Выставка «Северные экспедиции Музея имени Андрея Рублева. 1963-1971» посвящена экспедициям сотрудников, по результатам которых в собрание музея вошли уникальные иконы и предметы декоративно-прикладного искусства. Поездки в Поморье, в земли вокруг Великого Устюга – древний центр Северной Руси – дали очень интересные результаты. Сотрудники буквально спасали иконы из стен разрущающихся в советское время храмов и монастырей. А часть икон для нужд музея отдавали местные жители. Конечно, случались очень значимые находки. Так, на месте островного Троицкого Муезерского монастыря XVI века местные жители нашли и передали в музей икону «Огненное восхождение пророка Илии».
Часть икон удалось привезти с берега реки Выг в Карелии, с мест проживания старообрядцев Поморского согласия - крупного центра, основанного в 1694 году. Большинство старообрядческих икон происходит из знаменитой Выгорецкой церкви.
Из Почозерского погоста (деревня Филипповская, Архангельская область) сотрудниками вывезено 11 икон второй половины XVIII века. Сегодня ансамбль Почозерского погоста входит в состав Кенозерского национального парка и является выдающимся памятником старины Русского Севера.
Много храмовых икон вывезла из села Коровино (левый берег реки Кены, Архангельская область) сотрудник музея, кандидат искусствоведения Лилия Евсеева. Именно на этой земле стоял Преображенский Пахомиев Кентский монастырь (основан предположительно в конце XV века). Позже монастырь упразднили, построив на этом месте Преображенскую церковь, которую разрушили в 1950 году.
Иконы, привезенные из Коровина, создавались при монастыре в XVI веке ростовскими мастерами. Часть икон, экспонируемых на выставке, еще находится в процессе реставрации, и посетителям можно воочию увидеть, как идет процесс обновления изображения.
«Культуромания» поговорила с Лилией Евсеевой о работе и впечатлениях в тех экспедициях:
- Лилия Михайловна, почему музей выбрал именно это направление для экспедиций? Куда еще направлялись сотрудники?
- Мы ездили еще по Тверской области, по Поволжью, по Подмосковью. Такие были потрясающие находки «под боком», что и на них-то не хватало сил. Поэтому дальше, например, на Восток уже выбираться не получалось.
- Какие условия были в экспедициях? Ездили большими группами?
- Совсем небольшими. Ездили по двое, иногда – в одиночку. Всё на руках надо было вывезти. Хорошо, что если почта была рядом. А так – вывозили самостоятельно на попутках. И, чтобы довезти икону в лучшей сохранности, вначале для профилактики обязательно закрепляли живописную поверхность.
- Это делалось на месте? Каким составом укрепляли?
- Конечно, на месте. Укрепляли обычным куриным желтком. Это использовалось как временная мера.
- Представленные иконы очень яркие, как будто вчера написанные.
- Это мастерство реставратора и хорошая сохранность. Мы находили иконы в совершенно разном состоянии. Конечно, если икона обнаруживалась в самой церкви и, скорее всего, никуда ранее из нее не перемещалась, то она часто была в нормальной сохранности.
- Какая была реакция местного населения на Вашу работу? Свои иконы местное население отдавало без проблем?
- Без проблем. Всегда это был вопрос договоренностей. Иногда хозяйка соглашалась и передавала нам икону как дар, под роспись, иногда не передавала, сохраняла икону себе. А церкви были брошенные. И спрашивать чьего-то разрешения взять оттуда икону было и не у кого.
- В каком состоянии вам попадались церкви?
- Чаще всего церковь была или совсем открытая, или закрытая, потому использовалась как склад. В ней могли хранить зерно или доски. Мы старались вывезти как можно больше икон, чтобы сохранить наше наследие. Если деревня ближайшая находится очень далеко, то у кого спрашивать про иконы? А если церковь использовалась как склад, то чаще всего договаривались с бригадиром или председателем колхоза, составляли акт, что он передает музею такие-то вещи, такого-то размера.
