О чем мы думаем, говоря "современное" искусство? Об инсталляциях Кунса и Бэнкси, интерьерных абстракциях или эпатажных перформансах. Должно ли современное искусство постоянно эпатировать, чтобы иметь возможность быть замеченным зрителем, и как художнику выражать себя, а не ожидания общества? Об этом мы поговорили с художницей, основателем Foundation STALNAYA Ланой Стальной-Ответчиковой, чей фонд занимается поддержкой современного искусства, которое «не эпатирует, а создает эстетику жизни».
- Лана, скажите, изменился ли ваш взгляд на искусство, когда вы посмотрели на него, не как художник, а как обозреватель, ценитель, став основателем фонда?
- Мне всегда казалось, что искусство -- это способ художника смотреть на мир, а главное, жить в нем. Совсем не секрет, что люди творческие гораздо более чувствительны к внешним обстоятельствам, потрясениям, переживаниям. И искусство здесь выполняет две роли -- помогает пережить ситуацию, спроецировав ее на образ и выразив на бумаге, в форме, в словах, или, второй вариант -- создать собственную реальность, собственные миры.
- У вас как художника нет соревновательного момента с тем, о ком вы рассказываете в Foundation? Кто отбирает художников для публикации на сайте?
- Безусловно, большинство художников очень амбициозны и соревновательный момент не может не присутствовать. Но это скорее на пользу. Перед публикацией редакция просматривает большое количество известных и совсем еще новых авторов. Я доверяю своей редакции, но сама всегда принимаю финальное решение. И я очень рада возможности знакомиться с новыми авторами. Только так можно совершенствоваться. Не останавливаться в стремлении сделать что-то лучше.
- А откуда, как вам кажется, художники берут идеи и мотивацию?
- С мотивацией все просто. Художник не может не писать. Любое творчество автор не может не транслировать в мир. Создавать -- его физическая потребность. Это то же самое, что человеку, который находится в социуме, взаимодействует, не дать возможности выражать свои мысли. Ничем хорошим это не закончится. А идеи -- это всегда плод взаимодействия с миром. Чем больше новой информации поступает, тем больше идей. Бесполезно искать что-то внутри себя. Мозг так устроен -- он совмещает части информации из разных областей, рождая новое.
- Так в ваших акварелях появилось золото?
- Золото вообще довольно часто появляется в моих работах, но в акварели его раньше не было -- это правда. Мне нравится сочетание прозрачной текстуры водной краски и монолита потали. Они борются и одновременно подчеркивают друг друга.
- Почему в своем творчестве вы отдаете предпочтение именно акварели? Это ведь очень непростая техника, которую сложно вывести на галерейный уровень?
- Акварель -- сложная и невероятно коварная техника. Вы правы, ее технический уровень невероятно сложно довести до галерейного. Вы когда-нибудь видели как пишут акварелисты? Широкими мазками наносят заливки. Хватают планшет и ищут его положение, в котором заливка ляжет так, как нужно. Как они едва заметными, почти невротическими касаниями расставляют акценты. Потому, что одно неверное движение, и можно все испортить. Акварель не прощает ошибок. Ее невозможно исправить или частично переписать, как например, масло. Главное в акварели -- это баланс между "все утекло" и мазком сухой кистью. В принципе, как и в жизни.
- То есть, исходя из направления, в котором развивается ваше творчество, вы считаете, что галерейный уровень -- это работы с новаторством и новыми сочетаниями? А как же "все уже создано до нас"?
- Сейчас время такое -- делая что-то мы отвечает не на вопрос "Что?", а на вопрос "Как?". Как это сделано, какими гранями играет. Вот это захватывает. Когда зритель останавливается и говорит Как? -- вот это галерейное искусство.
- Есть мнение, что для того, чтобы художника заметили, он должен создавать китч, эпатаж, политические темы затрагивать, нормы рушить. Как по вашему мнению, это имеет место?
- Яна, хотите виски?
- Наверное, нет.
- Вот и я -- нет. Потому что сейчас 10 утра и мы находимся в Союзе художников. Все эти направления, и китч, и эпатаж имеют место, но всему свое место. Здесь мы говорим уже даже о том, что называть современным искусством. Даже там, где эпатируют, задача ставится не эпатировать, а сделать новый шаг. Дать новое направление развитию искусства. И именно от этого художника, который вызовет эмоцию, резонанс, зависит, куда эта дорога повернет. За себя могу сказать, что я, как художник, не про это. Для меня важны три вещи: мысль, чувство и эстетика. Можно даже сказать, чувства и мысли, облаченные в форму, которая соответствует моим понятиям об эстетике.
- В прошлом году один из американских журналов назвал вас "Амбассадором интеллектуального эротизма" -- это не эпатаж или провокация?
- Нет, эротизм для меня -- это не провокация, это энергия жизни. Мне это "звание" близко.
- Несмотря на то, что вы строите вполне успешную карьеру как художник, вы решили создать Foundation STALNAYA. Почему? Что для вас Фонд? В чем вы видите его миссию?
- Сейчас без сомнения создается множество ресурсов, как информационных, так и комьюнити художников и деятелей искусства по другим направлениям. Для меня Foundation STALNAYA -- это возможность не просто рассказывать о современном искусстве. Я вкладываю в это понятие чуть больше. Искусство окружает нас постоянно. В том, на что мы смотрим, что мы вешаем на стену, какую вазу ставим на полку, какую музыку слушаем и что читаем. Я говорю про искусство жить.
- И все это российские авторы?
- Да, это эстетика чего-то очень близкого на ментальном уровне, уровне нашей души.
- Желаем успеха проекту и, конечно, ждем новых картин.
Яна Рудницкая