Искусствовед Валерий Силаев: «Глядя на цветы Владимира Яковлева понимаешь — это и есть настоящее искусство»

Музеи и выставки

Искусствовед Валерий Силаев: «Глядя на цветы Владимира Яковлева понимаешь — это и есть настоящее искусство»
23 Декабря 2024, 08:49
Выставка к 90-летию со дня рождения одного из самых лиричных и загадочных отечественных художников.

В Центре современного искусства AZ/ART до 2 февраля проходит выставка «А в степи: бушует ветер…», приуроченная к 90-летию со дня рождения Владимира Яковлева — тонкого, лиричного, ни на кого не похожего художника с трагической судьбой. Этому проекту повезло с кураторами: его авторами стали меценат и основатель Музея AZ Наталия Опалева, коллекционер Сергей Александров и заведующий отделом Третьяковской галереи Валерий Силаев. На выставке можно увидеть вещи Яковлева, созданные им в эпоху расцвета — в 50—70-е. И подивиться силе духа и тонкости восприятия художника, настроенного на небесную «волну» и творившего вопреки обстоятельствам: большую часть жизни он провел в психиатрических заведениях, а в последние годы практически ослеп. «Культуромания» побеседовала о творчестве и судьбе художника с Валерием Силаевым, искусствоведом, реставратором, ведущим экспертом в области московского нонконформизма. 

— Когда вы познакомились с творчеством Владимира Яковлева? 

— В 1979 году. Для меня все началось не с его работ, а с тоненького каталога собрания Александра Глезера, который Елена Михайловна Жукова, моя коллега, друг, человек, оказавший на меня огромное влияние, получила откуда-то из-за границы. В этом каталоге была опубликована фотография Яковлева, которую я больше никогда не видел. Он был снят немного сверху — так, что хорошо были видны залысины — и напоминал японского самурая с его выбритым лбом. Почему-то я решил, что Яковлев высокий и статный, как самурай. И был удивлен, когда познакомился с ним лично: на самом деле, он оказался маленького роста. 

— Вам довелось общаться? 

— Это нельзя было назвать общением. Володя в те годы постоянно проживал в психоневрологическом интернате. Я навещал его, но между его внутренним миром и реальностью уже существовал некий зазор. Правда, иногда удавалось разбудить в нем воспоминания, отголоски прошлого. Скажешь ему: «Володя, скоро Новый год». А он вдруг, вспоминает: «Мандарины». Мы с Галей Цедрик и Таней Вендельштейн привозили ему фрукты, пирожки, сигареты, и он разрывал пачки, распихивая сигареты по карманам. А потом садился рисовать: «отрабатывать». Володя принадлежал к тому поколению, представители которого считали, что если тебе что-то дали, нужно обязательно отработать. И все же диалог с ним было вести сложно. Вот с Толей Зверевым мы действительно много общались. Он звонил мне и говорил: «Старик, приезжай к реалистам, спасай меня!» И я ехал с «лекарством» в Камергерский переулок, где в здании напротив Музея МХАТ сидели художники-реалисты. Кстати, знаменитые снимки, на которых запечатлен Толя, сидящий на полу и рисующий, были сделаны с моей подачи. Художник Сережа Соколов однажды попросил меня: «Валера, возьми меня с собой, когда поедешь к Звереву». К нам присоединился искусствовед и фотограф Саша Самойлов: именно он и сделал эти кадры. 

— Я читала, что одно время Яковлев пытался подражать Звереву. Это правда? Анатолий Тимофеевич оказал на него сильное влияние? 

— Думаю, что нет. Я вообще не могу сказать, кто повлиял на Яковлева. Известно, что он посещал мастерскую Василия Ситникова, но есть ли что-то ситниковское в его работах? Вероятно, лишь некая светоносность, стремление к сближению тонов, к валерной живописи. И все же Яковлев — абсолютно самостоятельный художник. Правда, у него есть вещи, явным образом отсылающие к Модильяни. Известно, что родители Яковлева купили волшебный фонарь и проецировали на стену слайды с репродукциями. Володя обводил эти изображения, и все равно получались особенные вещи, а не просто парафразы других художников. Однако зверевского влияния вы в работах Яковлева не найдете. Вообще у них были довольно сложные отношения, хотя Яковлев действительно любил Зверева. А вот Анатолий Тимофеевич ставил художникам оценки. И если кому-то доставались пять с плюсом или хотя бы три с минусом, то Яковлеву — исключительно кол с плюсом. 

