Искусство династии Мин в Музеях Московского Кремля
12 Апреля 2018, 08:45
Поделиться
17 апреля в Московском Кремле состоится открытие выставки «Династия Мин: сияние учености», посвященной искусству эпохи Мин (1368–1644). Этот период считается временем расцвета китайской культуры. Куратор выставки Ирина Горбатова рассказала в интервью «Культуромании» о понимании прекрасного в эту эпоху
17 апреля в Московском Кремле состоится открытие выставки «Династия Мин: сияние учености», посвященной искусству эпохи Мин (1368–1644). Этот период считается временем расцвета китайской культуры, особой изысканности и изобретения новых арт-техник. Он отмечен сочетанием интеллектуальности, символичности, особой утонченности и гармонии. Все представленные экспонаты этого периода - из собрания Шанхайского музея - крайне редко покидают пределы Китая. Куратор выставки, заведующая сектором русского художественного металла XVIII–XX вв. Ирина Горбатова рассказала в интервью «Культуромании» о понимании прекрасного в эту эпоху.
К.: Здравствуйте! Новая кремлевская выставка посвящена китайскому искусству эпохи Мин. Почему именно этот период считается величайшим достоянием мировой культуры, что привело к его расцвету?
ИГ.: Династия Мин – это, по сути, ренессанс китайской культуры. Она стала последней национальной династией Китая: до этого правили монголы (династия Юань), а Мин пала под ударами манчжуров, после чего, собственно, императорский Китай закончился. Представители Мин сделали ставку на национальное самосознание, на возвращение к традициям великих династий Тан (VII-X вв.) и Сун (X-XIII вв.), которые правили, когда наблюдался первый настоящий расцвет китайского искусства, когда сложились его основные традиции, оформилось определенное понимание прекрасного. Эпоха Мин возвращает эти традиции, развивает их, добавляет что-то новое, и культура взлетает до невероятных высот.
К.: Что же служило вдохновением для этой культуры?
ИГ.: Китайское искусство всегда было связано с природой, художники ориентировались на ее красоту и простоту. Произведения этой эпохи невычурные, не усложненные, а, напротив, очень элегантные и сдержанные. В то же время они требуют от зрителя определенного интеллектуального уровня, умения читать не по-написанному, а по символам, по-неявному. Тогда же появляются новые технологии, например, в фарфоре появляются основные технологии украшения, которые потом станут базой для европейского и русского фарфора.
К.: Вы упомянули, что для понимания этого искусства нужен определенный бэкграунд. Как зритель на выставке поймет, о чем идет речь, как он сможет прочитать эти символы?
ИГ.: Самые интересные моменты мы укажем в экспликации, постараемся с максимальной полнотой донести до зрителя, что именно он видит. К.: Расскажите, пожалуйста, об основных сюжетных и символических линиях, которые используются в искусстве этого времени?
ИГ.: На самом деле, Китай периода Мин называют эпохой интеллектуалов. Человек этой эпохи должен был хорошо знать литературу и историю своей страны, разбираться в философских учениях. Эта страна заботилась о том, чтобы сохранить свое историческое прошлое, имена людей и события, которые жили в предыдущие эпохи. Человек должен был разбираться в музыке, в поэзии и живописи, в каллиграфии. То есть, китайский ученый - это человек с развитым умом, с большой базой знаний, и, возможно, человек, который сам был и поэтом, и музыкантом, и художником, историком и так далее. Выставка не зря называется «Сияние учености», ведь речь идет об интеллектуале самого высшего порядка. Вещи, которые представлены на выставке, демонстрируют глубину этого мира китайского ученого. Эти предметы не просто заказывались «из головы», они вызывали у владельца определенные ассоциации. Ученые эпохи Мин были великими коллекционерами, стремились собрать у себя максимальное количество раритетов предыдущих эпох. Кроме того, они пытались их повторять, воспроизводить, привносить что-то новое. Причем иногда современные вещи, сделанные по мотивам древних объектов, ценились даже выше, чем эти древности, потому что они показывали искусство современного на тот момент художника, то, как он мыслит, как он продолжает старую линию. При этом серьезные контакты с европейцами начинаются только в самом конце династии, и ни о каком влиянии Европы на китайское искусство мы говорить не можем. Феномен эпохи в том, что интеллектуалом мог стать любой человек, если только у него были возможности. В истории Китая известны случаи, когда бедный юноша становился значимой личностью, потому что его талант был настолько очевиден, что все его друзья и знакомые собирались и оплачивали его обучение, ведь он мог составить славу своего региона. Среди ученых были и ремесленники, и купцы, которые до Мин даже не помышляли об этом.
