История женственности в украшениях. Ретроспектива BVLGARI в Кремле

Музеи и выставки

История женственности в украшениях. Ретроспектива BVLGARI в Кремле
25 Сентября 2018, 11:36
Выставочный сезон Музеев Кремля открыла самая масштабная ретроспективная выставка итальянского ювелирного дома Bulgari. Представлено более 500 ювелирных изделий, некоторые из которых выставляется впервые

Выставочный сезон Музеев Кремля открыла самая масштабная ретроспективная выставка итальянского ювелирного дома Bulgari. Представлено более 500 ювелирных изделий, некоторые из которых выставляется впервые. Например, тиара 1930-х гг. с бриллиантами и аквамаринами инфанты Беатрисы Испанской и украшения актрисы Анны Маньяни, купленные Bulgari у ее наследников только в этом году.


Выставка поделена на две части. Историческое наследие и уникальные драгоценности представлены в Успенской звоннице. Экспозиция поделена на тематические секции: «Начало истории дома Bulgari», «Атмосфера Dolce Vita», «Творчество без границ».

Самые ранние из представленных на выставке произведений выполнены Сатириосом Булгарисом в конце XIX века из серебра. Раковины в художественном стиле рокайль показывают насколько высок был уровень создания даже столь ранних произведений. Многие украшения — пряжки, браслеты, ожерелья схожи с предметами, украшавшими греческий национальный костюм. В произведениях Сатириоса Булгариса раннего периода присутствуют узнаваемые черты и орнаменты греческого искусства — круглые или овальные медальоны с изображениями мифологических сюжетов, с аллегориями на тему войны и мира. Даже добившись славы в Италии, семья Булгари никогда не забывала о своем греческом происхождении.

Основатель всемирно известного ювелирного дома Сатириос Булгарис родился в 1857 году в Греции в деревни Парамития в регионе Эпирус, куда его предки перебрались когда-то желая найти более спокойную жизнь, подальше от Османской империи. Он был единственным выжившим из 11 детей и все надежды были сосредоточены на нем - отец обучал Сатириоса ювелирному мастерству. В многовековой традиции ювелирного искусства секреты ремесла передаются от отца к сыну, от деда к внуку. Впоследствии мастерские, где проходили первые дни начинающего ювелира Сатириоса Булгариса будут уничтожены пожаром. Ища более более надежный приют, в 1877 году семья перебирается на остров Корфу, который никогда не был под османским владычеством, но испытал и французское влияние и влияние английского протектората, что заметно изменило художественный облик создаваемых в семье вещей. Вскоре они перебрались в Неаполь, а в 1881 году достигли Рима. Уже в конце ХIX века Рим был своеобразной меккой для представителей богемы, представители которой приезжали рисовать его живописные развалины, слушать итальянские песни, многие оставались здесь навсегда. С улиц, на которых находились ювелирные лавки, впоследствии ставшие ювелирными магазинами, разносилось пение на разных языках - конкурентная борьба становилась все более высокой. В 1884 году на знаменитой улице Виа Сестина, 185 открылся первый магазин Bulgari.

Сатириос Булгарис умер в 1932 году, а в 1934 его сыновья привели магазин в более современный вид, и благодаря своему умению, таланту и новаторским формам ювелирных произведений, сделали все, чтобы добиться признания и на территории Италии, и далеко за ее пределами, а впоследствии обрести мировую известность – их заказчиками станут венценосные персоны.

Ювелирные изделия, созданные после окончания первой мировой и накануне второй мировой войны - в стиле арт-деко. Яркие контрастные сочетания цветов при монохромном доминировании бриллиантов как основного фона, ожерелья сотуары, длина которых могла достигать более семидесяти сантиметров, длинные серьги, браслеты, которые в ту пору носили на обеих руках с изысканной небрежностью. Украшения арт-деко закончены по своей форме - все очень строго и очень изящно. Женщина в этот период уже намного самостоятельнее - сама садятся за руль автомобиля, получает международные премии в науке и самостоятельно осуществляет полет над Атлантикой за штурвалом самолета. Из моды выходят длинные сказочно красивые платья, юбка становится более укороченной, каблук более утолщенный, а стрижки короткими.

