Главные фильмы января 2025 по версии «Культуромании»

Кино-театр

Главные фильмы января 2025 по версии «Культуромании»
9 Января 2025, 09:15
Основной киноаттракцион января, так называемая «Новогодняя битва», с первым рабочим днем сбавляет обороты, но не заканчивается

Основной киноаттракцион января — так называемая «Новогодняя битва», с первым рабочим днем сбавляет обороты, но не заканчивается: самые крупные релизы года бьются за внимание и кошельки зрителей еще несколько недель после боя курантов. В этот раз главными претендентами на победу оказались две киносказки: «Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича». Впрочем, январь 2025 года дарит нам и другие фильмы, которые лучше не пропускать. Подробности — в ежемесячном обзоре от «Культуромании». 

«Агния», режиссер Павла Стратулат, с 30 января

В ролях: Евгения Громова, Сергей Гилев, Александра Виноградова

Крайний Север — место негостеприимное. Особенно, если ты мать-одиночка, а в твоем доме нет отопления и горячей воды. Характер в таких обстоятельствах портится довольно быстро. Поэтому Агния за словом в карман не лезла и, встретив на своем пути будущего мэра, быстро сказала ему все, что думала о сильных мира сего. Мэр, решивший не ссориться с представительницей «простого народа», предложил девушке работу – выложить печь в своем загородном доме (Агния была потомственным печником). Та согласилась. Однако, войдя в дом своего работодателя, кстати, красивого и молодого, быстро поняла, что проблем у этого прекрасного принца еще больше, чем у нее самой.

Павла Стратулат, ученица Павла Лунгина и Юрия Арабова, привезла свою дебютную работу на фестиваль «Маяк», где «Агния» получила сразу две награды: «За лучший сценарий» (сама Стратулат) и «Лучшая женская роль» (актриса Евгения Громова). Такой успех неслучаен: у Павлы получился очень необычный ромком, переворачивающий с ног на голову традиционный сюжет про Золушку. Да и многие стандартные для жанра ситуации Стратулат перекраивает на новый лад, из-за чего поведение персонажей становится непредсказуемым, а привычные сюжетные формулы обретают второе дыхание.

«Василий», режиссер Дмитрий Литвиненко, с 23 января

В ролях: Александр Петров, Дмитрий Лысенков, Ян Цапник, Валентина Мазунина, Павел Ворожцов

Лет до тридцати Василий жил незаметно и просто: числился преподавателем ОБЖ в поселковой школе в Ковылкино, глушил горькую, щупал скотниц да продавщиц, и ничего не собирался менять. Но человек, живущий по другую сторону океана, все решил за него. Вдруг выяснилось, что в Мексике живет брат-близнец нашего Васи — он кинул местный наркокартель на очень большие бабки и теперь хочет залечь на дно, предъявив разъяренным наркобаронам вместо себя простодушного учителя ОБЖ.

«Василий» Дмитрия Литвиненко — это бенефис одного актера. Не будь в кадре Саши Петрова, говорить было бы н весь проект он тянет практически на себе, играя сразу две версии Василия — деревенского лузера и забугорного хитреца. При этом с закадровой командой фильму тоже повезло: над сценарием работал Андрей Золотарев (один из самых кассовых сценаристов нашей киноиндустрии), а производством занимались компании Art Pictures Studio и «Водород» (предыдущий проект тех же продюсеров — «Сто лет тому вперед»). Другая сильная сторона «Василия» — мексиканский колорит и антураж: большая часть съемок проходила именно в Мехико и его окрестностях.

«Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», режиссер Игорь Волошин, с 1 января

В ролях: Екатерина Червова, Юрий Колокольников, Евгений Чумак, Артур Ваха, Светлана Ходченкова

Элли — большая любительница капризничать. Когда родители потребовали, чтобы она отдала свой мобильный телефон и все выходные общалась с ними, а не с виртуальными друзьями, девочка убежала от своих «мучителей» и запрыгнула вместе с Тотошкой в трейлер. Началась буря и капризницу вместе с трейлером и верным хвостатым товарищем отнесло в страну Живунов. Чтобы вернуться домой, девочке придется найти волшебника Гудвина и исполнить желания трех спутников — Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого Льва.

Еще до начала проката многомиллионный блокбастер Игоря Волошина сумел устроить бурю в российской киноиндустрии: фильм стал рекордсменам по предпродажам, собрав 320 млн рублей (до этого максимальная сумма была у «Мстителей. Финал» — 310 млн). Потом парад рекордов продолжился: свой первый миллиард «Волшебник» собрал быстрее всех других фильмов в истории российского проката, показал максимальный бокс-офис в стартовый день, максимальные сборы за одни сутки и т.д. Так что победитель пресловутой Новогодней битвы стал очевиден еще до старта.

Другое дело, что у зрителей к фильму оказалось много вопросов. Никто не ждал, что рассказ оборвется на середине (фильм заканчивается не возвращением Элли домой, а ее приходом в Изумрудный город). Стал сюрпризом и чересчур предсказуемый сюжет: несмотря на привязку к современности (мобильные телефоны), «Волшебник» полностью копирует сюжетный ряд, прочерченный Волковым. (А так как книгу мы все помним, то заранее можем предсказать, чем закончится любая сцена). Из плюсов — шикарно нарисованный Трусливый Лев и «заговоривший» на экране джек-рассел. Хватит ли этих козырей до 2029-го года (дата релиза последнего из фильмов франшизы), узнаем через четыре года.

«Злой город», режиссер Константин Буслов, с 30 января

В ролях: Алексей Гуськов, Александр Метёлкин, Владимир Любимцев, Артем Волобуев

Начало XIII века. Нахлынувшая на Русь Золотая Орда споткнулась о крохотный деревянный городок — Козельск. Лучшие воины Батыя не могли взять его несколько недель — и тысячи из них навсегда остались под его стенами. Разгневанный хан потребовал, чтобы строптивый Козельск спалили дотла, пепел развеяли по ветру, а название никогда не произносили вслух. Сам же Батый называл его попросту — «злой город».

«Злой город» — масштабный многобюджетный пеплум Константина Буслова («Калашников», «1941. Крылья над Берлином»). Сделан он строго по канонам жанра: избы горят, кони скачут, мужчины-богатыри бьются за Родину и за прекрасных дев. Вместо сюжета — батальные сцены, вместо интриги — сотни человек массовки в околоисторических костюмах. Сможет ли «Злой город» предложить что-то еще, пока сказать сложно, но любители подсчитывать чужие бюджеты разочарованными не уйдут: после «Волшебника Изумрудного города» и «Финиста» это третий по дороговизне блокбастер из всех фильмов января.

«Присутствие», режиссер Стивен Содерберг, с 23 января

В ролях: Люси Лью, Джулия Фокс, Крис Салливан, Каллина Лян, Лукас Папаэлиас

Новый психологический триллер Стивена Содерберга начинается как каждый пятый фильм ужасов: семья переезжает в пригородный дом, а там их ждут не дождутся потусторонние сущности. В итоге двери скрипят, вазы падают с полок, сопение за спиной слышится — и жизнь новоприехавших постепенно превращается в ад.

Но Содерберг не был бы Содербергом, если бы просто снимал очередной ужастик. Он пытается препарировать жанр, переворачивая сюжет с ног на голову и визуализируя на экране внутренние бури своих героинь. Эти поиски уже оценил кинофестиваль «Сандэнс», где как раз и состоялась премьера фильма. Следующее слово — за посетителями российских кинотеатров.

«Снег в моем дворе», режиссер Бакур Бакурадзе, с 30 января

В ролях: Бакур Бакурадзе, Леван Гоголадзе, Гиорги Бакурадзе

Леван и Гиви никогда не дружили, просто приятельствовали в детстве. Потом Гиви перебрался из Тбилиси в Москву, стал режиссером — не слишком удачливым, но раз в два года что-то снимал. Леван увлекся регби, получил несколько титулов, стал тренером — и благополучно спился. Сейчас он практически не выползает из своей норы, подворовывает и побирается — просит у случайных знакомых по соцсетям деньги на лекарства. Так он наткнулся на профиль Гиви — и тот бывшего знакомого пожалел. Он придумал Левону работу — писать сценарий о своем житье-бытье — и стал платить за каждую страницу сценариста-неудачника.

В ситуации, когда кино стремительно теряет индивидуальность, каждая искренняя интонация на экране — как глоток воздуха. У Бакура Бакурадзе такой искренности через край: он рассказывает незамысловатую, бессюжетную историю двух великовозрастных недотеп — и сжимается сердце. Видимо, все дело в любви: любить своих персонажей так безоглядно умеют немногие, это дар. Поэтому фурор на 26-м Международном кинофестивале в Шанхае (приз «За лучшую режиссуру»). Плюс это действительно один из лучших фильмов прошлого года.

