Испанские галеоны и современные нумизматы: легенды, реальность и коррупция XVII века

Коллекционирование/Арт-рынок

Испанские галеоны и современные нумизматы: легенды, реальность и коррупция XVII века
28 Апреля 2022, 07:40

Затонувшие у побережий, нагруженные золотом и серебром испанские галеоны давно стали легендой и источником сюжетов для развлекательной литературы и кино.

Затонувшие у побережий, нагруженные золотом и серебром испанские галеоны давно стали легендой и источником сюжетов для развлекательной литературы и кино.

Они и в самом деле существуют, и их много: что бы ни писали  Сабатини и Сальгари — авторы романов о пиратах, по сравнению с кораблекрушениями количество захваченных кораблей было невелико. За лежащими на дне сокровищами охотились в прошлом, до них пытаются добраться и теперь. Но если раньше золото и серебро интересовали кладоискателей сами по себе, то в наше время куда важнее то, что груз этих кораблей стал культурной ценностью.

Серебряные слитки, которые перевозили эти корабли, могут и не окупить расходы тех, кто ищет сокровища: для того, чтобы установить точное местоположение крушения и добраться до трюмов, создаются акционерные общества, обладающие значительными капиталами. Иное дело — отлично продающиеся на нумизматических аукционах монеты. Кроме них на затонувших кораблях можно найти драгоценные камни, редкие ювелирные изделия. Там могут быть отлитые из золота артефакты коренных народов Америки, ацтеков, инков и майя — как правило, испанские конкистадоры сразу же переплавляли их, но кое-что отправляли в Европу в качестве диковин. Иногда современным кладоискателям везет, порой они остаются с пустыми руками.

Галеон «Нуэстра сеньора де Аточа» затонул в 1622 году у побережья Флориды, во время шторма. Он перевозил сорок тонн золотых и серебряных слитков, оружие и драгоценности. Его искали много лет, в 1985 году место крушения нашла команда искателя сокровищ Мела Фишера, поднятое со дна принесло четыреста пятьдесят миллионов долларов. Среди прочего были огромной ценности ювелирные изделия, — одно-единственное золотое кольцо с изумрудом в 10 карат продали за 500 тысяч долларов. То, до чего Мелу Фишеру так и не удалось добраться, оценивается приблизительно в пятьсот миллионов долларов.

Но удача приходит не ко всем — гораздо чаще она ускользает.

Одной из связанных с затонувшими кораблями легенд стал миф о золотой статуе Мадонны. Она действительно существовала: в XVI веке ее отлили из расплавленного золота инков — сделанных из тончайших золотых пластинок погребальных костюмов, украшенных изображениями священных тотемных животных золотых чаш, узорчатых золотых пластин, которыми были облицованы внутренние помещения храмов. Мадонна находилась на борту галеона La Capitana, который в 1654 году отправился в Испанию из Перу. Там же были чудом сохранившиеся золотые артефакты инков: практически невесомые бабочки, державшиеся в воздухе, когда их подбрасывали, ритуальные ножи, ожерелья и головные уборы жрецов. Их, как диковинные редкости, везли в подарок королю. А в трюме галеона лежали 3 миллиона песо серебра: две тысячи двести двенадцать слитков и двести шестнадцать сундуков монет.

В марте 1997 года место крушения галеона обнаружила команда аргентинца Хермана Моро, а в апреле, тридцать лет назад — аквалангисты подняли со дна первые серебряные монеты. Моро пытался обнаружить сокровища галеона La Capitana несколько лет. Кое до чего ему удалось добраться: со дна были подняты шесть тысяч триста монет. На нумизматическом аукционе они были проданы за двести восемьдесят тысяч долларов, прибыль оказалась небольшой. Зато наши представления о том, какова была коррупция в Испанской Америке XVII века стали гораздо обширнее. Из-за нее мы никогда не увидим отлитую в городе Потоси золотую Мадонну, у которой, по преданию, были индейские черты лица, и драгоценные артефакты инков.

До того, как начались подводные работы, Херману Моро стоило посидеть над документами испанского «Архива Индий». Историки нашли связанную с галеоном La Capitana документацию в начале нулевых годов: оказалось, что накануне его отплытия вице-король Перу назначил внезапную инспекцию корабля. В каюте капитана обнаружили большое количество контрабандного серебра.