К 30-м годам ХХ века ювелирный дом Bulgari обретает все большую славу и ему доверяют заказы венценосные заказчики. Центральным экспонатом этого раздела стала та самая впервые публично выставляемая тиара испанской инфанты. “Королева тиар”, изготовленная домом Bulgari, была поднесена королевой Викторией Евгенией Баттенбергской как подарок своей дочери Биатрисе на свадьбу. Вес только аквамаринов в этой тиаре составляет более 300 карат.

Bulgari придумывает новаторские идеи дизайна - украшений-трансформеров, которые можно носить как колье, браслеты или диадему, а также воссоздает “дражащую” брошь. Такой дизайн был известен еще с XVIII века, но история вновь заставила вернуться к подобным находкам. Часть конструкции броши устанавливалась на трясущуюся пружинку. При движении эта часть - ветка или цветок оживают и при свете приходит в движение.

1910-1930 годы были временем моды на платину и алмазы. Огромное влияние на ювелиров всех стран имела тогда французская школа Франсуа Картье. Дом Bulgari не хотел уступать и тоже начал работать с этим сложным металлом, погружая в платину алмазы, ограненные самым различным образом.

В начале 40-х изготовление ювелирных украшений было значительно сокращено. В Италии были введены ограничения к работе с драгоценным камнем и металлом. Допускалось лишь создание небольших произведений, как, например, нательных крестов или обручальных колец, весом не более 5 граммов. Но, тем не менее, дом Bulgari продолжал создавать произведения ювелирного искусства из золота - браслеты, маленькие театральные сумочки из золота - “жеманницы” и др. И хотя коллекция 40-х годов намного скромнее чем довоенные, она необыкновенно изыскана в дизайнерском решении.

50-60-е годы ХХ века - время высокого ювелирного искусства дома Bulgari. Основа для драгоценных камней - золото и платина, серебро уже не встречается. Это время называют “революцией цвета” - произведения того времени - настоящая роскошь, навеянная искусством многих стран, эпох - яркое сочетание цвета и отменное качество используемых минералов.  

Эксцентричные украшения появляются у Bulgari с 70-х: игральные карты, броши в виде рожков мороженого, слоны и фараоны, разноцветные украшения с камнями всех возможных цветов, сотуар с огромным рубином весом в 300 карат, звенья которой украшены бриллиантами, рубинами и изумрудами.

Завершающая часть собрания в звоннице – это украшения кинозвезд. Со времени основания киностудии «Чинечитта» в Риме, поклонницами римского бутика Bulgari становятся звезды кинематографа. Самой большой коллекцией обладала Элизабет Тейлор. На выставке представлены колье с 17 колумбийскими изумрудами и бриллиантами, знаменитый сотуар с подвеской, украшенной сапфиром более 60 карат, подаренные актрисе ее мужем, актером Ричардом Бертоном, а также броши и серьги. Тейлор завещала продать коллекцию на благотворительном аукционе и часть украшений приобрел дом Bulgari. Рядом с украшениями Тейлор представлены украшения Анны Маньяни, Джины Лоллобриджиды и Аниты Экберг, пудреница Лорен Бэколл, портсигар Одри Хепбёрн.

Со временем женский образ менялся и соответственно менялись ювелирные украшения. В выставочных залах Одностолпной палаты Патриаршего дворца - знаковые для ювелирного дома Bulgari коллекции второй половины ХХ века - SERPENTI, TUBOGAS, MONETE, PARENTESI, CHANDRA.

Коллекция MONETE создавалась благодаря желанию и умению внука Сатириоса Булгариса - Никола Булгари - страстного коллекционера старинных монет, который развил эту тему в своих ювелирных произведениях. Появившись, эта коллекция произвела взрыв на мировом рынке. Датировки монет - от 565 года нашей эры. Трещины на монетах, следы патины - все это драгоценные следы времени. При этом, по своему дизайну эти произведения достаточно демократичные.

