На третьем этаже Зимнего дворца появилась Запасная галерея европейской живописи XVII – XVIII веков
«Событие историческое во всех смыслах, – сказал, перед тем как перерезать красную ленточку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – В Зимнем дворце много запасных половин, как известно, запасных галерей пока не было, теперь будут. Проект «Большой Эрмитаж» состоит из трех частей. Первая – глобальное присутствие Эрмитажа в мире (только что порт и город Барселона договорились, что они будут строить здание Эрмитажа в порту). Вторая часть – доступ к запасникам Эрмитажа. Третья – музей как форум. Книжный форум бесчинствует у нас в Главном штабе, так что все на месте».
Запасная галерея – это девятнадцать залов, в которых собрано более двухсот произведений европейских художников XVII – XVIII веков, большинство из которых прежде находились в фондах музея. Открыть их для публики позволил переезд части эрмитажных коллекций в здание Главного штаба. Для новой экспозиции придуман особый способ показа: прежде всего это рассказ об истории коллекций Эрмитажа.
«Нет в мире музеев, подобных Эрмитажу по драматической истории его коллекций и увлекательности этих историй», – поделился со свидетелями открытия Запасной галереи, проходившего в онлайн-формате, Михаил Пиотровский.
История Эрмитажа, как и многих других европейских музеев, начиналась с частного коллекционирования. Некоторые произведения живописи были привезены в Россию еще при Петре I, именно он приступил к систематическому коллекционированию разнообразных произведений искусства.
Первые 128 картин, в основном купленных на публичных распродажах, прибыли из Амстердама в 1716 году. В этой партии была первая картина Рембрандта, попавшая в Россию, – «Прощание Давида с Ионафаном». В новую экспозицию вошли две картины фламандских художников из этой коллекции ‒ «Чудо апостола Павла на острове Мальта» Давида Тенирса Старшего и «Дочь Иеффая» Петера ван Линта.
Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II подписала указ о покупке более 300 картин у берлинского купца и предпринимателя Иоганна Эрнеста Гоцковского, в Запасной галерее можно увидеть две картины из этого собрания, считающиеся работами мастерской Рубенса ‒ «Мадонна с Младенцем» и «Апостол Павел».
Четыре года спустя в Петербург было доставлено собрание графа Генриха фон Брюля, включавшее серию видов Дрездена и его окрестностей работы Бернардо Беллотто. Восемь работ из этой серии экспонируются в Запасной галерее.
Собиранию произведений искусства императрица придавала политический смысл: так она создавала образ могущественной державы, способной соперничать блеском своей культуры с другими государствами Европы. Покупка поручалась посланникам при европейских дворах и специальным «агентам», среди которых был французский писатель и энциклопедист Дени Дидро, с которым русская императрица вела многолетнюю переписку.
В 1772 году при его посредничестве Екатерина купила большую часть коллекции барона Кроза – 556 картин, среди которых были шедевры Рафаэля, Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рубенса, Рембрандта. Покупка вызвала скандал. «Я вызываю настоящую ненависть в обществе, и знаете почему? – писал Дени Дидро другому французу, служившему России, автору «Медного всадника» Этьену Фальконе. - Потому что посылаю вам картины. Вопят любители, вопят художники, вопят богачи… Императрица собирается приобрести собрание Тьера во время разорительной войны: вот что их унижает и повергает в смущение».
Искусствоведы считают эту покупку самым значительным пополнением Эрмитажа. «Мадонна во славе» Доменико Фетти, вошедшая в экспозицию третьего этажа, когда-то принадлежала семье Кроза.
В одном из залов рядом с портретом Екатерины Великой, выполненным Пьером Этьеном Фальконе, сыном знаменитого скульптора, висит «Портрет сэра Роберта Уолпола, графа Орфорда» Жан-Батиста Ванлоо. Портрет первого премьер-министра Англии – часть коллекции, которую Екатерина купила у его внука Джорджа Уолпола. Покупка вызвала возмущение британского дворянства: коллекция могла стать основой национальной галереи, которой в стране не было. Судьба коллекции Уолпола обсуждалась в парламенте, была даже сделана попытка организовать сбор средств, чтобы выкупить картины и не дать им уйти из страны, но, видимо, собрать необходимую сумму не удалось. В начале 1779 года собрание Уолпола ушло с торгов Christie’s за сорок тысяч фунтов стерлингов, уплаченных представителями Екатерины.
Русская императрица не только приобретала лучшие европейские коллекции, но и выступала в роли куратора. Зимой 1773 года российским послам при европейских дворах было отдано распоряжение заказать и, по исполнении, отправить в Санкт-Петербург живописные изображения монархов и членов их семей.
По ее замыслу, портреты иностранных государей должны были украсить стены «увеселительного замка», который первое время, по местности, имевшей финское название, именовался Кекерекексинен («Лягушачье болото»). В 1780 году, в честь десятой годовщины морской победы, одержанной русским флотом над турецким в Чесменском сражении, он был переименован в Чесменский дворец. В Запасной галерее выставлен ряд портретов, написанных по заказу императрицы.
По словам Михаила Пиотровского, галерея рассказывает и о современной музейной истории: «Три картины Луки Джордано, которые находились на потолке в Эрмитажном театре, пришли в опасное состояние. Мы их убрали, заменили копиями – можно делать копии, если у тебя есть подлинник, это наш эрмитажный принцип. Отреставрированные подлинники теперь выставляются здесь, в галерее третьего этажа. Я надеюсь, что она станет популярным местом для экскурсий, потому что здесь о многом можно рассказать».
В ближайшее время Эрмитаж откроет вторую Запасную галерею, в нее войдут произведения древнего и средневекового искусства Средней Азии. А дальше, как пообещал Пиотровский, будет обдумывать экспозиции еще нескольких галерей.
Татьяна Филиппова
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа