Карл Фаберже и Федор Рюкерт в Кремле. Выставка «царской роскоши»

Музеи и выставки

Карл Фаберже и Федор Рюкерт в Кремле. Выставка «царской роскоши»
21 Октября 2020, 10:04
Имя Фаберже знакомо каждому и ассоциируется с виртуозно изготовленными для царской семьи ювелирными изделиями. Команда Музеев Кремля в течение трех лет работала над представлением творчества Карла Фаберже и его партнера и друга, эмальерного мастера Федора Рюкерта.

Музеи Московского Кремля презентовали роскошную выставку, подпадающую под определение «Наше всё». Имя Фаберже знакомо каждому и ассоциируется с виртуозно изготовленными для царской семьи ювелирными изделиями. Команда Музеев Кремля в течение трех лет работала над представлением творчества Карла Фаберже и его партнера и друга, эмальерного мастера Федора Рюкерта. Итогом стала экспозиция, показывающая всё многообразие и красоту знаменитого направления «русской эмали».

Открытие выставки прошло при участии генерального директора Музеев Кремля Елены Гагариной и председателя попечительского совета Музеев Кремля Сергея Иванова. Эстетика форм, красочность эмали, виртуозность исполнения – в каждом предмете мы видим не просто причастность знаменитой фамилии, но теплоту русской души, народные мотивы, былинность, которая стала вновь актуальной и востребованной для людей на пороге XX века. Это и есть знаменитый «русский» или «московский» стиль в эмальерном искусстве.

Елена Гагарина на открытии представила Карла Фаберже как «великого русского ювелира, поставщика Императорского двора, творчество которого известно во всем мире и произведения которого находятся в коллекциях всех европейских Императорских дворов». Экспозиция, без сомнения, привлечет большое внимание даже у искушенной публики. «Нам хотелось показать не только те произведения, которые хорошо известны. Нам хотелось показать то, чем являлось русское ювелирное искусство на протяжении длительного времени – искусством эмали»,  –  отметила глава Музеев Кремля. Она также выразила благодарность музеям-партнерам и частным коллекционерам, предоставившим свои экспонаты в непростое время изоляции и ограничений .

Предметы выставки демонстрируют уникальные техники исполнения ювелирных изделий. Автор концепции и куратор выставки Татьяна Мунтян рассказала журналистам, что эмалевые изделия в так называемом «русском стиле» XIX - XX веков – это время обращения к национальному наследию, к теме русской старины.

«Здесь представлены абсолютно самобытные, не имеющие аналогов в мире ковши, чаши из серебра, покрытые матовой эмалью и шитые натуральным жемчугом. Их делали только в России и только в фирме Фаберже», – подчеркнула г-жа Мунтян. Также здесь можно увидеть еще одну особенную русскую технику – прозрачные, так называемые витражные эмали. Они изготовлены при помощи тончайших серебряных перегородок, выглядят красочно и ярко -- как средневековые витражи. «Такие сложные произведения производили только у нас», –  отмечает она.

«Эта выставка была бы невозможна без показа наследия друга, соратника и партнера Фаберже – Федора Рюкерта, которого называли «живописцем по эмали». Его небольшая мастерская производила удивительные вещи, украшенные живописными миниатюрами. Эмалевая тонкая живопись мастерской настолько славилась, что такие великие поставщики Императорского двора, как фирмы Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, заказывали Рюкерту живописные работы для последующей продажи в своих магазинах», –  сообщила г-жа Мунтян.

Что было примером «русскости» для мастеров? Эмальеры вдохновлялись произведениями Виктора Васнецова, Константина Маковского, Сергея Соломко, Ивана Куликова, Федота Сычкова. Эти художники в полной мере воспели красоту русской женщины, дух страны и народные преданья. Самым популярным и любимым художником для ювелиров был, конечно, Виктор Васнецов. Посетители увидят, как знаменитые картины «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке» виртуозно повторены в миниатюре во множестве ювелирных изделий.