— То есть он относился к его успехам ревниво? 

— Безусловно. Это были два звездных художника, обласканные богемой. При этом Зверев не скрывал свою амбициозность. В детстве у него был приятель Александр Латовкин, игравший в шашки и даже получивший спортивный разряд. Однажды он обыграл Зверева, и Толя пропал на несколько месяцев. Потом объявился и предложил: «Давай сыграем». И обыграл Латовкина, потом еще раз обыграл. То есть он специально готовился, тренировался. Вспоминается и другой случай: «Пионерская правда» объявила конкурс на лучший анималистический рисунок. Победителем стал Латовкин: его рисунок опубликовали на страницах газеты, а легендарный анималист Ватагин вручил ему свою работу. Зверев обиделся и вновь исчез. Чем он занимался? Оказывается, ходил в зоопарк и рисовал зверей. И, в конце концов, «перерисовал» своего товарища. У Толи в молодости всегда были амбиции, он считал себя главным. А тут — Володя, совершенно неамбициозный, но, как и он, притягивающий к себе внимание. 

— На выставке в AZ/ART есть работа Яковлева, происходящая из собрания легендарного коллекционера Георгия Костаки. Он опекал его так же, как и Зверева? 

— Костаки собирал работы многих авторов, в том числе и Яковлева, у него была огромная, первоклассная коллекция авангарда. Но Зверев все-таки был его любимым художником. Он называл его «Толечка». Есть очень трогательная фотография, запечатлевшая отъезд Георгия Дионисовича. Костаки обнимает Толю на прощание, а у того на глазах слезы. 

— При этом Зверев был довольно экстравертным, общался со множеством людей. А Владимир Яковлев — в том числе из-за своих ментальных особенностей — очевидно, был его полной противоположностью. 

— Действительно, Яковлев вел себя совершенно иначе, и это можно объяснить его душевным расстройством. Он, кстати, часто отдавал свои работы совершенно бесплатно, поэтому его родители останавливали гостей на выходе из квартиры, и, если видели у них картину, просили заплатить, в конце концов, художнику-то кушать надо! В итоге некоторые посетители пытались тайно пронести произведения, складывали их и прятали под пальто. На нашей выставке есть работа «Взгляд», которую подобным образом вынесли из квартиры. На ней видны следы сгибов, напоминающие об истории бытования этой вещи. А некоторые произведения и вовсе разрывали на части — так, например, поступали с пастелями, потому что их невозможно было сложить, они осыпались. 

Однако не верьте, если вам будут рассказывать, что Володя был слепым художником. Он действительно плохо видел, особенно в конце жизни, но в 1950-е, например, обладал прекрасным зрением и работал ретушером в издательстве «Искусство». Эта работа давала ему возможность изучать по фотографиям образцы великого, классического искусства, как западного, так и русского. Проблемы начались в конце 1970- х – начале 1980-х годов, и это хорошо видно по его работам,  в красочных замесах активно проявляются белила. От этого, изображение словно покрывается туманом или белой пеленой, контуры размываются, ты смотришь на предметы, словно сквозь кисею. Это как у Врубеля в его больничных рисунках. 

— На выставке есть поздние вещи Яковлева? 

— Нет, мы сознательно отказались от них, показываем только одну работу 1983 года — «Белый цветок на черном», которая словно закрывает или объединяет собой всю экспозицию. В 1983 году умерла мама Володи, и он навсегда переехал в психоневрологический интернат № 30 около Битцы. Иногда знакомые на время забирали его к себе — например, график Кирилл Мамонов. Он ничего не просил у Володи, просто привозил его в мастерскую, а тот с удовольствием рисовал. Кирилл, в свою очередь, навещая Яковлева в этом интернате, создал потрясающие серии рисунков «Дорогой друг Володя» и «Интернат № 30». Но, к сожалению, были люди, которые эксплуатировали Володю. Ставили перед ним мольберты с приколотыми листами ватмана, он начинал рисовать, а затем целая команда заканчивала начатые, недописанные им работы. Если эти гуаши повесить рядом с вещами самого Яковлева, вы увидите — они пустые, как «заслонки», без энергетики, внутреннего переживания, драматизма. Отдельные собиратели хотят знать процентное соотношение, сколько в этих творениях Яковлева, а сколько — анонимных «помощников». Мне сложно судить об этом, и я не хочу брать на себя такую ответственность. Могу лишь сказать, что в созданных им вещах всегда есть свет, энергия, действующая на вас. На этой выставке в AZ/ART показаны лишь работы, наполненные чистым творчеством. Это настоящий Яковлев. Смотрите, радуйтесь, получайте удовольствие! 

