Кинопрокат последнего весеннего месяца оказался скуп на хиты: ярких проектов в этот раз очень и очень мало. Тем не менее, они есть: нас ждут фильмы с участием Джессики Честейн, Бенедикта Камбербэтча и Тихона Жизневского. Подробности — в ежемесячном обзоре от «Культуромании».
«Всемирный потоп», режиссер Махалия Бело, с 1 мая
В ролях: Джоди Комер, Бенедикт Камбербэтч, Марк Стронг
Вода — грозное оружие, спастись от которого практически невозможно. К сожалению, люди поняли это слишком поздно — только тогда, когда Лондон оказался под водой. Тот, кто успел уехать, попытался перебраться в безопасные места — но где их найти, когда каждый готов убивать ради банки консервов? К счастью, женщина с младенцем на руках сдаться не может — поэтому молодая мать продолжает бороться, пытаясь дать шанс самой себе и своему ребенку.
Одна из проблем «Всемирного потопа» в том, что его пытаются продать как фильм-катастрофу. Тем не менее, это малобюджетная авторская драма с элементами притчи, поэтому для создателей внутренние катаклизмы важнее внешних эффектов. Не все зрители оказываются к этому готовы. Тем не менее, если не ждать от проекта масштабного зрелища на уровне «Послезавтра» и «2012», а сосредоточиться на актерских работах (здесь снимались Джоди Комер и Бенедикт Камбербэтч), то «Всемирный потоп» вполне достоин внимания.
«Марс Экспресс», режиссер Жереми Перен, с 8 мая
Слова о том, что «и на Марсе будут яблони цвести», оказались никому не нужной мечтой: к XXIII веку красная планета покрылась сетью индустриальных мегаполисов, и мест для садов на ней не осталось. А вот преступникам место нашлось, поэтому исчезновения и даже убийства стали привычным делом. Одно из них взялась расследовать частная сыщица Алин Руби, взяв в напарники андроида Карлоса (точную копию ее компаньона, погибшего несколько лет назад). Вдвоем они находят подпольную компьютерную лабораторию, в которой активисты пытаются избавить роботов от трех главных правил робототехники и тем самым дать им свободу.
Французский полнометражный мультфильм «Марс Экспресс» — один из главных анимационных проектов 2023 года. Его премьера состоялась в рамках Каннского фестиваля, после которого в него влюбились и критики, и обычные зрители. «Марс Экспресс» называют новой анимационной фантастикой в стиле нео-нуар и рисованной версией «Бегущего по лезвию» (хотя сюжетно эти проекты не пересекаются). Также в нем много отсылок к культовым кинохитам, в которых не последнюю роль играли киборги и андроиды (например, к «Робокопу»). Так что любителям жанра придется поломать свои светлые головы, распутывая паутину из такого рода оммажей.
«Майор Гром: Игра», режиссер Олег Трофим, с 23 мая
В ролях: Тихон Жизневский, Алексей Маклаков, Любовь Аксёнова, Ольга Сутулова, Сергей Горошко
Спасший мир от Чумного Доктора майор Гром становится самым популярным человеком в Санкт-Петербурге: каждый школяр жаждет сделать с ним селфи, а СМИ готовы драться за эксклюзивное интервью с героем. Однако, как только в городе появляется новый враг, любовь к Грому сменяется ненавистью — ведь, возможно, он как-то связан с новоиспеченным злодеем.
Фильмография бравого оперативника из МВД началась в 2017-м, когда кинокомпания Bubble сняла динамичную короткометражку по мотивам своего главного комикса: так она тестировала рынок и собственные возможности. Тест был признан удачным, поэтому спустя 4 года в кинотеатрах стартовал «Майор Гром: Чумной доктор» — и с грохотом провалился. (Он собрал всего четверть суммы, нужной для выхода на точку окупаемости). Тем не менее, процесс было уже не остановить: следующими оказались «Гром: Трудное детство» (вышел онлайн) и «Майор Гром: Игра», закрывавший 46-й ММКФ и готовый штурмовать кинотеатры уже через пару недель.
По «Игре» можно сказать, что работу над ошибками авторы сделали: сюжет перестал был кладбищем штампов, а характеры персонажей стали более объемными. Тем не менее, амбициозность и громоздкость проекта в целом (а также нехватка юмора) «Майору Грому» сильно вредят. Впрочем, сборы в этот раз будут: фанатская база франшизы выросла в десятки раз, да и других блокбастеров в этом месяце нет.
«Огненный лис», режиссер Дмитрий Шпиленок, с 18 мая
В лисьем семействе рождается маленький пушистый философ — лисенок Ветер. Он слабее своих сестриц и братьев, поэтому от коллективных игрищ предпочитает держаться подальше — сидит тихо в каком-нибудь потаенном месте. Это его и спасает: когда к норе приходит медведь, Ветер единственный остается в живых. Но как ему пережить зиму? Слишком молодому, неопытному и в одиночку? К счастью, хвостатый подросток влюбляется — в умопомрачительную красавицу Лаву, самую рыжую на всем белом свете. Эта любовь помогает ему выжить — и повзрослеть.
Дмитрий Шпиленок — известнейший режиссер-документалист, снявший несколько фильмов о природе Камчатки (среди них — «Медведи Камчатки. Начало жизни» и «Нерка. Рыба красная»). Его новый проект связан с лисами: ради него Дмитрий вместе женой и соратницей Анной (сопродюсером и сценаристкой) провел в Кроноцком заповеднике 26 (!) месяцев. В итоге рыжие пушистые подопечные так привыкли к своим двуногим спутникам, что даже оставляли на их попечение своих детенышей, когда уходили на охоту. Люди же отгоняли от малышей медведей, которые действительно представляют серьезную угрозу для лис.
Отснятый материал Дмитрий и Анна сумели объединить в связный сюжет — возможно, по-детски наивный, но зато светлый и добрый, идеальный для семейного похода в кино.
«Память», режиссер Мишель Франко, со 2 мая
В ролях: Джессика Честейн, Питер Сарсгаард, Мерритт Уивер
Сара давно перестала ждать от жизни чудес. Она жила с дочерью (муж умер несколько лет назад), работала в соцзащите, раз в неделю посещала собрания анонимных алкоголиков. Но однажды, после встречи выпускников, за ней увязался странный мужчина — и всю ночь просидел на улице под ее окном. Утром оказалось, что у него деменция, и что ему необходима сиделка. Сара соглашается на эту работу — и через пару недель вдруг понимает, что начинает влюбляться. Вот только мужчина время от времени ничего не может вспомнить, а Сара слишком многое хотела бы забыть.
Мишель Франко — ярчайший мексиканский режиссер, работающий в Америке, продолжает снимать нетривиальные авторские драмы. «Память» — пронзительная история двух тотально одиноких людей, неспособных справиться со своим одиночеством, но нашедших в себе силы не сопротивляться притяжению, которое возникает между ними. Премьера фильма состоялась в основном конкурсе Венецианского фестиваля прошлого года, где один из актеров — Питер Сарсгаард — получил приз «За лучшую мужскую роль». И обратите внимание — его партнершей стала невероятная Джессика Честейн: уже одного этого факта достаточно, чтобы заглянуть в кинотеатр.
Вера Аленушкина
Фото: кадр из фильма «Майор Гром»