Хенрикюс Антониус ван Меегерен мечтал о признании, а стал величайшим фальсификатором ХХ века
Жил да был художник, который хотел славы. Он был хорошим художником, но родился слишком поздно, и поэтому слава к нему не приходила. Художник был убежденным, последовательным реалистом, а жить и творить ему выпало в ХХ веке, когда реализм был в чести только в сталинском СССР, и позже в Германии, при Гитлере. Он был голландцем, любил свою страну и никуда не хотел уезжать, дадаизм, кубизм и супрематизм ему не нравились. Художник даже сотрудничал с журналом, который критиковал современное искусство. Он публиковал там свои статьи, но потом журнал закрылся, а его картины по-прежнему не покупали, критики писали, что они вторичны.
Художник обиделся на критиков, и решил им отомстить, доказать, что они ничего не понимающие в искусстве глупцы. В качестве мишени он выбрал самого известного голландского арт-критика и искусствоведа: тот должен был ответить за весь свой цех сразу.
А в соседней стране, в Германии, жил мечтавший о власти и славе летчик-ас, пробовавший свои силы в политике: он был очень амбициозен и считал себя человеком Возрождения. Его звали Герман Геринг: когда к власти пришли фашисты, он стал вице-фюрером, рейхсмаршалом авиации, возглавлявшим люфтваффе, главой правительства Пруссии и шефом военной промышленности, уполномоченным по четырехлетнему плану, вице-канцлером Германии, Имперским лесничим Германии – и это еще не все. Он-то и помог художнику, которого звали Хенрикюс Антониус ван Меегерен добиться громкой славы. Да так, что в 1947 году, тот, по социологическим опросам, оказался персоной номер один в Голландии, обойдя по популярности даже премьер-министра. Узнали о нем и за пределами родной страны: Антониус ван Меегерен стал звездой и вошел в историю искусства.
Рейхсмаршал Геринг получал около миллиона рейхсмарок в месяц. Эти деньги Геринг тратил на роскошную жизнь, но вскоре он вошел во вкус коллекционирования, и начал покупать картины. Зависевшие от него промышленники вносили большие суммы в основанный Герингом художественный фонд, эти деньги тоже шли на покупку произведений искусства. В собрание Геринга попадали картины, конфискованные или купленные за бесценок у еврейских собственников, вывезенные с оккупированных территорий. Геринг собирался передать его немецкому народу и превратить в общедоступный музей в 1953 году, в честь своего шестидесятилетнего юбилея. А пока что он наслаждался им сам, и для этого часто переодевался в роскошный, бархатный, шитый золотом костюм эпохи Возрождения. Свое собрание Геринг считал самым значительным в мире, и так оно и было: в сегодняшних ценах его коллекции стоили бы миллиарды долларов, но на самом деле они были бесценны.
Украшением своего собрания Геринг считал картину величайшего голландского художника голландского золотого века Яна Вермеера Делфтского «Христос и судьи». Хенрикюс Антониус ван Меегерен продал эту картину Герингу в 1943-м году за миллион шестьсот тысяч гульденов. Сумма оказалась рекордной: Геринг предпочитал платить как можно меньше, он вел переговоры жестко, демпинговал и нажимал, но если продавец не был евреем и держался твердо, в конце-концов платил.
После освобождения Голландии у ван Меегерена начались большие неприятности: его обвинили в коллаборационизме и распродаже отечественного культурного наследия, арестовали и посадили в тюрьму.
Голландия сильно пострадала во время оккупации, в конце войны в стране был страшный голод, от которого многие погибли. Коллаборантов в 1945-м не щадили, ван Меегерена ждал большой тюремный срок. Обдумав все как следует, он сказал следователю, что сам написал картину «Христос и судьи». По его словам, он подделал еще несколько работ знаменитых художников. В пересчете на сегодняшние деньги, его доход составил двадцать пять-тридцать миллионов долларов.
Началось все, по его словам, с попытки особо изощренного розыгрыша. Его особенно сильно раздражал выдающийся голландский искусствовед, мастер атрибуций, директор крупной картинной галереи Абрахам Бредиус. Ван Меегерен решил его опозорить: он написал картину под Вермеера Делфтского, взяв полотно XVII века, смыв с него старую живопись и искусственно состарив свое произведение. Увидев его «Христа в Эммаусе» Бредиус пришел в восторг: эта находка подтвердила его давние концепции, в творчестве Вермеера нашлось недостающее звено! Картину купил роттердамский музей, деньги, сегодняшний эквивалент трех миллионов долларов, собирали всем миром. Посещаемость музея после этого резко повысилась, а ван Меегерен открыл для себя новый мир, другую, лучшую жизнь: элитные ночные клубы, наркотики и девушки, ночь с которыми стоила целое состояние. В этом отношении они с Герингом были похожи – когда рейхсмаршала авиации арестовали американцы, он едва ли не полностью выпал из реальности от наркомании. Но в отличие от него ван Меегерен знал меру. Ему надо было работать, он любил фальсифицировать картины великих мастеров. К тому же благодаря этому он стал богатым человеком.
Нидерландская юстиция поставила уникальный судебный эксперимент: в распоряжение ван Меегерена предоставили шесть недель, за это время он написал картину «Молодой Иисус, проповедывающий в храме». От подлинного Вермеера ее можно было отличить лишь благодаря рентгеновскому анализу – с тех пор такая экспертиза начала входить в широкий обиход. Суд оказался в тупике: художник не выдавал свои работы за картины старых мастеров. Их продавали посредники, а эксперты добросовестно заблуждались. В результате ван Меегерену дали год тюремного заключения, за порогом тюрьмы его ждала слава… Но до освобождения художник не дожил – вскоре после того, как был оглашен приговор, он умер от инфаркта.
Его подделки экспонируются в известных музеях. Признания – пусть и очень своеобразного – он все-таки добился. На этом фоне померкло и затерялось то, что ван Меегерен был очень хорошим художником-реалистом…
Вот только родился он слишком поздно.
Алексей Филиппов
Фото: VanMeegeren1945 - Ван Меегерен, Хан — Википедия (wikipedia.org)