«Финист. Первый богатырь», режиссер Дмитрий Дьяченко, с 1 января

В ролях: Кирилл Зайцев, Юлия Пересильд, Елена Яковлева, Федор Добронравов, Сергей Лавыгин.

Златокудрому Финисту — первому силачу Белогорья — нет равных по ловкости и красоте, но песен, легенд да былин о нем никто не слагает. Оно и понятно, чтобы попасть в былину, нужно совершить какой-то подвиг невиданный, а для этого необходим лютый зверь или чудище. Чудища же, как назло, из Белогорья давно поразбежались, остались только поросята летающие да мелкая нечисть. Закручинившись, решается Финист на страшную глупость – вызывает на бой неведомого супостата, от которого еще никто не уходил живым. Битва заканчивается бедой: силушку свою Финист теряет, и оказывается пленником в восточной стране. А вместе с ним — верный напарник Милеха и рыжеволосая кокетка Баба-яга.

«Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко — второй фильм-локомотив новогодней битвы этого года — интересен прежде всего тем, что продюсеры и сценаристы не побоялись рискнуть. Они не стали выдаивать последние капли из уже привычного образа Белогорья — и сделали шаг в сторону восточных сказок. Более того, Ивана Муромца на посту главного героя сменил самовлюбленный Финист, а всеобщая любимица Баба Яга помолодела лет на 300 и влюбилась в знойного погонщика верблюдов. Риск оправдался: сказка получилась яркой и неожиданной, и на ее фоне чересчур темный и предсказуемый «Волшебник» стремительно теряет очки.

Вера Аленушкина

Фото: кадр из фильма «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» 

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Главные фильмы января 2025 по версии «Культуромании»