К.: Каким образом возникла эта «мода» на ученость?
ИГ.: Несомненно, эта была мода, которая стала национальной идеей. Китайцы осознавали и осознают себя как нацию интеллектуалов. До взлета династии Мин китайский ученый должен был сдавать государственный экзамен, чтобы занять чиновничью должность, достичь таким образом определенного социального положения. При династии Мин все больше ученых отказываются от такой чиновничьей бюрократической карьеры и предпочитают заниматься самосовершенствованием. Распространяется отшельничество как идеал жизни, когда человек удаляется в горы, живет в скромности и в тиши, занимается изучением наук, встречается с близкими друзьями и единомышленниками. К.: Какой нравственный стержень служил основой для такого мировоззрения?
ИГ.: На самом деле такой установкой для Китая всегда было конфуцианство. Это не религия, а морально-этическое учение, оно лежит в основе всей культуры Китая. Это – определенная структурированность, почтение старших к младшим, почтение подчиненных к руководителю и забота старших о младших. Император – отец своего народа, и народ подчиняется императору. Также один из основополагающих моментов для китайской культуры – уважение к предкам; семья является символом всего самого лучшего, что может быть у человека. К.: Ваш выставочный проект уникален. Как происходила его подготовка?
ИГ.: Эти объекты покидают пределы Китая очень редко, но у нашего музея за последние годы сложились очень тесные дружеские и партнерские отношения с музеем Шанхая. Музеи Кремля организовали там две прекрасные выставки, посвященные искусству Фаберже и арсеналу русских царей. Нынешняя выставка является ответной. Подготовка к ней шла около трех лет.
К.: Какие из предметов, представленных на выставке, являются наиболее характерными для эпохи?
ИГ.: Мы посвящаем выставку ученым, и кабинет ученого, место, где он занимался своими интеллектуальными изысканиями – это центральный экспонат. Шанхайский музей обладает прекрасной коллекцией мебели эпохи Мин. При этом мебель в стиле Мин – отдельная страница мебельного искусства, и следующая династия (Цин) повторяла формы минской мебели, а на рубеже XIX-XX веков она станет вдохновением для мастеров ар-нуво, в частности, французских. Мне хотелось бы выделить и другие уникальные вещи. Например, чаша с красной росписью в стиле «переплетающиеся растения», относящаяся к периоду правления первого императора династии Мин: таких предметов сохранились буквально единицы, они представляют собой очень большую художественную ценность. Мне лично очень нравится сосуд для наливания воды в тушь, выполненный в виде человека, плывущего на тростниковом плоту. У этого сюжета есть конкретная история. Человек, плывущий на тростниковом плоту – это на самом деле, великий китайский путешественник II века Чжан Цянь. За пределами Китая было страшно, там жили варвары, и люди редко выбирались за пределы своей страны, поэтому человек, который отправлялся путешествовать был личностью экстраординарной. Чжан Цянь был дипломатом, в своих путешествиях он заключал торговые и дипломатические договоры, он стал одним из основателей Великого шелкового пути. Его необычная деятельность произвела большое впечатление на людей, и о нем очень быстро стали слагать легенды. Одна из них воплощена в этом сосуде: однажды, плывя по реке на тростниковом плоту, он не заметил, как проплыл по Млечному пути. И человек, заказавший сосуд для наливания воды в тушечницу, знал эту историю. Он заказывал конкретную вещь с конкретным сюжетом, что очень характерно для культуры этой эпохи. Все вещи были и декоративными, и функциональными. Например, на выставке представлен сосуд в форме горшка с восемью символами буддизма. Считается, что в таких горшках хранили драгоценные пилюли, которые должны были дать императору здоровье и долголетие. Они включали целый ряд компонентов, и одним из компонентов был, например, прах святых. После того, как священники читали над пилюлями соответствующие сутры, пилюли приобретали магическую ценность, император оздоровлялся. Что касается представленного фарфора, то зритель увидит изделия императорских гончарен. При династии Мин появляется довольно большое количество частных заводов. Но вещи с императорских гончарен невозможно было приобрести, только император мог позволить кому-то получить вещи из его собственной гончарной мастерской, также он отправлял эти вещи в подарок соседним властителям. Все остальные могли пользоваться только изделиями с частных мануфактур. К.: Расскажите, пожалуйста, почему живопись этого периода называют «реформаторской»?
