«Все страхи Бо», режиссер Ари Астер, с 4 мая
В ролях: Хоакин Феникс, Пэтти ЛюПон, Эми Райан
Великовозрастный недотепа Бо не знает, что ему делать. Его маменька — его любимая маменька! — требует, чтобы он явился ее навестить. И Бо был бы счастлив прижать ее к своему сердцу, но для этого нужно выйти из дома, купить билет, сесть в самолет и т.д. А Бо и дверь-то открыть боится: улицы полны голых маньяков, которые бегают с ножами в руках и режут прохожих. К тому же, в пустую квартиру обязательно залезут бомжи, так что разгром его тихого гнездышка практически гарантирован. Тем не менее, маменька рвет и мечет, поэтому бедолага все-таки решается высунуть нос за порог — и все его кошмары обрушиваются на него водопадом.
«Это самый автобиографичный мой фильм, — говорит в своих интервью Ари Астер, создатель «Реинкарнации» и «Солнцестояния». — Я добивался у зрителя ощущения, что он три часа копается в моих кишках, но без рвотного рефлекса, конечно». При этом с обычной автобиографией сравнивать «Все страхи Бо» все-таки не стоит: перед нами визуализация нарастающего безумия, а не перечисление фактов. Режиссер препарирует человеческое подсознание, вытаскивает на экран самые сокровенные ужасы, в которых любой мужчина боится признаться самому себе, — и микширует их с гомерически смешной черной комедией. В итоге получается настоящий карнавал абсурда, шокирующий своей откровенностью.
«Мама мафия», режиссер Кэтрин Хардвик, с 11 мая
В ролях: Моника Беллуччи, Тони Коллетт
Тяжела и неказиста жизнь обычной американки! Каждый день Кристин начинается с небольшой катастрофы: то сын требует денег на поступление в колледж, то босс заваливает претензиями и работой, то муж лезет под юбку к какой-то малолетней красотке. Но все эти проблемы оказываются сущей ерундой, когда у Кристин умирает дедушка. Нет-нет, рыдать по нему она вовсе не собиралась: она едва знала, что он вообще когда-либо существовал. Но дедуля оказался главой мощного итальянского клана — и свою криминальную империю оставил в наследство именно ей. Поэтому теперь бедняжка Кристин осваивает новую для нее профессию — профессию мафиози.
«Мама мафия» Кэтрин Хардвик — милая комедийная безделушка, смеховой движок которой основывается на контрасте двух миров: мира рядовой семейной простушки и криминальных авторитетов. Впрочем, главный козырь фильма — это его кастинг: помощницу нового босса, ставшую для Кристин проводником во вселенную криминала, играет неувядающая Моника Беллуччи.
«Помилование», режиссер Айнур Аскаров, с 4 мая
В ролях: Александр Новиков, Гела Месхи, Николай Галлямов
1942-ой год, полевой лагерь в прифронтовой зоне. Двадцатилетний танкист — юный и наивный Любомир Зух, еще не нюхавший пороха, становится дезертиром поневоле: в соседнем поселке он встречает волоокую красавицу по имени Мария Тереза, влюбляется в нее до потери пульса и однажды ночью отправляется ее навестить. Теперь желторотого Ромео ждет расстрел: ведь он не просто сбежал из части во время боевых действий, а уехал к своей любимой… на танке.
История эта абсолютно реальна. Классик башкирской литературы Мустай Карим услышал ее на фронте, после чего она сорок лет сидела в нем занозой: свою повесть «Помилование» он выпустил только в восьмидесятых, и это его единственное произведение, связанное с войной. Как бы то ни было, традиционной военной драмой фильм назвать нельзя: в нем нет крупных баталий, нет солдатских подвигов и т.д. Проект режиссера Айнура Аскарова говорит прежде всего о человеке, который оказался в жерновах Великой Отечественной войны, — и выбраться из них не сумел. Сама же война почти все время остается за кадром, хотя ее дыхание мы чувствуем постоянно.
Премьера фильма состоялась на ММКФ: в рамках национального конкурса «Русские премьеры».
«Убийца «Священный паук», режиссер Али Аббаси, с 4 мая
В ролях: Алис Рахими, Мехди Беджестани
В иранском городе Мешхед начинается паника: все чаще и чаще здесь находят трупы молодых женщин. Полиция на поиск убийцы особо не тратится: все жертвы были уличными проститутками, поэтому на них, мягко говоря, всем наплевать. Не может успокоиться только местная журналистка, которая готова искать мерзавца даже ценой собственной жизни.
«Убийца «Священный паук» Али Аббаси — один из значимых фильмов прошлогоднего Каннского фестиваля: на смотре проект получил приз за лучшую женскую роль (про актрису Зару Амир Эбрахими писали, что своим успехом «Священный паук» обязан именно ей). Важно и то, что фильм основан на реальных событиях: в самом начале двухтысячных благочестивый семьянин Саид Ханаи решил очистить родной город от скверны — и отправил на тот свет 16 девушек легкого поведения. Он был признан одним из самых жестоких серийных убийц Ближнего Востока, однако на суде у него нашлось много защитников, искренне считавших его «борцом с развратом».
«Хитровка. Знак четырёх», режиссер Карен Шахназаров, с 18 мая
В ролях: Константин Крюков, Михаил Пореченков, Александр Олешко, Евгений Стычкин
Москва, год 1902-ой. Некто Константин Станиславский решает заняться исследованием городского «дна» и отправляется на Хитровку. Правда, чересчур близкое знакомство с низами может оказаться опасным, поэтому он берет с собой проводника — знатока местных трущоб Владимира Гиляровского. Их первый же поход приносит свои плоды: «исследователи» оказываются свидетелями странного преступления — убийства индийца-сикха.
Что будет, если скрестить детективы Конан Дойла с очерками Гиляровского? На этот вопрос (неожиданный, если честно) пытается ответить Карен Шахназаров в своем новом проекте, снятом в жанре исторической кинофантазии. Правда, зерно реальности в этом сюжете все-таки есть: в начале прошлого века Константин Сергеевич действительно пытался исследовать «жизнь низов» в сопровождении Гиляровского. Как бы то ни было, фильм интригует вовсе не этим: перед нами костюмированный детектив — редкий жанр в нашей индустрии. Да и на актерский состав жаловаться не приходится: в проекте снялись Константин Крюков, Михаил Пореченков, Александр Олешко и Евгений Стычкин.
Вера Аленушкина
Фото: кадр из фильма «Хитровка. Знак Четырёх»