<p> Основной киноаттракцион января — так называемая «Новогодняя битва», с первым рабочим днем сбавляет обороты, но не заканчивается: самые крупные релизы года бьются за внимание и кошельки зрителей еще несколько недель после боя курантов. В этот раз главными претендентами на победу оказались две киносказки: «Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича». Впрочем, январь 2025 года дарит нам и другие фильмы, которые лучше не пропускать. Подробности — в ежемесячном обзоре от «Культуромании».<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <i><b>«Агния», режиссер Павла Стратулат, с 30 января </b></i><b> </b> </p> <b> </b> <p> <b> </b><i><b>В ролях: Евгения Громова, Сергей Гилев, Александра Виноградова</b></i> </p> <p> Крайний Север — место негостеприимное. Особенно, если ты мать-одиночка, а в твоем доме нет отопления и горячей воды. Характер в таких обстоятельствах портится довольно быстро. Поэтому Агния за словом в карман не лезла и, встретив на своем пути будущего мэра, быстро сказала ему все, что думала о сильных мира сего. Мэр, решивший не ссориться с представительницей «простого народа», предложил девушке работу – выложить печь в своем загородном доме (Агния была потомственным печником). Та согласилась. Однако, войдя в дом своего работодателя, кстати, красивого и молодого, быстро поняла, что проблем у этого прекрасного принца еще больше, чем у нее самой. </p> <p> Павла Стратулат, ученица Павла Лунгина и Юрия Арабова, привезла свою дебютную работу на фестиваль «Маяк», где «Агния» получила сразу две награды: «За лучший сценарий» (сама Стратулат) и «Лучшая женская роль» (актриса Евгения Громова). Такой успех неслучаен: у Павлы получился очень необычный ромком, переворачивающий с ног на голову традиционный сюжет про Золушку. Да и многие стандартные для жанра ситуации Стратулат перекраивает на новый лад, из-за чего поведение персонажей становится непредсказуемым, а привычные сюжетные формулы обретают второе дыхание. </p> <p> <i><b>«Василий», режиссер Дмитрий Литвиненко, с 23 января </b></i><b> </b> </p> <b> </b> <p> <b> </b><i><b>В ролях: Александр Петров, Дмитрий Лысенков, Ян Цапник, Валентина Мазунина, Павел Ворожцов</b></i> </p> <p> Лет до тридцати Василий жил незаметно и просто: числился преподавателем ОБЖ в поселковой школе в Ковылкино, глушил горькую, щупал скотниц да продавщиц, и ничего не собирался менять. Но человек, живущий по другую сторону океана, все решил за него. Вдруг выяснилось, что в Мексике живет брат-близнец нашего Васи — он кинул местный наркокартель на очень большие бабки и теперь хочет залечь на дно, предъявив разъяренным наркобаронам вместо себя простодушного учителя ОБЖ. </p> <p> «Василий» Дмитрия Литвиненко — это бенефис одного актера. Не будь в кадре Саши Петрова, говорить было бы н весь проект он тянет практически на себе, играя сразу две версии Василия — деревенского лузера и забугорного хитреца. При этом с закадровой командой фильму тоже повезло: над сценарием работал Андрей Золотарев (один из самых кассовых сценаристов нашей киноиндустрии), а производством занимались компании Art Pictures Studio и «Водород» (предыдущий проект тех же продюсеров — «Сто лет тому вперед»). Другая сильная сторона «Василия» — мексиканский колорит и антураж: большая часть съемок проходила именно в Мехико и его окрестностях. </p> <p> <i><b>«</b><b>Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», режиссер Игорь Волошин, с 1 января </b></i><b> </b> </p> <b> </b> <p> <b> </b><i><b>В ролях: Екатерина Червова, Юрий Колокольников, Евгений Чумак, </b></i><i style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"><b>Артур Ваха, Светлана Ходченкова</b></i> </p> <p> Элли — большая любительница капризничать. Когда родители потребовали, чтобы она отдала свой мобильный телефон и все выходные общалась с ними, а не с виртуальными друзьями, девочка убежала от своих «мучителей» и запрыгнула вместе с Тотошкой в трейлер. Началась буря и капризницу вместе с трейлером и верным хвостатым товарищем отнесло в страну Живунов. Чтобы вернуться домой, девочке придется найти волшебника Гудвина и исполнить желания трех спутников — Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого Льва. </p> <p> Еще до начала проката многомиллионный блокбастер Игоря Волошина сумел устроить бурю в российской киноиндустрии: фильм стал рекордсменам по предпродажам, собрав 320 млн рублей (до этого максимальная сумма была у «Мстителей. Финал» — 310 млн). Потом парад рекордов продолжился: свой первый миллиард «Волшебник» собрал быстрее всех других фильмов в истории российского проката, показал максимальный бокс-офис в стартовый день, максимальные сборы за одни сутки и т.д. Так что победитель пресловутой Новогодней битвы стал очевиден еще до старта. </p> <p> Другое дело, что у зрителей к фильму оказалось много вопросов. Никто не ждал, что рассказ оборвется на середине (фильм заканчивается не возвращением Элли домой, а ее приходом в Изумрудный город). Стал сюрпризом и чересчур предсказуемый сюжет: несмотря на привязку к современности (мобильные телефоны), «Волшебник» полностью копирует сюжетный ряд, прочерченный Волковым. (А так как книгу мы все помним, то заранее можем предсказать, чем закончится любая сцена). Из плюсов — шикарно нарисованный Трусливый Лев и «заговоривший» на экране джек-рассел. Хватит ли этих козырей до 2029-го года (дата релиза последнего из фильмов франшизы), узнаем через четыре года. </p> <p> <i><b>«Злой город», режиссер Константин Буслов, с 30 января </b></i><b> </b> </p> <b> </b> <p> <b> </b><i><b>В