— А кто были эти художники, дорисовывавшие за Яковлевым? 

— К сожалению, или счастью, я не знаю. Мне известно имя организатора, но называть его не хочется, да и не надо, так как его уже нет... В целом, он был неплохим человеком, но то были 90-е, когда интерес к творчеству Яковлева, Зверева и других неофициальных мастеров и спрос на их произведения был огромным, а вещей мало, еще не начали ввозить работы из зарубежных собраний. Вот и сработала коммерческая жилка! 

— Вообще Яковлева часто подделывают? 

— Сейчас реже, но раньше подделок было много. Помню, как в годы перестройки в ЦДХ открылась большая выставка, где целую стену занимали работы «Яковлева» в ватманский лист. Я увидел эту экспозицию и сразу понял: «Нет! Это – не Яковлев». Нет от этих больших, одинаковых по сюжету и колориту, но датированных разными годами гуашей, никакого воздействия, нет энергии, драйва! Они не работают, а висят, как репродукции. Пустышки! 

— Яковлеву удавалось выставляться в советское время? 

— Его работы периодически участвовали в квартирных выставках, а также в выставках Горкома графиков на Малой Грузинской. Замечательный чешский искусствовед и пропагандист московского неофициального искусства Индржих Халупецкий первым стал устраивать за рубежом выставки Володи Яковлева. Старался активно продвигать его творчество, издавая свои статьи и книги, в которых печатал работы Яковлева. У него была прекрасная коллекция, включавшая в себя произведения многих мэтров неофициального искусства — например, Ильи Кабакова, Эдуарда Штейнберга. Халупецкий одним из первых взял этих художников под свою опеку и рассказал о них всему миру. О Яковлеве тоже. 

Несмотря на угасающее здоровье, Володя все-таки дождался показа своих работ в Третьяковской галерее. Сначала на знаменитой выставке «Другое искусство. Москва 1956–1976» в 1990–1991 году. А затем на персональной выставке 1995 года, которую устроили Татьяна Вендельштейн, Галина Цедрик и я. Мы сделали хороший, большой, ретроспективный проект с каталогом. Самого Володю, правда, на открытие привезти не смогли. Но он был еще жив, ушел только в 1998 году.

— Можно причислить работы Яковлева к какому-то художественному направлению?

— Если вы хотите вписать художника в определенное направление или стиль, значит, он не состоялся. Как возникает авангард или нечто совершенно новое? Когда художник выходит за границы общепринятого — именно тогда и начинается настоящее, оригинальное искусство. Часто это новое, необычное могут оценить лишь единицы, однако пройдет время, и число ценителей увеличится до нескольких тысяч, миллионов людей. Когда Щукин начал собирать свою коллекцию, кому был интересен Матисс? И вот, спустя век, его работы стоят миллионы. Должен сработать какой-то внутренний радар, ты должен почувствовать, что необходимо приобрести эту вещь, что за ней — будущее. А что касается стиля, направления… Илья Кабаков формально относится к московскому концептуализму, однако прежде всего он — Илья Кабаков. Володя Янкилевский — это отдельная вселенная. Кирилл Мамонов — тоже. Поэтому они и художники, как и Яковлев, выходящий за привычные границы: глядя на его цветы, ты понимаешь — вот это и есть настоящее искусство!