Первые произведения коллекции TUBOGAS (тубогаз – газовая трубка) появились в 20-е годы ХХ века. Представлены произведения разных времен, которые также дополнены старинными монетами. Эти ожерелья создавались по особой технологии - на ригель навивалась золотая нить и получалось украшение, созданное без помощи пайки. В сочетании с монетами - это яркие, демократичные украшения, напоминающие собой переливчатую змеиную шкуру.

В произведения 70-х годов представлен еще один образ змеи - впервые она превратилась в часы и теперь в ее пасти скрывался циферблат. Змеиная шкура менялась из поколения в поколения - ее украшали драгоценными эмалями, инкрустировали поделочным и драгоценным камнем, осыпали бриллиантами. В коллекции SERPENTI представлены также сумочки melon, что в переводе с итальянского означает “дыня”. Они выполнялись из драгоценных металлов и дополнялись минералами - как поделочными, так и драгоценными.

1980-е годы ознаменовались еще несколькими нововведениями: колье коллекции PARENTESI сочетают драгоценные материалы с шелковыми шнурами, что сделало их более демократичными. А орнаменты ожерелий и чекеров составляются из модулей, выполненных из драгоценного металла, разнообразных камней и сложены наподобие травертину на мостовых Рима.

Завершает экспозицию коллекция CHANDRA (“луна”) 90-х годов. Ее характеризует свобода формы, цвета, используемых материалов. В этот период дизайнеры обращают внимание на то, насколько важно тактильное ощущение от украшений и начинают использовать “белое золото” - фарфор, за секретом изготовления которого охотились в свое время европейцы. В красочных и сложных украшениях коллекции сочетаются драгоценный камень, драгоценный металл и фарфоровые бусины.

Выставка “Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей” пройдет в Музеях Московского Кремля с  07 сентября 2018 – по 13 января 2019 года.