Конечно, в начале прошлого века никто уже не пользовался братинами (славянский широкий сосуд для напитков) и ковшами, особенно если они украшены драгоценными камнями и росписью. Но такие вещи являлись уникальными, статусными, их нередко преподносили как дипломатические подарки, как знак внимания Императорского двора и лично Императора, пояснила Татьяна Мунтян. Ведь «русский» или «московский» стиль – настоящая визитная карточка Рюкерта и Фаберже.

Екатерина Караваева, директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Кремля в интервью «Культуромании» рассказала, как собиралась экспозиция и почему предметы Фаберже до сих пор одни из самых топовых на коллекционном рынке.

- Несмотря на сложную ситуацию, в которой создавалась эта выставка, нам удалось собрать экспонаты из более чем 20 музеев и частных коллекций. Зарубежное участие изначально предполагалось не столь большим, поскольку самые выдающиеся произведения эмалевого искусства фирм Карла Фаберже и Федора Рюкерта и многих других эмальерных фирм, содержатся в государственных и частных российских собраниях. Мы чрезвычайно признательны нашему давнему партнеру –  лондонскому Музею Виктории и Альберта, который, несмотря на сохраняющуюся сложную эпидемиологическую ситуацию, согласился отправить экспонаты из своего собрания в Москву без сопровождения хранителей.

- Тема наследия Фаберже в этом году освещается и другими музеями. В чем особенность выставки Музеев Московского Кремля?

- В 2020 году исполняется сто лет со дня смерти Карла Фаберже. Поэтому все крупнейшие музеи, в собрании которых есть выдающиеся произведения мастера, стараются в этом году достойно представить зрителям его наследие. Я должна сказать, что такой масштабный объем экспонатов нашей выставки, представляющий разные эмальерные техники, которыми обладали русские поставщики Высочайшего двора, делается впервые.

- Поддерживают ли зарубежные музеи эту тему тоже?

- Могу сообщить, что в конце 2021 года в Музее Виктории и Альберта должна открыться масштабная выставка, которая пока носит название просто «Фаберже». Мы будем участвовать в ней самыми редкими и ценными памятниками нашей коллекции. Поэтому интерес к наследию Фаберже не ослабевает. Я знаю, что лондонская выставка будет делать акцент на английском отделении фирмы Фаберже, которое было процветающим в годы своего существования. Произведения, которые были созданы этим отделением, находились и до сих пор находятся в коллекциях членов королевской семьи.

- Хочется отметить большой список частных собраний, предоставивших экспонаты для кремлевской выставки. Это показывает, как сегодня ценится «русская эмаль» у коллекционеров, как с охотой ее представляют на крупных аукционах.

- Совершенно верно. Должна сказать, что самое крупное собрание произведений Федора Рюкерта находится в Музеях Московского Кремля. Но по сравнению с частными коллекциями оно не столь велико, хотя включает некоторые уникальные вещи, которые вы не найдете в других собраниях. Действительно, произведение Карла Фаберже, Федора Рюкерта, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова, Павла Сазикова, Вильгельма Болина и многих других русских ювелирных фирм, представлены на рынке. И в последние несколько десятилетий сложился целый ряд крупных частных коллекций. Музеи Кремля сотрудничали с ними и получили многие произведения, чтобы во всей полноте представить тот предмет, о котором мы с вами сегодня говорим.

Выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» проходит в Музеях Московского Кремля до 10 января 2021 года. Билеты можно приобрести онлайн на сайте музея. Посещение выставки проходит по сеансам с 10 до 16 часов. Не забывайте взять с собой маски и – приятного просмотра!