ИГ.: Мы специально выбрали одну картину, выполненную в классическом стиле, с прекрасной детализацией, достаточно традиционную. А рядом представили работу Сюй Вэя, которого в Китае иногда сравнивают с Ван Гогом. Он был человеком специфического характера, бунтарем по натуре, который писал широкими мазками. Это было абсолютно уникальным для династии Мин, тогда предпочитали работать в рамках определенного канона. Но Сюй Вэй был личностью достаточно свободной, например, на его картине есть пометка: «А теперь попробуйте увидеть пионы в снегу». При этом его живопись пользовалась успехом: эмоциональная, выполненная буквально несколькими мазками. К.: А что касается технических новшеств эпохи?
ИГ.: Мы уже говорили о том, что появляются резные лаки: при третьем императоре Мин, Юнлэ (что переводится, как «вечная радость»), была основана императорская мануфактура, которая называлась «Фруктовый сад». И лаки этого периода ценились невероятно высоко даже в то время, когда производство только началось. Как правило, лаковое изделие имеет основу – дерево либо папье-маше – и это невероятно кропотливая работа. Мастера тонкими слоями покрывают заготовку лака, слоев может быть несколько сотен, причем кладется почти прозрачный слой, и вещь должна просохнуть, только после этого вы положите второй, и так до тех пор, пока ваша вещь не окажется «слоеным пирогом». И только потом ее начинают резать. Это очень трудоемкая работа. На выставке будет представлено несколько лаковых вещей периода Юнлэ, они являются памятниками человеческого трудолюбия. В фарфоре рождаются особенные техники, например, надглазурной росписи. Появляются цветные глазури, которые при этой же династии и исчезают, причем ни в самом Китае, ни за его пределами никто не умеет их делать даже в наше время. Это техника была утрачена. Единственная цветная глазурь, которая сохранилась – это красная глазурь, но восстановлена она как низкотемпературный обжиг, а при Мин это был высокотемпературный обжиг (1300 градусов). Интересно, что печи для обжига были придуманы еще при династии Тан. Если в самом Китае считается, что фарфор появляется при династии Шан Инь (полулегендарная династия XXI-XX вв. до н.э.), то получается, что все время до VI века было потрачено на эксперимент, чтобы сконструировать печь, узнать законы, учесть все нюансы изготовления фарфора. К сожалению, Китай пережил много трагических событий, династии сменялись в результате катаклизмов, что оказывало убийственное воздействие на технологии. К.: А как сегодня китайцы относятся к этому искусству?
ИГ.: Китайцы не совсем уверены, что иностранцы могут по-настоящему понять искусство их страны. В Китае строгое законодательство относительно вывоза предметов антиквариата. Вещи, выполненные раннее начала XIX века, не могут быть вывезены из страны. Соответственно, все миньское, что появляется на мировых аукционах, это вещи, оказавшиеся за границей максимум до середины ХХ века. Выставка будет проходить с 17 апреля – по 25 июля 2018 года в выставочном зале Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы.
