе. У меня иная философская концепция, что искусство не отображает реальность, а ее формирует. Я как любой человек, живущий в обществе, что-то вижу, что-то слышу. Изначально задач показать русский характер у меня нет. Конечно, эти пласты пересекаются, но отчасти…
– Многие русские писатели-классики пытались понять, что такое русская душа. А какая она, русская душа?
– Есть люди, которые запросто могут говорить: «наш народ любит то» или «наш народ любит это» или «наш народ не любит». Часто человек, который рассуждает о русской душе может не знать, чем занимается человек, живущий вместе с ним на лестничной площадке – что он слушает, что он читает, о чем он думает и так далее. Обобщения я не люблю. Про свою душу я могу сказать, а про душу всех русских людей, увы, не возьмусь говорить…
– Тогда расскажите, пожалуйста, о своей душе…
– Здесь очень просто. С возрастом человек меняется. Если сначала человек бунтует, ищет, то потом начинаешь задумываться о том, как детей воспитать. Все такое, ничего особенно интересного… Человек, как человек.
– У вас такая интересная биография. Вы – юрист по образованию. Мой коллега. И, тем не менее, стали знамениты, как художник. Как формировался ваш фирменный стиль?
– Не могу сказать, что это какой-то фирменный стиль, во-первых. Я просто рисую, как у меня получается. Я всегда так рисовал.
– У вас есть серия картин с котиками, которые, кажется, можно рисовать до бесконечности. Скажите, вы ориентировались на стиль поп-арт в выработке своего подхода? Например, на Энди Уорхола с его баночной серией…
– Скорее, котики и другие персонажи – это те, которые перекочевывают из картины в картину. Я их в разные обстоятельства помещаю. Это как мультфильм. И там одни и те же герои оказываются в разных ситуациях. Серия за серией.
– Многие художники, и вы в том числе, идут по пути коммерциализации результатов своей деятельности. Это в какой-то мере убивает искусство или нет? Или это нормальный, закономерный процесс?
– Я собственно и занялся всем этим, чтобы деньги заработать. Не знаю насколько это убивает или не убивает. Моя задача – кормить семью. Когда я работал в газете, например, то я получал мало, а когда стал рисовать картинки – стал получать много. Вот и все.
– Ну, это стимулирует вас?
– Конечно, стимулирует. Смотрите, если рисовать картины на досуге (как, представьте, днем артистка Ермолова отстояла у шлифовального станка, как же хорошо она вечером сыграет спектакль!). На самом деле, все не так. Для того, чтобы быть хорошим в каком-то деле, надо постоянно им заниматься. Постоянно… И, соответственно, если у меня есть возможность заниматься только рисованием, у меня с каждым разом получается все лучше и лучше. Если бы я весь день работал где-нибудь на заводе, а вечером приходил и рисовал для искусства, то было бы не очень клёво, поэтому лучше заниматься чем-нибудь одним.
– В одном интервью вы сказали, что если бы рисовали то, что хотели, на это никто смотреть не стал. Поделитесь, что бы вы такое нарисовали?
– Ну, да, трупы там, всякое такое.
– Ну, у вас топоры и кровь на картинах присутствует…
– Ну, этого очень и очень мало. Это так, символично. А так я люблю страшные картины. Чёрные такие, мрачные… А они никому не нужны.
– Ну, вы, наверное, что-то для души рисуете, что можно дома повесить…
– Все, что я рисую, я делаю для души. Я люблю, что я делаю. Я с удовольствием этим занимаюсь. Если бы это не приносило удовольствия, а только деньги, я бы этим точно не занимался. В этом смысле, я счастливый человек. Мне же еще за это платят.
– И последний вопрос из разряда детских. Как научиться рисовать?
– Не знаю. Я не умею рисовать.
– Не умеете? Но, тем не менее, вы занимаетесь этим…
– Ну, краски надо купить, кисточки… И рисовать. Как дети рисуют.
– Многие великие говорили, что чтобы что-то начать делать хорошо, надо начать…
– Ну, да, да. Это очень важно. Иногда мне говорят, мол, рисуешь ты всяких котов. Ну, тут еще надо смелость иметь. Для многих художников какого-то кота нарисовать – это кажется банальным…
– Примитивизм…
– Да. И многим не хватает духу это сделать. Поэтому, если лежит к чему-то душа, ну, например, к рисованию, надо рисовать, и все. Ну, можно пойти поучиться куда-нибудь. Масса есть курсов, учебных заведений. Смотря какие задачи ставишь перед собой…
Артем Комаров
Фото из личного архива художника Ложкина, публикуется с его разрешения