«Дышите свободно», режиссер Сергей Бодров, с 12 мая
В ролях: Евгений Ткачук, Полина Пушкарук, Полина Агуреева
Илья стал заикой после аварии. Причем заикался так сильно, что не мог даже имя свое внятно выговорить. Поэтому два года он работал только на то, чтобы оплатить курсы реабилитации. Лечение, правда, не помогло. Зато в группе таких же бедолаг, как он сам, Илья познакомился с двумя молодыми женщинами. Одна из них — руководительница группы — влюбилась в него без памяти, но рядом с ней он чувствовал себя как-то неловко. Вторая — трепетная и горячая, была похожа на него самого: такая же бесприютная. Однако у этой девушки имелось в качестве приданного неприятное прошлое, поэтому на долгие отношения она не рассчитывала. Впрочем, Илья тоже не был готов к чему-то серьезному…
Заикание в новом фильме Бодрова-старшего — это своего рода метафора. Режиссеру важен не сам недуг, а гипертрофированная неспособность персонажей общаться. Из-за нее они, по сути, превращаются в эмоциональных калек и становятся безмолвными слугами своей беспомощности. Когда же умение говорить к ним возвращается, то вместе с ним возвращается (или формируется с нуля) ощущение свободы. Собственно, об этом освобождении фильм и снимался.
«Нелегал», режиссер Дмитрий Давыдов, с 12 мая
В ролях: Эржан Даулетбеков, Орозбек Аманбаев, Степан Бурнашев
По меркам других киргизских мигрантов, четырнадцатилетний нелегал устроился в Якутске весьма неплохо. У его есть койка в тепле, хозяин, обеспечивающий его работой, и возможность поесть два раза в сутки. Однако ни еда, ни тепло парню не нужны. Он пробрался в Якутию с одной единственной целью, о которой никому не рассказывает. Поэтому бедолага все время думает о том, как бы ему сбежать от своего благодетеля — и отправиться в далекий якутский поселок, где его ждет какое-то дело.
Якутское кино делает попытки выйти за пределы своего региона. Впрочем, по-другому и быть не могло: большинство якутских проектов окупается в местном прокате, однако средние сборы по-прежнему не превышают 7-8 миллионов рублей за фильм. Это значит, что тратить больше 3-4 млн. нельзя: продюсеры «уйдут в минус». Но с такой суммой (гомерически смешной для кино) качества не добьешься, поэтому выход один — искать новую аудиторию, которая даст возможность увеличить бюджет. Так что решение якутских режиссеров снимать на русском и прорываться в общероссийский прокат — вполне предсказуемо.
Одна из попыток такого «прорыва» — новая работа Дмитрия Давыдова, ставшего победителем 31-го «Кинотавра» с фильмом «Пугало».
«Супергерои», режиссер Паоло Дженовезе, с 5 мая
В ролях: Алессандро Борги, Жазмин Тринка, Виничио Маркиони
Анна и Марко вместе уже десять лет — а это целая вечность для двух влюбленных. Нет, их любовная лодка не разбилась о быт: они кажутся такими же счастливыми, как во время своего первого поцелуя. Но ключевое слово здесь именно «кажутся». Ведь вполне вероятно, что после стольких лет совместного бытования, любовь уже практически невозможна… Что ж, Анне и Марко именно это и предстоит выяснить.
«Идеальных незнакомцев» Паоло Дженовезе вы, скорее всего, помните (а если вы их все-таки пропустили, то лучше побыстрее исправить это недоразумение). «Супергерои» устроены чуть сложнее (в частности, за счет того, что повествование в них ведется нелинейно: мы постоянно «перепрыгиваем» из прошлого персонажей в их настоящее), однако в остальном фильмы похожи. Перед нами легкое и прекрасное кино, секрет которого — в атмосфере и в виртуозно написанных диалогах. И в убежденности автора, что если два человека хотят быть вместе — они вместе будут. Даже если им для этого придется превратиться в супергероев.
«Улей», режиссер Блерта Башолли, с 12 мая
В ролях: Иллка Гаши, Чун Лайчи, Аурита Агуши
В 1999-м году в Косово, в деревне Велика- Круша, было убито более двухсот сорока человек. Шестьдесят из них до сих пор не нашли. Поэтому жены убитых так и не знают, вдовы ли они — или их мужья однажды вернутся, хотя прошло уже восемь лет. Устав жить в аду неизвестности и нищеты, одна из этих женщин — Фахрие — решается на неслыханное: учится водить машину, а потом подговаривает своих товарок по несчастью начать готовить айвар на продажу. Однако по меркам патриархального общества такие вольности непозволительны для порядочной женщины, поэтому в машину Фахрие летят камни, а сама она получает прозвище «шлюхи».
Дебютная работа Блерты Башолли стала триумфатором «Сандэнса»: впервые за всю историю фестиваля три главные награды («За лучшую режиссуру», «Приз Большого жюри» и «Приз зрительских симпатий») получил один и тот же фильм — и это был «Улей». Также в послужном списке картины — шорт-лист на премию «Оскар», а это что-то неслыханное для косовского кинематографа. С другой стороны, «Улей» действительно очень сильное кино, так что ничего необычного в этих «регалиях» нет.
«Флэшбэк», режиссер Мартин Кэмпбелл, с 12 мая
В ролях: Моника Беллуччи, Лиам Нисон, Гай Пирс, Рэй Стивенсон
На старости лет Алекс Льюис — профессиональный киллер со стажем — здорово облажался. Он взял заказ на убийство нескольких человек, однако одной из его потенциальных жертв оказалась тринадцатилетняя девочка. Стрелять в ребенка Льюис не захотел, поэтому контракт разорвал, а для пущей убедительности начистил физиономию своему куратору. С девочкой, однако, разобрались без него. И теперь Алекс должен делать три дела одновременно: прятаться от ФБР, разбираться с разгневанным заказчиком и мстить за застреленную девчонку.
«Флэшбэк» Мартина Кэмпбелла не стоил бы серьезного разговора, если бы не одно «но»: в мае месяце это единственный крупный проект с голливудскими звездами в нашем прокате. Правда, о Брэде Питте или Леонардо ДиКаприо речь в данном случае не идет. Вместо них — Лиам Нисон, играющий утомленного годами и убийствами киллера, и Моника Беллуччи в роли классической красавицы-стервы. В остальном, перед нами вполне традиционный боевик о бунтаре-одиночке, который пытается пройти по узкой дорожке между мафией и полицией.
Вера Аленушкина
Фото: кадр из фильма «Супергерои»