Капитан был сразу же взят под стражу и отправлен на берег. В доносе, из-за которого на корабль пришли аудитор и стража, говорилось, что в трюме полным-полно серебряной контрабанды. Но больше на корабле ничего противозаконного не нашли: судя по всему, «мастер по серебру», ответственный за драгоценный груз, сумел договориться с проверяющими.

Галеон отправился в путь перегруженным, с неопытным капитаном. Через восемь дней тот привел его прямо на рифы около мыса Святой Елены, у побережья нынешнего Эквадора. Когда впередсмотрящий их увидел, капитан попытался отвернуть, но он плохо знал свое дело, а судно неважно слушалось руля. В пробоину поступала вода, но у галеона еще было время — и «мастер по серебру» велел капитану отвести судно на мелководье. La Capitana тонула двенадцать часов, и ее положили на дно очень удачно: там, где до нее могли добраться водолазы.

Сразу после гибели корабля, испанцы организовали несколько поисковых экспедиций, и их ныряльщики подняли множество монет и слитков. Руководил поисками все тот же «мастер по серебру» Бернардо де Кампос.

В архиве сохранился список того, что водолазы подняли на поверхность: судя по документам, на дне должна была остаться добрая половина серебра и все золото. Очевидно, все это было поднято и украдено. А затем переплавлено или спрятано в укромном месте.

Так развеялась легенда о золотой Мадонне. Если только она, вместе с сокровищами инков, не лежит в тайнике какого-нибудь старого дома — и не ждет, когда на нее случайно наткнется его новый хозяин…

Алексей Филиппов

Фото: Википедия

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/73/Spanish_Galleon_Firing_its_Cannon.jpg/600p...

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Испанские галеоны и современные нумизматы: легенды, реальность и коррупция XVII века