Ольга Степанова


Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

История женственности в украшениях. Ретроспектива BVLGARI в Кремле

<h2>Выставочный сезон Музеев Кремля открыла самая масштабная ретроспективная выставка итальянского ювелирного дома Bulgari. Представлено более 500 ювелирных изделий, некоторые из которых выставляется впервые. Например, тиара 1930-х гг. с бриллиантами и аквамаринами инфанты Беатрисы Испанской и украшения актрисы Анны Маньяни, купленные Bulgari у ее наследников только в этом году.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Выставка поделена на две части. Историческое наследие и уникальные драгоценности представлены в Успенской звоннице. Экспозиция поделена на тематические секции: «Начало истории дома Bulgari», «Атмосфера Dolce Vita», «Творчество без границ». </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Самые ранние из представленных на выставке произведений выполнены Сатириосом Булгарисом в конце XIX века из серебра. Раковины в художественном стиле рокайль показывают насколько высок был уровень создания даже столь ранних произведений. Многие украшения — пряжки, браслеты, ожерелья схожи с предметами, украшавшими греческий национальный костюм. В произведениях Сатириоса Булгариса раннего периода присутствуют узнаваемые черты и орнаменты греческого искусства — круглые или овальные медальоны с изображениями мифологических сюжетов, с аллегориями на тему войны и мира. Даже добившись славы в Италии, семья Булгари никогда не забывала о своем греческом происхождении. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Основатель всемирно известного ювелирного дома Сатириос Булгарис родился в 1857 году в Греции в деревни Парамития в регионе Эпирус, куда его предки перебрались когда-то желая найти более спокойную жизнь, подальше от Османской империи. Он был единственным выжившим из 11 детей и все надежды были сосредоточены на нем - отец обучал Сатириоса ювелирному мастерству. В многовековой традиции ювелирного искусства секреты ремесла передаются от отца к сыну, от деда к внуку. Впоследствии мастерские, где проходили первые дни начинающего ювелира Сатириоса Булгариса будут уничтожены пожаром. Ища более более надежный приют, в 1877 году семья перебирается на остров Корфу, который никогда не был под османским владычеством, но испытал и французское влияние и влияние английского протектората, что заметно изменило художественный облик создаваемых в семье вещей. Вскоре они перебрались в Неаполь, а в 1881 году достигли Рима. Уже в конце ХIX века Рим был своеобразной меккой для представителей богемы, представители которой приезжали рисовать его живописные развалины, слушать итальянские песни, многие оставались здесь навсегда. С улиц, на которых находились ювелирные лавки, впоследствии ставшие ювелирными магазинами, разносилось пение на разных языках - конкурентная борьба становилась все более высокой. В 1884 году на знаменитой улице Виа Сестина, 185 открылся первый магазин Bulgari. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сатириос Булгарис умер в 1932 году, а в 1934 его сыновья привели магазин в более современный вид, и благодаря своему умению, таланту и новаторским формам ювелирных произведений, сделали все, чтобы добиться признания и на территории Италии, и далеко за ее пределами, а впоследствии обрести мировую известность – их заказчиками станут венценосные персоны.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Ювелирные изделия, созданные после окончания первой мировой и накануне второй мировой войны - в стиле арт-деко. Яркие контрастные сочетания цветов при монохромном доминировании бриллиантов как основного фона, ожерелья сотуары, длина которых могла достигать более семидесяти сантиметров, длинные серьги, браслеты, которые в ту пору носили на обеих руках с изысканной небрежностью. Украшения арт-деко закончены по своей форме - все очень строго и очень изящно. Женщина в этот период уже намного самостоятельнее - сама садятся за руль автомобиля, получает международные премии в науке и самостоятельно осуществляет полет над Атлантикой за штурвалом самолета. Из моды выходят длинные сказочно красивые платья, юбка становится более укороченной, каблук более утолщенный, а стрижки короткими. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> К 30-м годам ХХ века ювелирный дом Bulgari обретает все большую славу и ему доверяют заказы венценосные заказчики. Центральным экспонатом этого раздела стала та самая впервые публично выставляемая тиара испанской инфанты. “Королева тиар”, изготовленная домом Bulgari, была поднесена королевой Викторией Евгенией Баттенбергской как подарок своей дочери Биатрисе на свадьбу. Вес только аквамаринов в этой тиаре составляет более 300 карат.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Bulgari придумывает новаторские идеи дизайна - украшений-трансформеров, которые можно носить как колье, браслеты или диадему, а также воссоздает “дражащую” брошь. Такой дизайн был известен еще с XVIII века, но история вновь заставила вернуться к подобным находкам. Часть конструкции броши устанавливалась на трясущуюся пружинку. При движении эта часть - ветка или цветок оживают и при свете приходит в движение. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> 1910-1930 годы были временем моды на платину и алмазы. Огромное влияние на ювелиров всех стран имела тогда французская школа Франсуа Картье. Дом Bulgari не хотел уступать и тоже начал работать с этим сложным металлом, погружая в платину алмазы, ограненные самым различным образом.