Теперь за тяжелой дубовой дверью легендарного кабинета, который до Марины Лошак более полувека занимала Ирина Антонова, и ныне остающаяся своего рода хранителем этих стен в роли президента музея, создан целый виртуальный мир, как бы иллюстрирующий захватывающую суть работы с мировым наследием. Потолок неожиданно опустился почти до самой головы, умещая под собой старые шкафы с коллекциями, черепками, бюстами, словно наэлектризованными небольшими «комментариями» в виде графики и бумажной скульптуры самого Бродского.
Мистификация и юмор охватывают с порога – фламандские подлинники 15 века на стене из запасников музея соседствуют с китайскими старинными шапочками из коллекции самой Марины Лошак, а античные черепки, словно только что собранные археологами, оставившими на них дату находки – 1949 – с похожими на мумифицированных шелкопрядов личинками, оказывающимися на поверку рыбьими пузырями из личного собрания уже Александра Бродского.
Бродить среди искусно расставленных художественных «сетей» столь же увлекательно, сколь приятно – полумрак, запах дерева и лабиринт старых шкафов-витрин напоминают игры в прятки в детстве в чьей-нибудь старинной квартире. А еще одновременно поход в Горьковскую библиотеку с ее старой картотекой, визит к другу археологу на кафедру в МГУ и какую-то еще не снятую серию про Индиану Джонса.
Игра – главная сущность этого перформанса, вторая часть которого и вовсе разрывает все шаблоны. Бродский распилил кабинет Лошак по горизонтали, возведя антресоль, которая в противоположность нижней археологической части оказывается отражением как бы самой Марины Лошак, очищенной, если так можно выразиться от чешуи директора музея. Это белоснежная комната с висящей на уровне пояса люстрой, ширмой и столиком. В подтверждение того, что это и есть личное пространство директора музея – ее собственное платье на стене и ее собственная украинская икона на стекле, одиноко висящая напротив. Катарсис от контраста – трюк головокружительно действенный.
- Задача проекта продемонстрировать, что личность директора и музейная миссия – это две разные составляющие. Два контрастных мира соединены лестницей. – Поясняет Марина Лошак, которая выступает куратором перформанса.
Идея родилась у нее не случайно. Не секрет, что Ирина Александровна Антонова, руководившая музеем с 1961 по 2013 год, стала едва ли не синонимом Пушкинского. Между тем Марина Лошак возглавляет музей уже пять лет.
- Я директор одного из самых главных музеев страны и отдаю себя этому полностью. – Говорит Марина Лошак. - Но при этом ощущаю себя совершенно отдельной личностью. У меня есть мое собственное пространство, которое только мое. Поэтому мне захотелось пригласить моего любимого художника Александра Бродского и превратить кабинет директора в такого рода художественное высказывание.
Спрашивать что и откуда не нужно – у предметов, собранных вместе, другое предназначение – создавать условия игры, мир зазеркалья.
Идея еще и в том, что будучи превращенным в перформанс и высказывание, кабинет остается кабинетом директора, и рабочий процесс его владелицы и всех, кто его населяет, никак не должен нарушится.
- Мы часть инсталляции, часть игры, - настаивает Марина Девовна. Все, что будет происходить в это время в кабинете, фиксируется специально установленными камерами. Впоследствии из записей планируется смонтировать фильм, который расскажет об этом смелом эксперименте.
Более того, в планах неутомимой Марины Лошак вовсе утрировать воздействие внешнего мира не только на свой кабинет, но и на весь процесс собственно директорской работы – в ближайшее время сюда приедут директора мировых музеев, которые на один день будут становиться управленцами ГМИИ им. А.С. Пушкина. Особенно хорошо диалог налажен за последнее время с музеями Франции.
Осмотр кабинета доступен только сотрудникам музея и гостям Марины Лошак, в выходные планируются групповые экскурсии для держателей карт «Друзья Пушкинского».
Ксения Фокина