ролях: Алексей Гуськов, Александр Метёлкин, Владимир Любимцев, Артем Волобуев</b></i> </p> <p> Начало XIII века. Нахлынувшая на Русь Золотая Орда споткнулась о крохотный деревянный городок — Козельск. Лучшие воины Батыя не могли взять его несколько недель — и тысячи из них навсегда остались под его стенами. Разгневанный хан потребовал, чтобы строптивый Козельск спалили дотла, пепел развеяли по ветру, а название никогда не произносили вслух. Сам же Батый называл его попросту — «злой город». </p> <p> «Злой город» — масштабный многобюджетный пеплум Константина Буслова («Калашников», «1941. Крылья над Берлином»). Сделан он строго по канонам жанра: избы горят, кони скачут, мужчины-богатыри бьются за Родину и за прекрасных дев. Вместо сюжета — батальные сцены, вместо интриги — сотни человек массовки в околоисторических костюмах. Сможет ли «Злой город» предложить что-то еще, пока сказать сложно, но любители подсчитывать чужие бюджеты разочарованными не уйдут: после «Волшебника Изумрудного города» и «Финиста» это третий по дороговизне блокбастер из всех фильмов января. </p> <p> <i><b>«Присутствие», режиссер Стивен Содерберг, с 23 января </b></i><b> </b> </p> <b> </b> <p> <b> </b><i><b>В ролях: Люси Лью, Джулия Фокс, Крис Салливан, Каллина Лян, Лукас Папаэлиас</b></i> </p> <p> Новый психологический триллер Стивена Содерберга начинается как каждый пятый фильм ужасов: семья переезжает в пригородный дом, а там их ждут не дождутся потусторонние сущности. В итоге двери скрипят, вазы падают с полок, сопение за спиной слышится — и жизнь новоприехавших постепенно превращается в ад. </p> <p> Но Содерберг не был бы Содербергом, если бы просто снимал очередной ужастик. Он пытается препарировать жанр, переворачивая сюжет с ног на голову и визуализируя на экране внутренние бури своих героинь. Эти поиски уже оценил кинофестиваль «Сандэнс», где как раз и состоялась премьера фильма. Следующее слово — за посетителями российских кинотеатров. </p> <p> <i><b>«Снег в моем дворе», режиссер Бакур Бакурадзе, с 30 января </b></i><b> </b> </p> <b> </b> <p> <b> </b><i><b>В ролях: Бакур Бакурадзе, Леван Гоголадзе, Гиорги Бакурадзе</b></i> </p> <p> Леван и Гиви никогда не дружили, просто приятельствовали в детстве. Потом Гиви перебрался из Тбилиси в Москву, стал режиссером — не слишком удачливым, но раз в два года что-то снимал. Леван увлекся регби, получил несколько титулов, стал тренером — и благополучно спился. Сейчас он практически не выползает из своей норы, подворовывает и побирается — просит у случайных знакомых по соцсетям деньги на лекарства. Так он наткнулся на профиль Гиви — и тот бывшего знакомого пожалел. Он придумал Левону работу — писать сценарий о своем житье-бытье — и стал платить за каждую страницу сценариста-неудачника. </p> <p> В ситуации, когда кино стремительно теряет индивидуальность, каждая искренняя интонация на экране — как глоток воздуха. У Бакура Бакурадзе такой искренности через край: он рассказывает незамысловатую, бессюжетную историю двух великовозрастных недотеп — и сжимается сердце. Видимо, все дело в любви: любить своих персонажей так безоглядно умеют немногие, это дар. Поэтому фурор на 26-м Международном кинофестивале в Шанхае (приз «За лучшую режиссуру»). Плюс это действительно один из лучших фильмов прошлого года. </p> <p> <i><b>«Финист. Первый богатырь», режиссер Дмитрий Дьяченко, с 1 января </b></i><b> </b> </p> <b> </b> <p> <b> </b><i><b>В ролях: Кирилл Зайцев, Юлия Пересильд, Елена Яковлева, Федор Добронравов, Сергей Лавыгин.</b></i> </p> <p> Златокудрому Финисту — первому силачу Белогорья — нет равных по ловкости и красоте, но песен, легенд да былин о нем никто не слагает. Оно и понятно, чтобы попасть в былину, нужно совершить какой-то подвиг невиданный, а для этого необходим лютый зверь или чудище. Чудища же, как назло, из Белогорья давно поразбежались, остались только поросята летающие да мелкая нечисть. Закручинившись, решается Финист на страшную глупость – вызывает на бой неведомого супостата, от которого еще никто не уходил живым. Битва заканчивается бедой: силушку свою Финист теряет, и оказывается пленником в восточной стране. А вместе с ним — верный напарник Милеха и рыжеволосая кокетка Баба-яга. </p> <p> «Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко — второй фильм-локомотив новогодней битвы этого года — интересен прежде всего тем, что продюсеры и сценаристы не побоялись рискнуть. Они не стали выдаивать последние капли из уже привычного образа Белогорья — и сделали шаг в сторону восточных сказок. Более того, Ивана Муромца на посту главного героя сменил самовлюбленный Финист, а всеобщая любимица Баба Яга помолодела лет на 300 и влюбилась в знойного погонщика верблюдов. Риск оправдался: сказка получилась яркой и неожиданной, и на ее фоне чересчур темный и предсказуемый «Волшебник» стремительно теряет очки. </p> <p> <b>Вера Аленушкина</b> </p> <b> </b> <p> <b> Фото: кадр из фильма «Волшебник </b><b>Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»</b><b> </b> </p>

Главные фильмы января 2025 по версии «Культуромании»

Главные фильмы января 2025 по версии «Культуромании»

Главные фильмы января 2025 по версии «Культуромании»

Главные фильмы января 2025 по версии «Культуромании»

Интересное по теме

Кино-театр

Главные фильмы февраля 2025 по версии «Культуромании»
10 февраля 2025, 12:28

Кино-театр

Главные фильмы декабря 2024 по версии «Культуромании»
5 декабря 2024, 12:11

Коллекционирование/Арт-рынок

Боттичелли пошел на ура
12 декабря 2024, 14:19