Екатерина Ким
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Искусство династии Мин в Музеях Московского Кремля
<h2>17 апреля в Московском Кремле состоится открытие выставки «Династия Мин: сияние учености», посвященной искусству эпохи Мин (1368–1644). Этот период считается временем расцвета китайской культуры, особой изысканности и изобретения новых арт-техник. Он отмечен сочетанием интеллектуальности, символичности, особой утонченности и гармонии. Все представленные экспонаты этого периода - из собрания Шанхайского музея - крайне редко покидают пределы Китая. Куратор выставки, заведующая сектором русского художественного металла XVIII–XX вв. Ирина Горбатова рассказала в интервью «Культуромании» о понимании прекрасного в эту эпоху. </h2>
<br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>К.: Здравствуйте! Новая кремлевская выставка посвящена китайскому искусству эпохи Мин. Почему именно этот период считается величайшим достоянием мировой культуры, что привело к его расцвету?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: Династия Мин – это, по сути, ренессанс китайской культуры. Она стала последней национальной династией Китая: до этого правили монголы (династия Юань), а Мин пала под ударами манчжуров, после чего, собственно, императорский Китай закончился. Представители Мин сделали ставку на национальное самосознание, на возвращение к традициям великих династий Тан (VII-X вв.) и Сун (X-XIII вв.), которые правили, когда наблюдался первый настоящий расцвет китайского искусства, когда сложились его основные традиции, оформилось определенное понимание прекрасного. Эпоха Мин возвращает эти традиции, развивает их, добавляет что-то новое, и культура взлетает до невероятных высот.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
К.: Что же служило вдохновением для этой культуры?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: Китайское искусство всегда было связано с природой, художники ориентировались на ее красоту и простоту. Произведения этой эпохи невычурные, не усложненные, а, напротив, очень элегантные и сдержанные. В то же время они требуют от зрителя определенного интеллектуального уровня, умения читать не по-написанному, а по символам, по-неявному. Тогда же появляются новые технологии, например, в фарфоре появляются основные технологии украшения, которые потом станут базой для европейского и русского фарфора. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
К.: Вы упомянули, что для понимания этого искусства нужен определенный бэкграунд. Как зритель на выставке поймет, о чем идет речь, как он сможет прочитать эти символы?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: Самые интересные моменты мы укажем в экспликации, постараемся с максимальной полнотой донести до зрителя, что именно он видит. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>К.: Расскажите, пожалуйста, об основных сюжетных и символических линиях, которые используются в искусстве этого времени?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: На самом деле, Китай периода Мин называют эпохой интеллектуалов. Человек этой эпохи должен был хорошо знать литературу и историю своей страны, разбираться в философских учениях. Эта страна заботилась о том, чтобы сохранить свое историческое прошлое, имена людей и события, которые жили в предыдущие эпохи. Человек должен был разбираться в музыке, в поэзии и живописи, в каллиграфии. То есть, китайский ученый - это человек с развитым умом, с большой базой знаний, и, возможно, человек, который сам был и поэтом, и музыкантом, и художником, историком и так далее. Выставка не зря называется «Сияние учености», ведь речь идет об интеллектуале самого высшего порядка. Вещи, которые представлены на выставке, демонстрируют глубину этого мира китайского ученого. Эти предметы не просто заказывались «из головы», они вызывали у владельца определенные ассоциации. Ученые эпохи Мин были великими коллекционерами, стремились собрать у себя максимальное количество раритетов предыдущих эпох. Кроме того, они пытались их повторять, воспроизводить, привносить что-то новое. Причем иногда современные вещи, сделанные по мотивам древних объектов, ценились даже выше, чем эти древности, потому что они показывали искусство современного на тот момент художника, то, как он мыслит, как он продолжает старую линию. При этом серьезные контакты с европейцами начинаются только в самом конце династии, и ни о каком влиянии Европы на китайское искусство мы говорить не можем. Феномен эпохи в том, что интеллектуалом мог стать любой человек, если только у него были возможности. В истории Китая известны случаи, когда бедный юноша становился значимой личностью, потому что его талант был настолько очевиден, что все его друзья и знакомые собирались и оплачивали его обучение, ведь он мог составить славу своего региона. Среди ученых были и ремесленники, и купцы, которые до Мин даже не помышляли об этом.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