Ксения Воротынцева

Фото: Катя Анохина, предоставлены для публикации пресс-службой Музея AZ

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Искусствовед Валерий Силаев: «Глядя на цветы Владимира Яковлева понимаешь — это и есть настоящее искусство»

<p> В Центре современного искусства AZ/ART до 2 февраля проходит выставка «А в степи: бушует ветер…», приуроченная к 90-летию со дня рождения Владимира Яковлева — тонкого, лиричного, ни на кого не похожего художника с трагической судьбой. Этому проекту повезло с кураторами: его авторами стали меценат и основатель Музея AZ Наталия Опалева, коллекционер Сергей Александров и заведующий отделом Третьяковской галереи Валерий Силаев. На выставке можно увидеть вещи Яковлева, созданные им в эпоху расцвета — в 50—70-е. И подивиться силе духа и тонкости восприятия художника, настроенного на небесную «волну» и творившего вопреки обстоятельствам: большую часть жизни он провел в психиатрических заведениях, а в последние годы практически ослеп. «Культуромания» побеседовала о творчестве и судьбе художника с Валерием Силаевым, искусствоведом, реставратором, ведущим экспертом в области московского нонконформизма.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Когда вы познакомились с творчеством Владимира Яковлева?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — В 1979 году. Для меня все началось не с его работ, а с тоненького каталога собрания Александра Глезера, который Елена Михайловна Жукова, моя коллега, друг, человек, оказавший на меня огромное влияние, получила откуда-то из-за границы. В этом каталоге была опубликована фотография Яковлева, которую я больше никогда не видел. Он был снят немного сверху — так, что хорошо были видны залысины — и напоминал японского самурая с его выбритым лбом. Почему-то я решил, что Яковлев высокий и статный, как самурай. И был удивлен, когда познакомился с ним лично: на самом деле, он оказался маленького роста.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Вам довелось общаться?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Это нельзя было назвать общением. Володя в те годы постоянно проживал в психоневрологическом интернате. Я навещал его, но между его внутренним миром и реальностью уже существовал некий зазор. Правда, иногда удавалось разбудить в нем воспоминания, отголоски прошлого. Скажешь ему: «Володя, скоро Новый год». А он вдруг, вспоминает: «Мандарины». Мы с Галей Цедрик и Таней Вендельштейн привозили ему фрукты, пирожки, сигареты, и он разрывал пачки, распихивая сигареты по карманам. А потом садился рисовать: «отрабатывать». Володя принадлежал к тому поколению, представители которого считали, что если тебе что-то дали, нужно обязательно отработать. И все же диалог с ним было вести сложно. Вот с Толей Зверевым мы действительно много общались. Он звонил мне и говорил: «Старик, приезжай к реалистам, спасай меня!» И я ехал с «лекарством» в Камергерский переулок, где в здании напротив Музея МХАТ сидели художники-реалисты. Кстати, знаменитые снимки, на которых запечатлен Толя, сидящий на полу и рисующий, были сделаны с моей подачи. Художник Сережа Соколов однажды попросил меня: «Валера, возьми меня с собой, когда поедешь к Звереву». К нам присоединился искусствовед и фотограф Саша Самойлов: именно он и сделал эти кадры.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— Я читала, что одно время Яковлев пытался подражать Звереву. Это правда? Анатолий Тимофеевич оказал на него сильное влияние?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Думаю, что нет. Я вообще не могу сказать, кто повлиял на Яковлева. Известно, что он посещал мастерскую Василия Ситникова, но есть ли что-то ситниковское в его работах? Вероятно, лишь некая светоносность, стремление к сближению тонов, к валерной живописи. И все же Яковлев — абсолютно самостоятельный художник. Правда, у него есть вещи, явным образом отсылающие к Модильяни. Известно, что родители Яковлева купили волшебный фонарь и проецировали на стену слайды с репродукциями. Володя обводил эти изображения, и все равно получались особенные вещи, а не просто парафразы других художников. Однако зверевского влияния вы в работах Яковлева не найдете. Вообще у них были довольно сложные отношения, хотя Яковлев действительно любил Зверева. А вот Анатолий Тимофеевич ставил художникам оценки. И если кому-то доставались пять с плюсом или хотя бы три с минусом, то Яковлеву — исключительно кол с плюсом.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— То есть он относился к его успехам ревниво?