История Музея-галереи иконописца и реставратора Владимира Кобзаря
В городе Боровск (районный центр Калужской области, в 2023 году в нем было 12686 жителей, по их числу он находится на 839-м месте из 1119 городов Российской Федерации) работает Музей-галерея иконописца и реставратора Владимира Кобзаря. В доме XYIII века находится музей, где собраны более 700 работ самого Кобзаря, его учеников, принадлежащие ему исторические реликвии, а также его мастерская. А на втором этаже иконописец живет. В экспозиции представлены иконопись, мозаика, резьба по дереву, гобелены, золотое шитье, чеканка по металлу и многое другое
Скоро музей отметит юбилей, -- в 2025 году ему исполнится 10 лет. Мы поговорили с Владимиром Кобзарем о музее, иконописи и городе Боровске.
— … Музей находится на первом этаже бывшего купеческого дома. Второй этаж в таких домах был жилым, первый – общественным пространством. Это могла быть мастерская, небольшой магазинчик или что-то еще. В девяностые годы я купил этот дом, а в нулевые приводил его в порядок. Там нашлось очень много склянок и бутылочек с надписями: «краски двора его Императорского Величества» -- краски были самых разных цветов. Рядом храм, иконописцы в Боровске были. Думаю, что когда-то в доме была иконописная мастерская. Я тоже иконописец – и сам Бог велел сделать здесь галерею. А еще мне хотелось показать, как жили купцы.
Я пишу иконы вот уже сорок лет. Иконопись связана с изучением истории, и у меня понемногу появилось много артефактов, исторических реликвий. Все это, наряду с моими работами и работами учеников, можно увидеть в галерее. Двадцать лет я преподавал и руководил, у меня была иконописная мастерская-студия в честь св. Иоанна Богослова при Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. А теперь она находится в Боровске, в моем доме, где я и преподаю: это удобно, можно ни от кого не зависеть и быть круглосуточно в мастерской. Провожу мастер-классы по мозаике, иконописи, резьбе по дереву. Кто-то из учеников идет в одну сторону, кто-то в другую, в иконопись, мозаику, резьбу. И все это пригодится им в реставрации.
— Значит, начали вы в 1984, при советской власти, когда иконопись была экзотическим и не поощряемым делом. По шапке получить, наверное, уже было нельзя, но и преуспеть было сложно…
— Еще как можно было получить по шапке! Я учился в Москве, на факультете станковой живописи и графики. И весной 1983 года приехал в Боровский монастырь на этюды. Тогда там не было монастыря, прямо на его дворе был построен сельхозтехникум, в помещениях храма работали мех мастерские, размещались гаражи. Но при этом с шестидесятых годов в монастыре велись реставрационные работы. Очень научные, скрупулезные, кропотливые. Я попал туда, когда в монастыре уже был создан музей. Потом я несколько раз приезжал в этот музей, очень заинтересовался иконописью, и начал искать, где бы этому научиться. Но иконописцев было мало.
И я пришел в московский мужской Данилов монастырь, там это мастерство передавалось от одного монаха другому, из поколения в поколение. Советская власть нас гоняла, и иконы я, по большей части, писал для себя.
Много читал по иконописи, причем в основном старинные книги, потому что таких учебников не было. Но в девяностые годы Арбат был русским Монмартром, там продавалось все, и я ездил туда за альбомами. Позже я много реставрировал, расписывал храмы, занимался иконописью
— Значит, со стороны церкви есть спрос на современную икону?
— Конечно. Но при этом нет понятия «современные иконы». Иногда говорят: «У вас старые иконы». Они написаны мной, но по канонам, по правилам. Так писали иконы до XYIII века, когда все сломалось. Петр I привел в иконопись немцев, итальянцев, французов, западных художников. И все они для их российских современников были немцы – из-за немоты, потому что они не говорили по-русски.
Петр I поставил их во главе иконописных мастерских, и в иконопись пришла европейская живопись. Иконы стали писать маслом. А мы пишем их темперными красками, и стираем краски сами, на яйце, на желтке – так, как это делалось в допетровскую пору. Маслом икону можно написать в два-три приема за два-три дня, а мы ее пишем около месяца. Такова старинная технология, и мы ничего не меняем. Это долго и трудно, но такова уж стезя иконописца.