К.: Каким образом возникла эта «мода» на ученость?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: Несомненно, эта была мода, которая стала национальной идеей. Китайцы осознавали и осознают себя как нацию интеллектуалов. До взлета династии Мин китайский ученый должен был сдавать государственный экзамен, чтобы занять чиновничью должность, достичь таким образом определенного социального положения. При династии Мин все больше ученых отказываются от такой чиновничьей бюрократической карьеры и предпочитают заниматься самосовершенствованием. Распространяется отшельничество как идеал жизни, когда человек удаляется в горы, живет в скромности и в тиши, занимается изучением наук, встречается с близкими друзьями и единомышленниками.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>К.: Какой нравственный стержень служил основой для такого мировоззрения?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: На самом деле такой установкой для Китая всегда было конфуцианство. Это не религия, а морально-этическое учение, оно лежит в основе всей культуры Китая. Это – определенная структурированность, почтение старших к младшим, почтение подчиненных к руководителю и забота старших о младших. Император – отец своего народа, и народ подчиняется императору. Также один из основополагающих моментов для китайской культуры – уважение к предкам; семья является символом всего самого лучшего, что может быть у человека.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>К.: Ваш выставочный проект уникален. Как происходила его подготовка?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: Эти объекты покидают пределы Китая очень редко, но у нашего музея за последние годы сложились очень тесные дружеские и партнерские отношения с музеем Шанхая. Музеи Кремля организовали там две прекрасные выставки, посвященные искусству Фаберже и арсеналу русских царей. Нынешняя выставка является ответной. Подготовка к ней шла около трех лет.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
К.: Какие из предметов, представленных на выставке, являются наиболее характерными для эпохи?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: Мы посвящаем выставку ученым, и кабинет ученого, место, где он занимался своими интеллектуальными изысканиями – это центральный экспонат. Шанхайский музей обладает прекрасной коллекцией мебели эпохи Мин. При этом мебель в стиле Мин – отдельная страница мебельного искусства, и следующая династия (Цин) повторяла формы минской мебели, а на рубеже XIX-XX веков она станет вдохновением для мастеров ар-нуво, в частности, французских. Мне хотелось бы выделить и другие уникальные вещи. Например, чаша с красной росписью в стиле «переплетающиеся растения», относящаяся к периоду правления первого императора династии Мин: таких предметов сохранились буквально единицы, они представляют собой очень большую художественную ценность. Мне лично очень нравится сосуд для наливания воды в тушь, выполненный в виде человека, плывущего на тростниковом плоту. У этого сюжета есть конкретная история. Человек, плывущий на тростниковом плоту – это на самом деле, великий китайский путешественник II века Чжан Цянь. За пределами Китая было страшно, там жили варвары, и люди редко выбирались за пределы своей страны, поэтому человек, который отправлялся путешествовать был личностью экстраординарной. Чжан Цянь был дипломатом, в своих путешествиях он заключал торговые и дипломатические договоры, он стал одним из основателей Великого шелкового пути. Его необычная деятельность произвела большое впечатление на людей, и о нем очень быстро стали слагать легенды. Одна из них воплощена в этом сосуде: однажды, плывя по реке на тростниковом плоту, он не заметил, как проплыл по Млечному пути. И человек, заказавший сосуд для наливания воды в тушечницу, знал эту историю. Он заказывал конкретную вещь с конкретным сюжетом, что очень характерно для культуры этой эпохи. Все вещи были и декоративными, и функциональными. Например, на выставке представлен сосуд в форме горшка с восемью символами буддизма. Считается, что в таких горшках хранили драгоценные