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Безусловно. Это были два звездных художника, обласканные богемой. При этом Зверев не скрывал свою амбициозность. В детстве у него был приятель Александр Латовкин, игравший в шашки и даже получивший спортивный разряд. Однажды он обыграл Зверева, и Толя пропал на несколько месяцев. Потом объявился и предложил: «Давай сыграем». И обыграл Латовкина, потом еще раз обыграл. То есть он специально готовился, тренировался. Вспоминается и другой случай: «Пионерская правда» объявила конкурс на лучший анималистический рисунок. Победителем стал Латовкин: его рисунок опубликовали на страницах газеты, а легендарный анималист Ватагин вручил ему свою работу. Зверев обиделся и вновь исчез. Чем он занимался? Оказывается, ходил в зоопарк и рисовал зверей. И, в конце концов, «перерисовал» своего товарища. У Толи в молодости всегда были амбиции, он считал себя главным. А тут — Володя, совершенно неамбициозный, но, как и он, притягивающий к себе внимание.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— На выставке в </b><b>AZ</b><b>/</b><b>ART</b><b> </b><b>есть работа Яковлева, происходящая из собрания легендарного коллекционера Георгия Костаки. Он опекал его так же, как и Зверева?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Костаки собирал работы многих авторов, в том числе и Яковлева, у него была огромная, первоклассная коллекция авангарда. Но Зверев все-таки был его любимым художником. Он называл его «Толечка». Есть очень трогательная фотография, запечатлевшая отъезд Георгия Дионисовича. Костаки обнимает Толю на прощание, а у того на глазах слезы.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— При этом Зверев был довольно экстравертным, общался со множеством людей. А Владимир Яковлев — в том числе из-за своих ментальных особенностей — очевидно, был его полной противоположностью.</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Действительно, Яковлев вел себя совершенно иначе, и это можно объяснить его душевным расстройством. Он, кстати, часто отдавал свои работы совершенно бесплатно, поэтому его родители останавливали гостей на выходе из квартиры, и, если видели у них картину, просили заплатить, в конце концов, художнику-то кушать надо! В итоге некоторые посетители пытались тайно пронести произведения, складывали их и прятали под пальто. На нашей выставке есть работа «Взгляд», которую подобным образом вынесли из квартиры. На ней видны следы сгибов, напоминающие об истории бытования этой вещи. А некоторые произведения и вовсе разрывали на части — так, например, поступали с пастелями, потому что их невозможно было сложить, они осыпались.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Однако не верьте, если вам будут рассказывать, что Володя был слепым художником. Он действительно плохо видел, особенно в конце жизни, но в 1950-е, например, обладал прекрасным зрением и работал ретушером в издательстве «Искусство». Эта работа давала ему возможность изучать по фотографиям образцы великого, классического искусства, как западного, так и русского. Проблемы начались в конце 1970- х – начале 1980-х годов, и это хорошо видно по его работам,  в красочных замесах активно проявляются белила. От этого, изображение словно покрывается туманом или белой пеленой, контуры размываются, ты смотришь на предметы, словно сквозь кисею. Это как у Врубеля в его больничных рисунках.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— На выставке есть поздние вещи Яковлева?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Нет, мы сознательно отказались от них, показываем только одну работу 1983 года — «Белый цветок на черном», которая словно закрывает или объединяет собой всю экспозицию. В 1983 году умерла мама Володи, и он навсегда переехал в психоневрологический интернат № 30 около Битцы. Иногда знакомые на время забирали его к себе — например, график Кирилл Мамонов. Он ничего не просил у Володи, просто привозил его в мастерскую, а тот с удовольствием рисовал. Кирилл, в свою очередь, навещая Яковлева в этом интернате, создал потрясающие серии рисунков «Дорогой друг Володя» и «Интернат № 30». Но, к сожалению, были люди, которые эксплуатировали Володю. Ставили перед ним мольберты с приколотыми листами ватмана, он начинал рисовать, а затем целая команда заканчивала начатые, недописанные им работы. Если эти гуаши повесить рядом с вещами самого Яковлева, вы увидите — они пустые, как «заслонки», без энергетики, внутреннего переживания, драматизма. Отдельные собиратели хотят знать процентное соотношение, сколько в этих творениях Яковлева, а сколько — анонимных «помощников». Мне сложно судить об этом, и я не хочу брать на себя такую ответственность. Могу лишь сказать, что в созданных им вещах всегда есть свет, энергия, действующая на вас. На этой выставке в AZ/ART показаны лишь работы, наполненные чистым творчеством. Это настоящий Яковлев. Смотрите, радуйтесь, получайте удовольствие!