Игра веером в Центре имени Грабаря

Музеи и выставки

Игра веером в Центре имени Грабаря
3 Ноября 2017, 12:37
Реставрационный центр имени Грабаря проводит до 24 ноября выставку вееров, которые были восстановлены сотрудниками центра. 34 веера XVIII-XX веков из музея-усадьбы Останкино готовы раскрыть любознательным посетителям свои тайны и красоту

Реставрационный центр имени Грабаря проводит до 24 ноября выставку вееров, которые были восстановлены сотрудниками центра. 34 веера XVIII-XX веков из музея-усадьбы Останкино готовы раскрыть любознательным посетителям свои тайны и красоту. Роскошные бальные, романтичные кружевные, строгие каминные – в былые времена веера были настоящим показателем статуса и характера своей хозяйки. Для тех, кто особо впечатлится главным женским аксессуаром прошедших веков, Центр имени Грабаря придумал интересную опцию – участие в процессе восстановления неотреставрированного веера через краудфандинговую платформу.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря предлагает посетителям не только увидеть многообразие видов дамских вееров, но и посмотреть на них как на предмет искусства, ведь миниатюрная живопись на некоторых веерах принадлежит кисти известных художников. На экспозиции представлены почти все известные типы дамкого аксессуара: веера-бризе (с жесткими пластинами), веера-плие (с тканевым и кружевным экраном), веера-плиант (из перьев птиц), веера-кокарда, ручные экраны (предназначались для защиты лица от жара камина).  
В рамках выставки проходят тематические лекции и мастер-классы по реставрации вееров.

С 2012 по 2016 годы 34 веера проходили реставрацию. Но суммы, выделенной музеем Останкино, хватило не на весь объем работ. И поэтому Центр имени Грабаря впервые выставил один веер для сбора средств через краудфандинговую площадку. Елена Проханова, заведующая отделом научно-методической и выставочной деятельности Центра рассказала «Культуромании»: «Поскольку у музея недостаточно средств для реставрации, мы решили запустить процесс краудфандинга. Для нас это первый подобный опыт и поэтому это своеобразный прорыв. В то же время, мы хотим помочь музею сохранить чудесный памятник – веер XVIII века, произведенный в Германии. Поэтому надеемся на внимание общества, чтобы общими силами спасти этот веер».

Специалист по связям с общественностью Центра имени Грабаря Ирина Сергеева добавляет: «Дело в том, что для реставрации этого веера требуется очень много материала и самих работ. И 4 октября мы запустили краудфандинговую программу через интернет-платформу Planeta.ru. И надеемся собрать необходимые 186 тысяч рублей на реставрацию этого веера. Средства собираются на предреставрационные исследования (под микроскопом будут браться анализы красочного слоя и грунта веера), зарплату реставраторам и материалы для реставрации».

Примечание «Культуромании»: на 3 ноября было собрано 59 тысяч рублей. По условиям, можно пожертвовать любую сумму безвозмездно, а можно приобрести какую-либо из предложенных Центром услуг: например, за взнос в 1 тысячу рублей – индивидуальную экскурсию по выставке, за взнос в 5 тысяч рублей – индивидуальную экскурсию по всему Реставрационному центру имени Грабаря.

Сегодня мы ничего не знаем о веере как важном показателе статуса ее владелицы, своеобразном безмолвном «словаре» для общения дамы и кавалера. Но эти факты очень любопытны и познавательны. И о них в интервью «Культуромании» рассказала главный хранитель музея-усадьбы «Останкино» Ирина Ефремова.

- Ирина Константиновна, каково было значение веера для той эпохи? 

- В XVII-XVIII веках веер – это дорогой аксессуар моды, и только знатные дамы могли себе позволить такие веера. Старинные веера иногда даже передавали по наследству от бабушки к внучке, потому что были очень статусной дорогой вещью. Часто веера имели ювелирную отделку, украшались бриллиантами, камнями.

А вот с XIX века веера делают уже более демократичными, и они входят в более широкое употребление.
Конечно, веер был не просто аксессуаром, но и средством невербального общения между кавалером и дамой. По придворному этикету в XVII-XVIII веках кавалеры и дамы не могли общаться напрямую, иногда даже не могли подходить друг к другу. Но человек всегда найдет выход. И был изобретен «язык веера». Положением веера могли выразить самые тонкие нюансы чувств, назначить свидание, дать понять, во сколько оно назначено. Самые распространенные положения веера, например, такие: если дама протягивает слегка раскрытый веер в сторону кавалера, то это означает ее расположение. Если же она закрывает веер и противоположной стороной, станком вперед протягивает его к кавалеру, то это значит: «даже не подходите ко мне».