пилюли, которые должны были дать императору здоровье и долголетие. Они включали целый ряд компонентов, и одним из компонентов был, например, прах святых. После того, как священники читали над пилюлями соответствующие сутры, пилюли приобретали магическую ценность, император оздоровлялся. Что касается представленного фарфора, то зритель увидит изделия императорских гончарен. При династии Мин появляется довольно большое количество частных заводов. Но вещи с императорских гончарен невозможно было приобрести, только император мог позволить кому-то получить вещи из его собственной гончарной мастерской, также он отправлял эти вещи в подарок соседним властителям. Все остальные могли пользоваться только изделиями с частных мануфактур.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>К.: Расскажите, пожалуйста, почему живопись этого периода называют «реформаторской»?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: Мы специально выбрали одну картину, выполненную в классическом стиле, с прекрасной детализацией, достаточно традиционную. А рядом представили работу Сюй Вэя, которого в Китае иногда сравнивают с Ван Гогом. Он был человеком специфического характера, бунтарем по натуре, который писал широкими мазками. Это было абсолютно уникальным для династии Мин, тогда предпочитали работать в рамках определенного канона. Но Сюй Вэй был личностью достаточно свободной, например, на его картине есть пометка: «А теперь попробуйте увидеть пионы в снегу». При этом его живопись пользовалась успехом: эмоциональная, выполненная буквально несколькими мазками.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>К.: А что касается технических новшеств эпохи?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: Мы уже говорили о том, что появляются резные лаки: при третьем императоре Мин, Юнлэ (что переводится, как «вечная радость»), была основана императорская мануфактура, которая называлась «Фруктовый сад». И лаки этого периода ценились невероятно высоко даже в то время, когда производство только началось. Как правило, лаковое изделие имеет основу – дерево либо папье-маше – и это невероятно кропотливая работа. Мастера тонкими слоями покрывают заготовку лака, слоев может быть несколько сотен, причем кладется почти прозрачный слой, и вещь должна просохнуть, только после этого вы положите второй, и так до тех пор, пока ваша вещь не окажется «слоеным пирогом». И только потом ее начинают резать. Это очень трудоемкая работа. На выставке будет представлено несколько лаковых вещей периода Юнлэ, они являются памятниками человеческого трудолюбия. В фарфоре рождаются особенные техники, например, надглазурной росписи. Появляются цветные глазури, которые при этой же династии и исчезают, причем ни в самом Китае, ни за его пределами никто не умеет их делать даже в наше время. Это техника была утрачена. Единственная цветная глазурь, которая сохранилась – это красная глазурь, но восстановлена она как низкотемпературный обжиг, а при Мин это был высокотемпературный обжиг (1300 градусов). Интересно, что печи для обжига были придуманы еще при династии Тан. Если в самом Китае считается, что фарфор появляется при династии Шан Инь (полулегендарная династия XXI-XX вв. до н.э.), то получается, что все время до VI века было потрачено на эксперимент, чтобы сконструировать печь, узнать законы, учесть все нюансы изготовления фарфора. К сожалению, Китай пережил много трагических событий, династии сменялись в результате катаклизмов, что оказывало убийственное воздействие на технологии. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>К.: А как сегодня китайцы относятся к этому искусству?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
ИГ.: Китайцы не совсем уверены, что иностранцы могут по-настоящему понять искусство их страны. В Китае строгое законодательство относительно вывоза предметов антиквариата. Вещи, выполненные раннее начала XIX века, не могут быть вывезены из страны. Соответственно, все миньское, что появляется на мировых аукционах, это вещи, оказавшиеся за границей максимум до середины ХХ века.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Выставка будет проходить с 17 апреля – по 25 июля 2018 года в выставочном зале Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы.</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Екатерина Ким </b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Искусство династии Мин в Музеях Московского Кремля
Искусство династии Мин в Музеях Московского Кремля
Искусство династии Мин в Музеях Московского Кремля