<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— А кто были эти художники, дорисовывавшие за Яковлевым?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — К сожалению, или счастью, я не знаю. Мне известно имя организатора, но называть его не хочется, да и не надо, так как его уже нет... В целом, он был неплохим человеком, но то были 90-е, когда интерес к творчеству Яковлева, Зверева и других неофициальных мастеров и спрос на их произведения был огромным, а вещей мало, еще не начали ввозить работы из зарубежных собраний. Вот и сработала коммерческая жилка!<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Вообще Яковлева часто подделывают?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Сейчас реже, но раньше подделок было много. Помню, как в годы перестройки в ЦДХ открылась большая выставка, где целую стену занимали работы «Яковлева» в ватманский лист. Я увидел эту экспозицию и сразу понял: «Нет! Это – не Яковлев». Нет от этих больших, одинаковых по сюжету и колориту, но датированных разными годами гуашей, никакого воздействия, нет энергии, драйва! Они не работают, а висят, как репродукции. Пустышки!<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Яковлеву удавалось выставляться в советское время?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Его работы периодически участвовали в квартирных выставках, а также в выставках Горкома графиков на Малой Грузинской. Замечательный чешский искусствовед и пропагандист московского неофициального искусства Индржих Халупецкий первым стал устраивать за рубежом выставки Володи Яковлева. Старался активно продвигать его творчество, издавая свои статьи и книги, в которых печатал работы Яковлева. У него была прекрасная коллекция, включавшая в себя произведения многих мэтров неофициального искусства — например, Ильи Кабакова, Эдуарда Штейнберга. Халупецкий одним из первых взял этих художников под свою опеку и рассказал о них всему миру. О Яковлеве тоже.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Несмотря на угасающее здоровье, Володя все-таки дождался показа своих работ в Третьяковской галерее. Сначала на знаменитой выставке «Другое искусство. Москва 1956–1976» в 1990–1991 году. А затем на персональной выставке 1995 года, которую устроили Татьяна Вендельштейн, Галина Цедрик и я. Мы сделали хороший, большой, ретроспективный проект с каталогом. Самого Володю, правда, на открытие привезти не смогли. Но он был еще жив, ушел только в 1998 году. </p> <p> <b>— Можно причислить работы Яковлева к какому-то художественному направлению?</b> </p> <p> — Если вы хотите вписать художника в определенное направление или стиль, значит, он не состоялся. Как возникает авангард или нечто совершенно новое? Когда художник выходит за границы общепринятого — именно тогда и начинается настоящее, оригинальное искусство. Часто это новое, необычное могут оценить лишь единицы, однако пройдет время, и число ценителей увеличится до нескольких тысяч, миллионов людей. Когда Щукин начал собирать свою коллекцию, кому был интересен Матисс? И вот, спустя век, его работы стоят миллионы. Должен сработать какой-то внутренний радар, ты должен почувствовать, что необходимо приобрести эту вещь, что за ней — будущее. А что касается стиля, направления… Илья Кабаков формально относится к московскому концептуализму, однако прежде всего он — Илья Кабаков. Володя Янкилевский — это отдельная вселенная. Кирилл Мамонов — тоже. Поэтому они и художники, как и Яковлев, выходящий за привычные границы: глядя на его цветы, ты понимаешь — вот это и есть настоящее искусство! </p> <p> <b>Ксения Воротынцева</b> </p> <p> <b>Фото: Катя Анохина, предоставлены для публикации пресс-службой Музея AZ</b> </p>

Искусствовед Валерий Силаев: «Глядя на цветы Владимира Яковлева понимаешь — это и есть настоящее искусство»

Искусствовед Валерий Силаев: «Глядя на цветы Владимира Яковлева понимаешь — это и есть настоящее искусство»

Искусствовед Валерий Силаев: «Глядя на цветы Владимира Яковлева понимаешь — это и есть настоящее искусство»

Искусствовед Валерий Силаев: «Глядя на цветы Владимира Яковлева понимаешь — это и есть настоящее искусство»

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Боттичелли пошел на ура
12 декабря 2024, 14:19

Коллекционирование/Арт-рынок

Робот-художник заработал миллион
18 ноября 2024, 16:54

Коллекционирование/Арт-рынок

Аукционный холдинг обошел Sotheby's
3 декабря 2024, 15:31