Конечно, параллельно с нами за иконами ездили и частные люди, забирали их из церквей без всяких актов. Начиналось масштабное частное собирательство. Им было проще – у них всегда были машины, деньги.
- С Севера привезено несколько старообрядческих икон. Чем они отличаются от православных?
- У них своя специфика, конечно. Старообрядцы в написании своих икон старались продолжать традиции древнерусской иконописной живописи. И надо сказать, иногда очень успешно. Они знали, как писали иконы в XII – XV веках. От поколения в поколения эти навыки передавались. Их приглашали и в православные храмы, потому что они расписывали их с большим мастерством.
- Чем Вам запомнились люди Севера?
- Люди там замечательные. Такой доброжелательности мало где найдешь. И они были необычайно свободны – они исторически не знали ни крепостного права, ни колхозов. И свои мнения, желания они выражали очень открыто. Понимаете, люди были не задавлены. Просто удивительно, что таких людей еще можно было встретить.
- Вас легко пускали в дома на ночлег?
- Конечно! Больше того, когда мы просились в дом, привечали как своих. Помню, была такая Анна Ивановна. В избу привела. Когда к ней пришли подружки, она им сказала: «Не могу принять, у меня гости из Москвы». А наутро мы пытались ей заплатить, но она ответила: «Нет, может на том берегу деньги берут за постой, а у нас никто не возьмет».
- Все-таки палатку с собой брали или знали точно, что сможете найти ночлег в домах?
- Нет, никогда не брали. Мы много ездили по Северу и знали, что переночевать везде пускают. Это исключено, чтобы путника хозяева не приняли в своем доме.
- А как вывозили иконы?
- Старались переправлять их по почте. Но такая возможность не всегда была.
- Какие иконы особенно ценны Вам из северных экспедиций?
- Я бы отметила те 12 икон, которые я привезла с окрестностей Кенозера. Они оказались единственными сохраненными предметами с древнего Пахомиева Кенского монастыря. Это был духовный центр всего края. А потом при Екатерине II его закрыли. Сегодня от монастыря ничего не осталось.
Куратор музея, старший научный сотрудник Татьяна Нечаева тоже ответила на несколько вопросов «Культуромании»:
- Татьяна Никитична, судя по информации, экспедиций на Север у Музея Рублева было не так много? После 70-го года в те районы больше не ездили?
- Да, не ездили, потому что изменилось законодательство, согласно которому центральные музеи перестали ездить по регионам. В экспедиции начали ездить областные и районные местные музеи, что они делают и до сих пор.
- А откуда Музей Рублева собирал старообрядческую живопись?
- Например, у нас была экспедиция в район реки Выг, где компактно жили старообрядцы-поморцы. Оттуда и были привезены иконы, которые характеризуют вид поморской живописи конца XVIII – начала XIX веков. У нас в экспозиции выставки две таких иконы. Старообрядческие мастера старались работать в традиции живописи XVII века, но при этом придавали иконам несколько засушенный и орнаментальный характер, использовали достаточно темные краски и очень любили добавлять надписи. Как правило, они не делали большие иконы, как для привычного иконостаса. Обычно это были иконы для дома и небольшой часовни. Часто на них по бокам изображались члены семьи заказчика иконы.
- На выставке есть и очень крупные иконы. Как же их доставляли в Москву?
- Вы знаете, это героический подвиг наших сотрудников. Иногда их пересылали по почте. А до ближайшей почты их несли на себе. Для сохранности заворачивали в мешковину, которую часто приходилось зашивать, потому что мешковина доставалась списанная.
- На выставке представлены в основном иконы XVI века и старше. С чем это связано?
- С тем, что в экспедициях, в основном, находили иконы XVII-XIX веков. Конечно, любая находка древней живописи вызывала большой интерес, но ее не так много сохранилось.
Выставка икон Севера открывает музейную программу, посвященную культурным памятникам из различных регионов страны. Благодаря ей, посетители смогут больше узнать историю наших краев и областей, а также знакомиться с редкими экспонатами из запасников музея.
Любовь Мартынова