Первая трансформация была связана с глобализацией, тесно привязавшей продажи к состоянию мировой экономики. Это ясно обозначилось в 1990-1991 годах, когда резко упала стоимость иены, и с рынка антиквариата ушли японские покупатели, составлявшие его весомую часть. С тех пор на нем задавали тон США, Великобритания и стремительно поднимавшийся Китай. Так продолжалось вплоть до второго, куда более существенного падения арт-рынка, случившегося в 2008-2009, во время мирового экономического кризиса. В 2010 цены вновь пошли вверх, но это почти не коснулось среднего ценового сегмента.
Но самый страшный удар по арт-рынку нанес ковид. Многие арт-галереи ушли в онлайн. Это попытались сделать и аукционные дома, но их прибыль продолжала падать. Впрочем, это лишь подтвердило наметившуюся в последнее время тенденцию: уже в 2019 году аукционные продажи произведений антиквариата принесли 17,9 млрд. Это было на 7% меньше, чем в 2018. В то же время мировой рынок подержанных предметов роскоши в 2019 оценивался в 23 миллиарда и рос на 8% в год.
Пандемия лишь подстегнула неизбежные перемены: ведущие мировые аукционные дома, наряду с торговлей произведениями искусства и антиквариатом, занялись онлайн-продажей подержанных предметов роскоши, дизайнерских часов, драгоценностей и сумок. В 2020 это принесло Sotheby's 425 млн. Рост оказался значительным: в 2019 прибыль компании в этом сегменте равнялась 60 млн.
Во время пандемии частично перепрофилировавшиеся на торговлю подержанными предметами роскоши аукционные дома существенно расширили свою аудиторию, но соразмерного роста доходности не произошло. Антикварный рынок замер – но его главные игроки, крупнейшие, часто имеющие многовековую историю аукционные дома, пока остаются прежними. Они ждут победы над ковидом.
Или, по крайней мере, адаптации к новой реальности.
«Священные чудовища» арт-рынка, 5 главных аукционных домов
Кристис, аукционный дом N 1
Кристис (Christie's) не самый старый, но самый важный арт-аукцион: его основатель первым захватил художественный рынок. Джеймс Кристи-старший был сыном аристократа и военным моряком, в отставку он вышел в невысоком чине мичмана. Еще он был близким другом великого художника Томаса Гейнсборо, а от современников получил прозвище «короля эпитетов» и «сладкоречивого лжеца». Свою первую продажу Джеймс Кристи провел в 1766, в Лондоне, и вскоре стал монополистом: через него распродавали свои коллекции и аристократы со звонкими фамилиями, и даже члены королевской семьи. Среди прочего он посредничал в продаже коллекции бывшего британского премьер-министра Роберта Уолпола, положившей начало собранию Эрмитажа. Основанный Кристи аукционный дом остается номером 1 в арт-мире.
Cкандал в благородном семействе, -- как Кристис торговал краденым
В середине нулевых годов аукционный дом Кристис выступил посредником в продаже миллионеру Сэму Грину 3600-летней таблички с клинописным текстом, известной как «Таблица снов Гильгамеша». Она, как и другие собранные методистом-евангелистом Грином артефакты, предназначалась для будущего музея Библии. В сентябре 2019 «Таблицу снов Гильгамеша» и все остальные вещи из собрания Грина конфисковало министерство юстиции США. Они оказались крадеными и незаконно вывезенными из Ирака и Египта. Неизвестный торговец контрабандой переправил их в США и сфабриковал их происхождение, сфальсифицировав записи аукционов. Компания Грина, которую вынудили выплатить штраф в размере 3 млн долларов, вчинила Кристис судебный иск
Сотбис -- старейший аукционный дом, так и оставшийся вторым
Аукцион Сотбис (Sotheby's) появился на свет первым, но до сих пор остается вторым: поначалу он назывался иначе. Первые сто лет фирма специализировалась на редких книгах. Основатель Сотбис, книготорговец Сэмюэль Бейкер, провел свой первый аукцион в Лондоне в 1744 году. Позже появился и книжный каталог с фиксированными ценами. А в 1754 возник постоянный аукционный зал: через фирму Бейкера были проданы библиотеки Талейрана и Наполеона.
Фирма стала именоваться Сотбис в 1788, когда ее возглавил племянник Бейкера, Сотби. Он стал заниматься и нумизматикой, а также гравюрами. Кристис и Сотбис разделили рынок антиквариата: по негласному соглашению живопись и мебель отходили к Кристис, а Кристис посылала книги к Сотбис. Конкуренция между аукционными домами возникла в 1917, когда Сотбис впервые начал торговать картинами. В 2000 году Сотбис впервые в мире провел торги в Интернете.
Сотбис, «Вечер в Каире» Айвазовского и российское МВД
В 2015 на «Русской неделе» Сотбис произошел скандал. По требованию МВД России с торгов сняли картину Айвазовского «Вечер в Каире», в 1997 украденную из московской квартиры бывшего сталинского министра транспортного машиностроения Носенко. В 2013 она уже выставлялась и была снята по требованию наследника. Через 2 года аукцион с ним договорился, прибыль должны были разделить между наследником и продавцом. Но в 2015 снять картину с продажи потребовало российское МВД.