<h2> Затонувшие у побережий, нагруженные золотом и серебром испанские галеоны давно стали легендой и источником сюжетов для развлекательной литературы и кино. </h2> <p> Они и в самом деле существуют, и их много: что бы ни писали  Сабатини и Сальгари — авторы романов о пиратах, по сравнению с кораблекрушениями количество захваченных кораблей было невелико. За лежащими на дне сокровищами охотились в прошлом, до них пытаются добраться и теперь. Но если раньше золото и серебро интересовали кладоискателей сами по себе, то в наше время куда важнее то, что груз этих кораблей стал культурной ценностью. </p> <p> Серебряные слитки, которые перевозили эти корабли, могут и не окупить расходы тех, кто ищет сокровища: для того, чтобы установить точное местоположение крушения и добраться до трюмов, создаются акционерные общества, обладающие значительными капиталами. Иное дело — отлично продающиеся на нумизматических аукционах монеты. Кроме них на затонувших кораблях можно найти драгоценные камни, редкие ювелирные изделия. Там могут быть отлитые из золота артефакты коренных народов Америки, ацтеков, инков и майя — как правило, испанские конкистадоры сразу же переплавляли их, но кое-что отправляли в Европу в качестве диковин. Иногда современным кладоискателям везет, порой они остаются с пустыми руками. </p> <p> Галеон «Нуэстра сеньора де Аточа» затонул в 1622 году у побережья Флориды, во время шторма. Он перевозил сорок тонн золотых и серебряных слитков, оружие и драгоценности. Его искали много лет, в 1985 году место крушения нашла команда искателя сокровищ Мела Фишера, поднятое со дна принесло четыреста пятьдесят миллионов долларов. Среди прочего были огромной ценности ювелирные изделия, — одно-единственное золотое кольцо с изумрудом в 10 карат продали за 500 тысяч долларов. То, до чего Мелу Фишеру так и не удалось добраться, оценивается приблизительно в пятьсот миллионов долларов. </p> <p> Но удача приходит не ко всем — гораздо чаще она ускользает. </p> <p> Одной из связанных с затонувшими кораблями легенд стал миф о золотой статуе Мадонны. Она действительно существовала: в XVI веке ее отлили из расплавленного золота инков — сделанных из тончайших золотых пластинок погребальных костюмов, украшенных изображениями священных тотемных животных золотых чаш, узорчатых золотых пластин, которыми были облицованы внутренние помещения храмов. Мадонна находилась на борту галеона La Capitana, который в 1654 году отправился в Испанию из Перу. Там же были чудом сохранившиеся золотые артефакты инков: практически невесомые бабочки, державшиеся в воздухе, когда их подбрасывали, ритуальные ножи, ожерелья и головные уборы жрецов. Их, как диковинные редкости, везли в подарок королю. А в трюме галеона лежали 3 миллиона песо серебра: две тысячи двести двенадцать слитков и двести шестнадцать сундуков монет. </p> <p> В марте 1997 года место крушения галеона обнаружила команда аргентинца Хермана Моро, а в апреле, тридцать лет назад — аквалангисты подняли со дна первые серебряные монеты. Моро пытался обнаружить сокровища галеона La Capitana несколько лет. Кое до чего ему удалось добраться: со дна были подняты шесть тысяч триста монет. На нумизматическом аукционе они были проданы за двести восемьдесят тысяч долларов, прибыль оказалась небольшой. Зато наши представления о том, какова была коррупция в Испанской Америке XVII века стали гораздо обширнее. Из-за нее мы никогда не увидим отлитую в городе Потоси золотую Мадонну, у которой, по преданию, были индейские черты лица, и драгоценные артефакты инков. </p> <p> До того, как начались подводные работы, Херману Моро стоило посидеть над документами испанского «Архива Индий». Историки нашли связанную с галеоном La Capitana документацию в начале нулевых годов: оказалось, что накануне его отплытия вице-король Перу назначил внезапную инспекцию корабля. В каюте капитана обнаружили большое количество контрабандного серебра. </p> <p> Капитан был сразу же взят под стражу и отправлен на берег. В доносе, из-за которого на корабль пришли аудитор и стража, говорилось, что в трюме полным-полно серебряной контрабанды. Но больше на корабле ничего противозаконного не нашли: судя по всему, «мастер по серебру», ответственный за драгоценный груз, сумел договориться с проверяющими. </p> <p> Галеон отправился в путь перегруженным, с неопытным капитаном. Через восемь дней тот привел его прямо на рифы около мыса Святой Елены, у побережья нынешнего Эквадора. Когда впередсмотрящий их увидел, капитан попытался отвернуть, но он плохо знал свое дело, а судно неважно слушалось руля. В пробоину поступала вода, но у галеона еще было время — и «мастер по серебру» велел капитану отвести судно на мелководье. La Capitana тонула двенадцать часов, и ее положили на дно очень удачно: там, где до нее могли добраться водолазы. </p> <p> Сразу после гибели корабля, испанцы организовали несколько поисковых экспедиций, и их ныряльщики подняли множество монет и слитков. Руководил поисками все тот же «мастер по серебру» Бернардо де Кампос. </p> <p> В архиве сохранился список того, что водолазы подняли на поверхность: судя по документам, на дне должна была остаться добрая половина серебра и все золото. Очевидно, все это было поднято и украдено. А затем переплавлено или спрятано в укромном месте. </p> <p> Так развеялась легенда о золотой Мадонне. Если только она, вместе с сокровищами инков, не лежит в тайнике какого-нибудь старого дома — и не ждет, когда на нее случайно наткнется его новый хозяин… </p> <p> <b>Алексей Филиппов</b> </p> <p> <b>Фото: Википедия</b> </p> <p> <b><a href="https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/73/Spanish_Galleon_Firing_its_Cannon.jpg/600px-Spanish_Galleon_Firing_its_Cannon.jpg">https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/73/Spanish_Galleon_Firing_its_Cannon.jpg/600p...</a></b> </p>

Испанские галеоны и современные нумизматы: легенды, реальность и коррупция XVII века

Испанские галеоны и современные нумизматы: легенды, реальность и коррупция XVII века

Испанские галеоны и современные нумизматы: легенды, реальность и коррупция XVII века

Испанские галеоны и современные нумизматы: легенды, реальность и коррупция XVII века

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Агент Бэнкси устроил аукцион
8 ноября 2024, 10:30

Коллекционирование/Арт-рынок

Директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес: «Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»
13 ноября 2024, 10:08

Кино-театр

Главные фильмы ноября 2024 по версии «Культуромании»
11 ноября 2024, 14:31