Сентябрь станет рекордсменом по количеству отечественных релизов: каждую неделю в прокате будет стартовать сразу несколько российских фильмов. Правда, крупных блокбастеров среди них нет, зато проектов со средним и небольшим бюджетом — очень много. Среди них — фильм-исповедь гуру семейного кино Владимира Грамматикова и новая киноверсия повести «Вам и не снилось». Подробности — в ежемесячном отчете от «Культуромании».
«110», режиссер Илья Михеев, с 12 сентября
В ролях: Елизавета Боярская, Полина Цыганова, Дмитрий Лысенков, Алексей Розин
Иногда подросткам приходится решать проблемы отнюдь не детские. Это и случилась с шестнадцатилетней Алисой: ее одноклассница покончила с собой, а обсуждать причины никто из взрослых не торопился. Полиция тоже не спешила с расследованием: статья «110» (самоубийство) считается неудобной. Алиса же знала кое-какие подробности, но как рассказать о них? И кому? В итоге девушка замкнулась — и перестала разговаривать даже с матерью, которая слишком поздно забила тревогу.
Проблема школьного буллинга, приводящая к самым жутким последствиям, также «неудобна» для обсуждения, как и статья 110, ведь считается, что буллинга у нас нет, и подросткам в школе абсолютно ничего не угрожает. Надо ли говорить, что это неправда? Дебютант Илья Михеев пытается поднять разговор на эту тему, и это одна из причин, по которой фильм лучше не пропускать. Причина вторая — отличный актерский ансамбль, в центре которого Елизавета Боярская и молодая Полина Цыганова. И, конечно, визуальная стилистика «110»: очевидно, что Михеев многое сделал для поиска собственного творческого почерка. Эти усилия не остались незамеченными: на фестивале авторского кино «Зимний» картина получила сразу две статуэтки («За главную женскую роль» (Полина Цыганова) и «За визуальное решение» ).
«Вера», режиссер Ирина Волкова, с 12 сентября
В ролях: Виктория Толстоганова, Ольга Сутулова, Алексей Розин, Тимофей Тимков
У Веры все вечно валится из рук: муж Костик постоянно болеет, сын Ромка не слушается… А тут еще первая мужнина зазноба появилась на горизонте. И, как назло, Ромка влюбляется именно в ее дочь. Просьбы и угрозы не помогают: влюбленный Ромео и слышать не хочет о расставании со своей пассией. Вере приходится идти на крайние меры: она честно врет о болезни бабушки, живущей в Санкт-Петербурге — и отправляет к ней Ромку на несколько месяцев: подальше от роковой школьной любви.
Если вам хотя бы немногим более тридцати, вы не можете не знать о прекрасной повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» и о фильме Ильи Фрэза с тем же названием. «Вера» Ирины Волковой — новая киноверсия этой книги, хотя экранизацией в чистом виде ее не назовешь (а уж ремейком картины Фрэза тем более). В «Вере» акцент сделан не на судьбе двух влюбленных детей, а на внутреннем мире матери Ромки, которой предстоит сделать сложный выбор. Насколько такая концепция будет востребована у потенциальной аудитории, узнаем уже совсем скоро.
«Граф Монте-Кристо», режиссер Александр де Ла Пательер, Матьё Делапорт, с 19 сентября
В ролях: Пьер Нинэ, Пьерфранческо Фавино, Оскар Лесаж, Анаис Демустье, Лоран Лафитт, Бастьен Буйон
Первые экранизации одного из самых известных приключенческих романов мировой литературы появились в 1908-м году, когда кинематограф даже не считался искусством — его воспринимали лишь как забавный аттракцион. Тогда было снято сразу три фильма: в США, Франции и Италии. Сегодня экранных графов Монте-Кристо невозможно пересчитать: их около сотни. И будет больше, ведь истории о благородном мстителе-страдальце, снятые в формате «плаща и шпаги», востребованы до сих пор. Один из таких проектов, с Пьером Нинэ в главной роли, выходит в отечественный прокат уже в этом месяце.
Проект обещает быть гораздо более традиционным, чем дилогия о «Трех мушкетерах» Мартена Бурбулона, удивившая фанатов Александра Дюма в прошлом году. В этот раз за рамки канонов сюжет не выходит: юный и наивный Эдмон Дантес все так же влюбляется не в ту красавицу, какую надо, из-за этой любви оказывается по ложному доносу в тюрьме, и выходит из нее обладателем несметных сокровищ, которые потратит на справедливую месть.
«Обе две», режиссер Владимир Котт, с 12 сентября
В ролях: Кристина Асмус, Таисья Калинина, Валентина Мазунина, Кирилл Кяро
Куда податься четырнадцатилетней сироте? Что делать ей: уныло гнить в детском доме или бомжевать в каком-нибудь большом городе? Глаша с удовольствием выбрала бы второе. Но родные тетки решили все за нее: она будет жить в деревенской глуши вместе с одной из них и расти изумительно правильной девочкой. Правда, до этой глуши еще нужно как-то добраться. Поэтому одна из теток, тридцатилетняя инфантилка Аня, бросает свои дела и не слишком любимого мужа — и отправляется вместе с Глашей в нескончаемое путешествие по российским городам и весям. Во время этой поездки обе начинают понимать, что живут как-то неправильно.
Владимир Котт постепенно превращается в самого востребованного комедиографа нашей киноиндустрии: «Обе две» — уже четвертый фильм, который он выпустил в этом году (до этого зрители увидели «Культурную комедию», «Мужчину и женщину» и третью часть франшизы «Непослушник»). В этот раз он снял обаятельное роуд-муви, в которой две совершенно разные и, по факту, чужие друг другу девушки (одной 14, другой немного за 30) внезапно понимают, что они — члены одной семьи. И важнее этого факта нет ничего.
«Смотри на меня!», режиссер Владимир Грамматиков, с 5 сентября
В ролях: Александра Урсуляк, Семён Шкаликов, Платон Герасимов, Евгения Симонова, Евгений Стеблов, Ольга Лапшина
1948-й. Бывшая звезда оперного театра едет в Москву с четырьмя детьми — искать пропавшего мужа. Ехать приходится в товарнике — вместе с домашним скарбом, пианино и коровой Милкой. Во время одной из остановок тринадцатилетняя Люся подходит к вагону, в котором везут заключенных — после чего семьей начинает активно интересоваться НКВД. А это значит, что до Москвы никто из них, скорее всего, не доедет.
Для режиссера Владимира Грамматикова («Усатый нянь», «Шла собака по роялю») роуд-муви «Смотри на меня!» — это своего рода исповедь. Он снимал фильм о своей матери — и о том, как она, продав дом и вещи, рванула с детьми в чужой город. Эта поездка спасла семью: отец, про которого мать несколько лет ничего не знала, находился под колпаком НКВД — и арест его родственников был лишь вопросом времени. Рассказать об этом путешествии в товарняке Грамматиков собирался в течение тридцати лет, но никак не мог собраться с духом: материал был слишком личным. К счастью, об этой задумке узнал Андрей Кончаловский: он хорошо знал семейство Грамматиковых, поэтому взялся написать сценарий. В итоге получилось очень доброе, искреннее и трогательное кино.
Вера Аленушкина
Фото: кадр из фильма «Вера»