— Вы художник…
— Я не художник, а иконописец.
— Присуще ли иконописцу самовыражение?
— Нет. Иконописец -- инструмент в руках отцов церкви. Кисточка Всевышнего. Но к этому нужно прийти. Потребуется лет десять-пятнадцать.
— Почему?
— Потому что быстро можно стать хорошим ремесленником. А для того, чтобы стать иконописцем, придется поменять образ жизни. Окружение должно тебя принять – люди не понимают, почему ты изменился.
А что касается самовыражения… Современный художник ляпнул краской на холст, и сказал, что это роза. Вы говорите: «Да это же клякса!» А он в ответ: «Я так вижу, а вы ничего в искусстве не понимаете». А если я написал Иисуса Христа или Николая Чудотворца, тысячи человек поймут, что это Он. Это похоже на мастерство ювелира, который доводит до совершенства то, над чем он работает, растворяясь в предмете.
Есть еще другое. Икона становится иконой через надписание. Вот, например, я написал икону и пишу сверху: «Преображение Иисуса Христа». И икона ещё выступает, можно сказать, учебником. В старину по иконам учили понимать Евангелие. И читать учили.
У нашей студии есть проект «Церковное искусство». Мы рассказываем об иконах, как они пишутся, что это вообще такое. Это часть единого комплекса музей-галерея. И дети, и взрослые выходят ошарашенными новыми знаниями. Многое в иконописи пошло со времен Древнего Египта, фараонов!
— Как это?
— Тогда также растирались краски, они также были на желтке. Благодаря этому расписанные древнеегипетские маски дошли до нас в первозданном виде.
— А как же олифа, из-за которой иконы темнеют?
— Олифа – убийственная штука. Раньше олифу делали из подсолнечного масла, ее отстаивали год. Темнела она за 70-100 лет, икона в черноту превращалась. А сейчас мы эту черноту снимаем, и под ней все прекрасно сохранилось.
— То есть олифа выступает в роли консерванта?
— Да. И олифа была разного качества: некоторые иконы потемнели, некоторые нет. Например, иконы владимирских иконописцев темнели не так сильно, у них была своя олифа. А в Пскове темные иконы из-за некачественной олифы. Другая конопля, другой подсолнечник – район-то северный.
— Солнца мало.
— Именно так. А у царских иконописцев из Оружейной палаты иконы вообще не темнели. У каждого старого мастера были свои секреты, и мы их открываем. Сейчас мы варим лаки сами, на основе воска, тоже по старым рецептам.
— Мы – это вы и ваши ученики? Сколько из них стали иконописцами?
— За двадцать два года моя студия дала тринадцать иконописцев. Некоторые девушки вышли замуж за священников, стали матушками, и пишут иконы. Некоторые из учеников стали монахами. Светских иконописцев среди них мало.
— Тринадцать – за двадцать два года…
— Не все становятся иконописцами, ведь это не столько профессия, сколько Путь, и пройти его непросто. Другие мои ученики стали реставраторами, художниками, дизайнерами.
— В вашем музее есть и церковные мозаики – ими мало кто занимается.
— Сейчас я делаю большую мозаику для храма. У нашей церковной мозаики долгая история: наш первый мозаичист и иконописец, преподобный святой Алипий Печерский, ученик греческих мастеров, жил и творил в ХI веке. Алипий участвовал в росписи и создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры. Там он – в ближних пещерах – он и похоронен. Первая совместная работа с иностранными мастерами: огромная мозаичная икона «Нерушимая стена» в Софии Киевской.
Мозаичных икон на Руси, действительно, не так-то уж и много было. Но это церковное, православное искусство, тем не менее, существовало, и при СССР переросло в нечто иное. Многие построенные в советское время дома украшала мозаика. Мозаику использовали при оформлении станций метро.
— И это все шло от церковных мозаик?