Бонхамс -- как антикварный букинист стал арт-супермаркетом
Бонхамс (Bonhams) третий крупнейший аукционный дом. Он несколько моложе Сотбис и Кристис: торговец гравюрами Томас Додд и книжный антиквар Вальтер Бонхам создали его в 1793 году, в Лондоне. Поначалу камерное торговое предприятие преуспело ко второй половине XIX века, и было расширено в середине ХХ. В 2000 году Bonhams был куплен аукционным домом Brooks и стал называться Bonhams & Brooks. В 2001 компания объединилась с аукционным домом Phillips Son & Neale . Специальностью Brooks была продажа винтажных автомашин, и Бонхамс стал чем-то вроде арт-супермаркета – чем он только не торгует! Картинами, редкими машинами, драгоценными музыкальными инструментами, винами – и еще 65 позициями.
Скандал в музейном сообществе, -- как Бонхамс дареными артефактами торговал
В 2014 Бонхамс выставил на торги лот из пяти древнеегипетских алебастровых фигурок, семи серебряных раковин-каури, четырнадцати инкрустированных серебряных подвесок, десяти серебряных и каменных фрагментов ювелирных украшений и уникальной серебряной подвески-пчелы. Разразившийся после этого скандал был связан с тем, что шедевры древнеегипетского искусства распродавал Сент-Луисский филиал Американского института археологии. Свой устав он при этом формально не нарушал, но пойманные на таких поступках музеи, как правило, лишались поддержки государства, грантов, и становились «нерукопожатными» в профессиональном мире. Музей Нортгемптона, продавший древнеегипетскую статую из своего собрания за без малого 27 млн долларов, все это и получил, а в придачу был исключен из Британского совета искусств. Пикантность ситуации придавало и то, что все эти вещи были даром переданы музею британской археологической экспедицией.
В то время шла большая дискуссия о том, допустимо ли для одного из ведущих аукционных домов мира принимать на торги такие вещи. Аукцион состоялся, но после него у Сент-Луисского музея начались очень большие проблемы со спонсорской поддержкой.
Голубокровный Доротеум
Перед нами Доротеум (Dorotheum), старейший аукционный дом мира, крупнейший в немецкоязычных странах и, безусловно, самый голубокровный. В 1707 году, в Вене, его основал император Иосиф I. Тогда он назывался «Венский ломбард для выдачи ссуд под заклад вещей». Прошло без малого 100 лет, и ломбард переехал в бывший монастырь святой Доротеи. А в начале ХХ века на месте бывшего монастыря для ставшего одной из достопримечательностей Вены аукциона было построено роскошное здание, настоящий дворец.
Семейство Романовых, царский автомобиль и свастика
В 2011 «Доротеум» оказался в центре на первый взгляд совершенно невероятной и достаточно скандальной истории. На аукцион выставили фотографии семьи Николая II. На первом плане одного из снимков был царский автомобиль, а на его капоте красовалась эмблема: заключенная в круг крупная свастика. Шум был связан с тем, что изображение свастики в Австрии запрещено.
На самом же деле удивительного здесь не так много. В индийской культуре свастика трактуется как солярный символ, знак света и щедрости – в начале ХХ века она была популярна у эзотериков. К царской семье был близок врач тибетской медицины Петр Бадмаев, а свастика значима и в традиционной тибетской культуре. Императрица Александра Федоровна была женщиной впечатлительной и склонной к мистике: и она, и царь могли приказать украсить автомобиль приносящим удачу талисманом. По некоторым свидетельствам, свастика была выцарапана и на оконной раме Дома Ипатьева, последнего, предсмертного прибежища царской семьи.
А о том, что здесь не было чего-то из ряда вон выходящего, говорит украшенная свастикой денежная купюра Временного правительства.
Друо, краса и гордость французских аукционных домов
Аукционный дом Друо (Drouot) впервые заявил о себе в 1852 году, когда в старинном отеле Pinon de Quincy, переоборудованном в аукционные залы, ушло с молотка имущество бывшего короля Франции Луи-Филиппа. Две статуэтки купил Император Наполеон III, который тоже не сохранил престол – он сам побывал на аукционе. Через Друо было продано наследие Делакруа, Энгра, вещи братьев Гонкур и Сары Бернар и картины всех импрессионистов. Это самый почтенный и крупный французский аукционный дом. Перед пандемией он проводил до 2000 аукционов в год.
Как комиссионеры Друо у своих клиентов произведения искусства воровали
В 2010 были были предъявлены уголовные обвинения Союзу комиссионеров Друо, объединявшему 110 служащих. Они обеспечивали перевозку произведений искусства, их хранение и торги. Обвинили их в создании преступной группировки, хищениях, укрывательстве и продаже краденого. Комиссионеры воровали во время предаукционных описей и перевозок. Дошло до того, что один из них продавал антиквару украденную картину Курбе в кафе, расположенном прямо напротив аукционного дома. Во время обысков были найдены картины Шагала, Пикассо, Кокто и много украденных драгоценностей.
Алексей Филиппов
Фото: Википедия