Любовь Мартынова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Карл Фаберже и Федор Рюкерт в Кремле. Выставка «царской роскоши»

<h2> Музеи Московского Кремля презентовали роскошную выставку, подпадающую под определение «Наше всё». Имя Фаберже знакомо каждому и ассоциируется с виртуозно изготовленными для царской семьи ювелирными изделиями. Команда Музеев Кремля в течение трех лет работала над представлением творчества Карла Фаберже и его партнера и друга, эмальерного мастера Федора Рюкерта. Итогом стала экспозиция, показывающая всё многообразие и красоту знаменитого направления «русской эмали». </h2> <p> Открытие выставки прошло при участии генерального директора Музеев Кремля Елены Гагариной и председателя попечительского совета Музеев Кремля Сергея Иванова. Эстетика форм, красочность эмали, виртуозность исполнения – в каждом предмете мы видим не просто причастность знаменитой фамилии, но теплоту русской души, народные мотивы, былинность, которая стала вновь актуальной и востребованной для людей на пороге XX века. Это и есть знаменитый «русский» или «московский» стиль в эмальерном искусстве. </p> <p> Елена Гагарина на открытии представила Карла Фаберже как «великого русского ювелира, поставщика Императорского двора, творчество которого известно во всем мире и произведения которого находятся в коллекциях всех европейских Императорских дворов». Экспозиция, без сомнения, привлечет большое внимание даже у искушенной публики. «Нам хотелось показать не только те произведения, которые хорошо известны. Нам хотелось показать то, чем являлось русское ювелирное искусство на протяжении длительного времени – искусством эмали»,  –  отметила глава Музеев Кремля. Она также выразила благодарность музеям-партнерам и частным коллекционерам, предоставившим свои экспонаты в непростое время изоляции и ограничений . </p> <p> Предметы выставки демонстрируют уникальные техники исполнения ювелирных изделий. Автор концепции и куратор выставки Татьяна Мунтян рассказала журналистам, что эмалевые изделия в так называемом «русском стиле» XIX - XX веков – это время обращения к национальному наследию, к теме русской старины. </p> <p> «Здесь представлены абсолютно самобытные, не имеющие аналогов в мире ковши, чаши из серебра, покрытые матовой эмалью и шитые натуральным жемчугом. Их делали только в России и только в фирме Фаберже», – подчеркнула г-жа Мунтян. Также здесь можно увидеть еще одну особенную русскую технику – прозрачные, так называемые витражные эмали. Они изготовлены при помощи тончайших серебряных перегородок, выглядят красочно и ярко -- как средневековые витражи. «Такие сложные произведения производили только у нас», –  отмечает она. </p> <p> «Эта выставка была бы невозможна без показа наследия друга, соратника и партнера Фаберже – Федора Рюкерта, которого называли «живописцем по эмали». Его небольшая мастерская производила удивительные вещи, украшенные живописными миниатюрами. Эмалевая тонкая живопись мастерской настолько славилась, что такие великие поставщики Императорского двора, как фирмы Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, заказывали Рюкерту живописные работы для последующей продажи в своих магазинах», –  сообщила г-жа Мунтян. </p> <p> Что было примером «русскости» для мастеров? Эмальеры вдохновлялись произведениями Виктора Васнецова, Константина Маковского, Сергея Соломко, Ивана Куликова, Федота Сычкова. Эти художники в полной мере воспели красоту русской женщины, дух страны и народные преданья. Самым популярным и любимым художником для ювелиров был, конечно, Виктор Васнецов. Посетители увидят, как знаменитые картины «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке» виртуозно повторены в миниатюре во множестве ювелирных изделий. </p> <p> Конечно, в начале прошлого века никто уже не пользовался братинами (славянский широкий сосуд для напитков) и ковшами, особенно если они украшены драгоценными камнями и росписью. Но такие вещи являлись уникальными, статусными, их нередко преподносили как