В разных странах были свои нюансы положений веера. Издавались даже книги по языку веера.
Другая функция веера, которой в первую очередь начинают пользоваться английские королевы при создании своих коллекций вееров, – это функция своеобразных энциклопедий культурной и придворной политической жизни того времени. Потому что, помимо галантных сцен, на веерах могли быть изображены знаковые постройки того времени (например, Версаль), запечатлены важные придворные приемы. То есть веера были своеобразным документом эпохи.

Интересно, что сейчас мы к вееру относимся как к безделушке. Но в XVII-XVIII веках веера расписывали ведущие художники того времени: Франсуа Буше, Антуан Ватто. И эта традиция продолжалась вплоть до эпохи модерна.

Часто на веерах выполнялись копии известных полотен, которые во Франции выставлялись на специальных экспозициях, обсуждались на модных ревью, были в центре культурной жизни. И естественно, что художники повторяли их в миниатюре. Например, на веерах очень часто повторяли сюжеты Ватто.

- А было ли развито коллекционирование вееров в России?

- Да, такая традиция была и в XVIII веке, и в XIX веке. Одну из самых значительных коллекций собрала императрица Мария Федоровна. Но после революции 1917 года веер в России был совершенно забыт.

Первая коллекция вееров в 1956 году была подарена нашему музею Останкино известным московским коллекционером Феликсом Вишневским. Он начал с того, что он проэкспонировал эти веера в Останкино. Выставка имела большой резонанс. Впоследствии Вишневский подарил музею свою коллекцию из 50 вееров. И сегодня именно эта частная коллекция составляет ядро коллекции вееров нашего музея.

- Обращает внимание, что на выставке один из представленных вееров гораздо крупнее других. Почему?

- Во второй половине XIX века веера перерастают функцию аксессуара моды. Их больше начинают коллекционировать. И к ним повышается интерес как к предмету живописи. И веера начинают изготовлять не для использования как аксессуара, а как средство украшения интерьера.

Представленный здесь веер-плие «Колесница Афродиты» расписан очень известной французской художницей Мари Дюма. Часто она копировала модные полотна западноевропейских мастеров. Например, здесь скопировано полотно французского художника Александра Луиса Лелуара «Колесница ласточек». Веер имеет почти 70 сантиметров длины. Для таких вееров изготавливали специальные витрины и декорировали ими интерьеры.

Автор статьи: Любовь Мартынова

Фото:  пресс-служба ВХНРЦ им. Грабаря

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Игра веером в Центре имени Грабаря