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В начале 40-х изготовление ювелирных украшений было значительно сокращено. В Италии были введены ограничения к работе с драгоценным камнем и металлом. Допускалось лишь создание небольших произведений, как, например, нательных крестов или обручальных колец, весом не более 5 граммов. Но, тем не менее, дом Bulgari продолжал создавать произведения ювелирного искусства из золота - браслеты, маленькие театральные сумочки из золота - “жеманницы” и др. И хотя коллекция 40-х годов намного скромнее чем довоенные, она необыкновенно изыскана в дизайнерском решении.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> 50-60-е годы ХХ века - время высокого ювелирного искусства дома Bulgari. Основа для драгоценных камней - золото и платина, серебро уже не встречается. Это время называют “революцией цвета” - произведения того времени - настоящая роскошь, навеянная искусством многих стран, эпох - яркое сочетание цвета и отменное качество используемых минералов.  </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Эксцентричные украшения появляются у Bulgari с 70-х: игральные карты, броши в виде рожков мороженого, слоны и фараоны, разноцветные украшения с камнями всех возможных цветов, сотуар с огромным рубином весом в 300 карат, звенья которой украшены бриллиантами, рубинами и изумрудами.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Завершающая часть собрания в звоннице – это украшения кинозвезд. Со времени основания киностудии «Чинечитта» в Риме, поклонницами римского бутика Bulgari становятся звезды кинематографа. Самой большой коллекцией обладала Элизабет Тейлор. На выставке представлены колье с 17 колумбийскими изумрудами и бриллиантами, знаменитый сотуар с подвеской, украшенной сапфиром более 60 карат, подаренные актрисе ее мужем, актером Ричардом Бертоном, а также броши и серьги. Тейлор завещала продать коллекцию на благотворительном аукционе и часть украшений приобрел дом Bulgari. Рядом с украшениями Тейлор представлены украшения Анны Маньяни, Джины Лоллобриджиды и Аниты Экберг, пудреница Лорен Бэколл, портсигар Одри Хепбёрн.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Со временем женский образ менялся и соответственно менялись ювелирные украшения. В выставочных залах Одностолпной палаты Патриаршего дворца - знаковые для ювелирного дома Bulgari коллекции второй половины ХХ века - SERPENTI, TUBOGAS, MONETE, PARENTESI, CHANDRA. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Коллекция MONETE создавалась благодаря желанию и умению внука Сатириоса Булгариса - Никола Булгари - страстного коллекционера старинных монет, который развил эту тему в своих ювелирных произведениях. Появившись, эта коллекция произвела взрыв на мировом рынке. Датировки монет - от 565 года нашей эры. Трещины на монетах, следы патины - все это драгоценные следы времени. При этом, по своему дизайну эти произведения достаточно демократичные. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Первые произведения коллекции TUBOGAS (тубогаз – газовая трубка) появились в 20-е годы ХХ века. Представлены произведения разных времен, которые также дополнены старинными монетами. Эти ожерелья создавались по особой технологии - на ригель навивалась золотая нить и получалось украшение, созданное без помощи пайки. В сочетании с монетами - это яркие, демократичные украшения, напоминающие собой переливчатую змеиную шкуру. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В произведения 70-х годов представлен еще один образ змеи - впервые она превратилась в часы и теперь в ее пасти скрывался циферблат. Змеиная шкура менялась из поколения в поколения - ее украшали драгоценными эмалями, инкрустировали поделочным и драгоценным камнем, осыпали бриллиантами. В коллекции SERPENTI представлены также сумочки melon, что в переводе с итальянского означает “дыня”. Они выполнялись из драгоценных металлов и дополнялись минералами - как поделочными, так и драгоценными. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> 1980-е годы ознаменовались еще несколькими нововведениями: колье коллекции PARENTESI сочетают драгоценные материалы с шелковыми шнурами, что сделало их более демократичными. А орнаменты ожерелий и чекеров составляются из модулей, выполненных из драгоценного металла, разнообразных камней и сложены наподобие травертину на мостовых Рима. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Завершает экспозицию коллекция CHANDRA (“луна”) 90-х годов. Ее характеризует свобода формы, цвета, используемых материалов. В этот период дизайнеры обращают внимание на то, насколько важно тактильное ощущение от украшений и начинают использовать “белое золото” - фарфор, за секретом изготовления которого охотились в свое время европейцы. В красочных и сложных украшениях коллекции сочетаются драгоценный камень, драгоценный металл и фарфоровые бусины. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Выставка “Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей” пройдет в Музеях Московского Кремля с  07 сентября 2018 – по 13 января 2019 года.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Ольга Степанова</b></span> <p> </p> <br>

История женственности в украшениях. Ретроспектива BVLGARI в Кремле

История женственности в украшениях. Ретроспектива BVLGARI в Кремле

История женственности в украшениях. Ретроспектива BVLGARI в Кремле

История женственности в украшениях. Ретроспектива BVLGARI в Кремле

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Елена Белоногова, основательница арт-платформы Cube.Moscow: «Искусство может быть хорошей инвестицией в эмоцию»
18 октября 2024, 14:27

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56