дипломатические подарки, как знак внимания Императорского двора и лично Императора, пояснила Татьяна Мунтян. Ведь «русский» или «московский» стиль – настоящая визитная карточка Рюкерта и Фаберже. </p> <p> <b>Екатерина Караваева, директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Кремля </b>в интервью «Культуромании» рассказала, как собиралась экспозиция и почему предметы Фаберже до сих пор одни из самых топовых на коллекционном рынке. </p> <p> - Несмотря на сложную ситуацию, в которой создавалась эта выставка, нам удалось собрать экспонаты из более чем 20 музеев и частных коллекций. Зарубежное участие изначально предполагалось не столь большим, поскольку самые выдающиеся произведения эмалевого искусства фирм Карла Фаберже и Федора Рюкерта и многих других эмальерных фирм, содержатся в государственных и частных российских собраниях. Мы чрезвычайно признательны нашему давнему партнеру –  лондонскому Музею Виктории и Альберта, который, несмотря на сохраняющуюся сложную эпидемиологическую ситуацию, согласился отправить экспонаты из своего собрания в Москву без сопровождения хранителей. </p> <p> <b>- Тема наследия Фаберже в этом году освещается и другими музеями. В чем особенность выставки Музеев Московского Кремля?</b> </p> <p> - В 2020 году исполняется сто лет со дня смерти Карла Фаберже. Поэтому все крупнейшие музеи, в собрании которых есть выдающиеся произведения мастера, стараются в этом году достойно представить зрителям его наследие. Я должна сказать, что такой масштабный объем экспонатов нашей выставки, представляющий разные эмальерные техники, которыми обладали русские поставщики Высочайшего двора, делается впервые. </p> <p> <b>- Поддерживают ли зарубежные музеи эту тему тоже?</b> </p> <p> - Могу сообщить, что в конце 2021 года в Музее Виктории и Альберта должна открыться масштабная выставка, которая пока носит название просто «Фаберже». Мы будем участвовать в ней самыми редкими и ценными памятниками нашей коллекции. Поэтому интерес к наследию Фаберже не ослабевает. Я знаю, что лондонская выставка будет делать акцент на английском отделении фирмы Фаберже, которое было процветающим в годы своего существования. Произведения, которые были созданы этим отделением, находились и до сих пор находятся в коллекциях членов королевской семьи. </p> <p> <b>- Хочется отметить большой список частных собраний, предоставивших экспонаты для кремлевской выставки. Это показывает, как сегодня ценится «русская эмаль» у коллекционеров, как с охотой ее представляют на крупных аукционах.</b> </p> <p> - Совершенно верно. Должна сказать, что самое крупное собрание произведений Федора Рюкерта находится в Музеях Московского Кремля. Но по сравнению с частными коллекциями оно не столь велико, хотя включает некоторые уникальные вещи, которые вы не найдете в других собраниях. Действительно, произведение Карла Фаберже, Федора Рюкерта, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова, Павла Сазикова, Вильгельма Болина и многих других русских ювелирных фирм, представлены на рынке. И в последние несколько десятилетий сложился целый ряд крупных частных коллекций. Музеи Кремля сотрудничали с ними и получили многие произведения, чтобы во всей полноте представить тот предмет, о котором мы с вами сегодня говорим. </p> <p> <b>Выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» проходит в Музеях Московского Кремля до 10 января 2021 года.</b> Билеты можно приобрести онлайн на сайте музея. Посещение выставки проходит по сеансам с 10 до 16 часов. Не забывайте взять с собой маски и – приятного просмотра! </p> <p> <b>Любовь Мартынова</b> </p>

Карл Фаберже и Федор Рюкерт в Кремле. Выставка «царской роскоши»

Карл Фаберже и Федор Рюкерт в Кремле. Выставка «царской роскоши»

Карл Фаберже и Федор Рюкерт в Кремле. Выставка «царской роскоши»

Карл Фаберже и Федор Рюкерт в Кремле. Выставка «царской роскоши»

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56

Кино-театр

Главные фильмы ноября 2024 по версии «Культуромании»
11 ноября 2024, 14:31