<h2> Реставрационный центр имени Грабаря проводит до 24 ноября выставку вееров, которые были восстановлены сотрудниками центра. 34 веера XVIII-XX веков из музея-усадьбы Останкино готовы раскрыть любознательным посетителям свои тайны и красоту. Роскошные бальные, романтичные кружевные, строгие каминные – в былые времена веера были настоящим показателем статуса и характера своей хозяйки. Для тех, кто особо впечатлится главным женским аксессуаром прошедших веков, Центр имени Грабаря придумал интересную опцию – участие в процессе восстановления неотреставрированного веера через краудфандинговую платформу. </h2> <p> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря предлагает посетителям не только увидеть многообразие видов дамских вееров, но и посмотреть на них как на предмет искусства, ведь миниатюрная живопись на некоторых веерах принадлежит кисти известных художников. На экспозиции представлены почти все известные типы дамкого аксессуара: веера-бризе (с жесткими пластинами), веера-плие (с тканевым и кружевным экраном), веера-плиант (из перьев птиц), веера-кокарда, ручные экраны (предназначались для защиты лица от жара камина).   </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В рамках выставки проходят тематические лекции и мастер-классы по реставрации вееров. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">С 2012 по 2016 годы 34 веера проходили реставрацию. Но суммы, выделенной музеем Останкино, хватило не на весь объем работ. И поэтому Центр имени Грабаря впервые выставил один веер для сбора средств через краудфандинговую площадку. <b>Елена Проханова</b>, заведующая отделом научно-методической и выставочной деятельности Центра рассказала «Культуромании»: «Поскольку у музея недостаточно средств для реставрации, мы решили запустить процесс краудфандинга. Для нас это первый подобный опыт и поэтому это своеобразный прорыв. В то же время, мы хотим помочь музею сохранить чудесный памятник – веер XVIII века, произведенный в Германии. Поэтому надеемся на внимание общества, чтобы общими силами спасти этот веер». <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Специалист по связям с общественностью Центра имени Грабаря <b>Ирина Сергеева</b> добавляет: «Дело в том, что для реставрации этого веера требуется очень много материала и самих работ. И 4 октября мы запустили краудфандинговую программу через интернет-платформу Planeta.ru. И надеемся собрать необходимые 186 тысяч рублей на реставрацию этого веера. Средства собираются на предреставрационные исследования (под микроскопом будут браться анализы красочного слоя и грунта веера), зарплату реставраторам и материалы для реставрации». <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Примечание «Культуромании»: на 3 ноября было собрано 59 тысяч рублей. По условиям, можно пожертвовать любую сумму безвозмездно, а можно приобрести какую-либо из предложенных Центром услуг: например, за взнос в 1 тысячу рублей – индивидуальную экскурсию по выставке, за взнос в 5 тысяч рублей – индивидуальную экскурсию по всему Реставрационному центру имени Грабаря. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Сегодня мы ничего не знаем о веере как важном показателе статуса ее владелицы, своеобразном безмолвном «словаре» для общения дамы и кавалера. Но эти факты очень любопытны и познавательны. И о них в интервью «Культуромании» рассказала главный хранитель музея-усадьбы «Останкино» <b>Ирина Ефремова</b>. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- Ирина Константиновна, каково было значение веера для той эпохи?  </b><br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">- В XVII-XVIII веках веер – это дорогой аксессуар моды, и только знатные дамы могли себе позволить такие веера. Старинные веера иногда даже передавали по наследству от бабушки к внучке, потому что были очень статусной дорогой вещью. Часто веера имели ювелирную отделку, украшались бриллиантами, камнями. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">А вот с XIX века веера делают уже более демократичными, и они входят в более широкое употребление. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Конечно, веер был не просто аксессуаром, но и средством невербального общения между кавалером и дамой. По придворному этикету в XVII-XVIII веках кавалеры и дамы не могли общаться напрямую, иногда даже не могли подходить друг к другу. Но человек всегда найдет выход. И был изобретен «язык веера». Положением веера могли выразить самые тонкие нюансы чувств, назначить свидание, дать понять, во сколько оно назначено. Самые распространенные положения веера, например, такие: если дама протягивает слегка раскрытый веер в сторону кавалера, то это означает ее расположение. Если же она закрывает веер и противоположной стороной, станком вперед протягивает его к кавалеру, то это значит: «даже не подходите ко мне». <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">В разных странах были свои нюансы положений веера. Издавались даже книги по языку веера. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Другая функция веера, которой в первую очередь начинают пользоваться английские королевы при создании своих коллекций вееров, – это функция своеобразных энциклопедий культурной и придворной политической жизни того времени. Потому что, помимо галантных сцен, на веерах могли быть изображены знаковые постройки того времени (например, Версаль), запечатлены важные придворные приемы. То есть веера были своеобразным документом эпохи. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Интересно, что сейчас мы к вееру относимся как к безделушке. Но в XVII-XVIII веках веера расписывали ведущие художники того времени: Франсуа Буше, Антуан Ватто. И эта традиция продолжалась вплоть до эпохи модерна. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Часто на веерах выполнялись копии известных полотен, которые во Франции выставлялись на специальных экспозициях, обсуждались на модных ревью, были в центре культурной жизни. И естественно, что художники повторяли их в миниатюре. Например, на веерах очень часто повторяли сюжеты Ватто. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- А было ли развито коллекционирование вееров в России? </b><br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">- Да, такая традиция была и в XVIII веке, и в XIX веке. Одну из самых значительных коллекций собрала императрица Мария Федоровна. Но после революции 1917 года веер в России был совершенно забыт. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Первая коллекция вееров в 1956 году была подарена нашему музею Останкино известным московским коллекционером Феликсом Вишневским. Он начал с того, что он проэкспонировал эти веера в Останкино. Выставка имела большой резонанс. Впоследствии Вишневский подарил музею свою коллекцию из 50 вееров. И сегодня именно эта частная коллекция составляет ядро коллекции вееров нашего музея. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;"><b>- Обращает внимание, что на выставке один из представленных вееров гораздо крупнее других. Почему? </b><br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">- Во второй половине XIX века веера перерастают функцию аксессуара моды. Их больше начинают коллекционировать. И к ним повышается интерес как к предмету живописи. И веера начинают изготовлять не для использования как аксессуара, а как средство украшения интерьера. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Представленный здесь веер-плие «Колесница Афродиты» расписан очень известной французской художницей Мари Дюма. Часто она копировала модные полотна западноевропейских мастеров. Например, здесь скопировано полотно французского художника Александра Луиса Лелуара «Колесница ласточек». Веер имеет почти 70 сантиметров длины. Для таких вееров изготавливали специальные витрины и декорировали ими интерьеры. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Автор статьи: Любовь Мартынова </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Фото: </span> пресс-служба ВХНРЦ им. Грабаря </p> <p> </p>

Игра веером в Центре имени Грабаря

Игра веером в Центре имени Грабаря

Игра веером в Центре имени Грабаря

Игра веером в Центре имени Грабаря

https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2