— Конечно. После революции запретили заниматься церковной мозаикой, а мастера-то остались. И это не только к мозаичистам относилось: один из известнейших советских художников Кузьма Петров-Водкин, до революции был известным иконописцем. Возьмите палехские шкатулки: палехским иконописцам запретили работать по профессии, и они переделали китайские шкатулки под свой лак. Русская матрешка появилась в двадцатые годы прошлого века, -- изначально это была японская игрушка, которую бывшие иконописцы переделали на отечественный лад. Советское декоративно-прикладное искусство в основном шло от иконописцев.
Мозаика дорогое искусство. И материалы очень дорогие, и работа долгая, кропотливая, дорогая. Я уже четыре месяца делаю эту мозаику, и еще, наверное, у меня месяца три на нее уйдет. Семь месяцев на одну работу! Поэтому мозаикой занимаются немногие.
— Ваш музей в Боровске, вы живете и работаете в Боровске. Это ваш родной город, и все же – почему он, а не Москва, где гораздо больше контактов, возможностей, перспектив?
— Боровск красивый, необычный, патриархальный город, является вторым центром старообрядчества, связанно это с протопопом Аввакумом, а также здесь была замучена и похоронена боярыня Морозова и сестра ее Урусова. Маленький – здесь чуть больше десяти тысяч населения. Он очень хорошо сохранился. Многие художники покупают в нем дома и остаются навсегда.
— Кто же ходит в ваш музей, если в городе чуть больше десяти тысяч жителей?
— В Боровске очень много приезжих ведь рядом Москва и область, хотя приезжают из всей Росси. И мы открыли при этом музее туристическо-информационный центр, который организует разнообразные экскурсии, посещение мастер-классов в нашем музее-галерее иконописи направляем туристов по интересным местам в городе, где остановится на ночлег, где поесть и т.д.
У нас еще один музей, он называется «Музей истории Боровска» созданный совместно с старообрядческой общиной. Он находится в административном помещении, из которого нас сейчас пытаются выселить и уже не первый раз, все это отголоски нашей градозащитной деятельности.
— Почему?
— Мы слишком активно боремся за сохранение исторического наследия нашего города. Не даем перестраивать купленные объекты культурного наследия предпринимателями без экспертиз и реставрации, работа на этих исторических домах должна вестись по 73 ФЗ. В 2018 году в Боровске начали сносить дома, чтобы построить многоэтажки , но мы не дали это сделать благодаря поддержке Президента и всей России. В итоге наш город получил звание «Исторического поселения», этим мы защитились от застройки в историческом центре.
А еще в наши маленькие исторические города приходит большая беда, которая называется «благоустройством». Сносят булыжные мостовые, заменяя их плиткой, везде ставят одинаковые лавочки и фонари, производят бетонирование. Желательно, чтобы для исторических поселений была разработана программа по благоустройству с учетом сохранения истории России. Я председатель Калужского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и член Центрального совета ВООПИК, и мы делаем все, чтобы сохранить историческое наследие. А городская администрация борется с нами любыми способами, какие она только могут придумать, потому что мы призываем сохранять законность в деле сохранения наследия.
Музей истории Боровска на Городище бесплатный. Да и музей-галерея, фактически, тоже бесплатный: если в туристическо-информационном центре» Боровский край» есть экскурсия, его посещение входит в маршрут.
— Цены в музее-галерее, конечно, символические.
— 100 рублей за вход, куда уж ниже. Мастер-классы стоят гораздо дороже, но там материалы дорогие. Мы применяем смальту, золото, серебро, полудрагоценные камни, все это настоящее. Посетители делают плакетки, декоративные изделия, и потом забирают их с собой.
Плакетки сделаны вручную из латуни, с маленькими бортиками-кармашками для микро мозаики. Гости бьют мозаику, используя инструменты мозаичистов XIX века, потом выкладывают узоры, которые сами придумывают или по канонам. Они декорируют плакетки, иногда делают красивые броши из натуральных камней и самоцветов, а я помогаю им, направляю, даю советы. У нас и пятилетние дети, и семидесятилетние этим занимаются – и все в восторге.
Так наш музей и живет, так живет Боровск. Прекрасный маленький город, где хорошо жить и куда стоит приехать…
Фото: предоставлено Владимиром Кобзарем, публикуется с разрешения правообладателя