Президент и совладелец глобальной платформы для проведения аукционных торгов рассказал «Культуромании» об итогах минувшего года на российском антикварном и арт-рынках
Президент и совладелец глобальной платформы для проведения аукционных торгов рассказал «Культуромании» об итогах минувшего года на российском антикварном и арт-рынках
— Как развивалась площадка Бидспирит в 2023 году глобально — и в России? Можно ли дать какие-то цифры?
— Для глобального Bidspirit 2023 год был ознаменован экспансией в страны Бенелюкса и Индию. По всем существующим геолокациям Bidspirit зафиксирован стабильный прирост клиентов, как аукционных площадок, так и покупателей, росло количество аукционов, ну и, соответственно, обороты. Пожалуй, самым трудным для нас регионом до сих пор остается Франция, за счет, фактически «профсоюзного» противоборства со стороны крупнейшего местного аукциона Drouot.
В России в первой половине 2023 года продолжалась выжидательная политика 2022 года, когда игроки рынка, как продавцы, так и покупатели, находились в состоянии аффекта после начала СВО. За счет этого показатели первой половины 2023 года повторяли тенденцию снижения оборотов рынка от 10–15%. Ситуация резко изменилась в начале нового аукционного сезона в сентябре 2023. По всей видимости произошло осознание ситуации, что наступившая реальность пришла точно не на один день, а надолго. Многие антиквары, начиная с 2010 года, надеясь на возврат высоких цен начала 2000-х, находились в состоянии постоянного ожидания, откладывая высокохудожественные и просто ценные предметы в закрома до возврата привычных им цен. Факт, что антиквары не молодеют, нестабильность геополитической ситуации и продолжительная стагнация цен в арт-бизнесе привели к тому, что в сентябре 2023 года на аукционном рынке начали появляться шедевры, припрятанные до этого к приходу «хороших времен». Кроме того, в 2023 году значительно расширилось географическое присутствие Bidspirit в регионах. В данный момент на Bidspirit присутствуют площадки из Перми, Екатеринбурга, Сочи, Владивостока, Ростова-на-Дону, Астрахани, Севастополя, Тюмени, ведутся переговоры с потенциальными клиентами на Урале и в Сибири.
— Какие основные тренды можно отметить глобально — и отдельно по России? Спрос или падение спроса в конкретных сегментах, повышение интереса конкретно к какой-либо эпохе, стилю, автору и т.д.?
— Один из глобальных трендов – это повышенное внимание и рост цен на рынке современного искусства, постоянное появление новых институций, выставок, аукционов и т.д. Как результат – появление новых имен, ценовых рекордов и коллекционеров. Абсолютно противоположная ситуация наблюдается в России, несмотря на прекрасную работу таких участников рынка, как фонд Cosmoscow, Винзавод или Гараж, так как здесь до сих пор не существует вторичного рынка современного искусства, т.е. при покупке работы того или иного художника нет никакой уверенности, что вы сможете ее в какой-то момент перепродать, а о перепродаже с выгодой вообще можно только мечтать. Кстати, одна из инициатив 2023 года – это появление новой площадки «Российского аукционного дома», проводящей торги современного искусства, организованной генеральным директором ЗАО «Арт-Консалтинг» Денисом Лукашиным.
В России стабильно растет интерес к антикварной книге и нумизматике. Спрос на прижизненные и первые издания наших классиков. Что же касается живописи, то спрос на «первые имена» безусловно есть всегда, но современный покупатель уделяет много внимания экспертизе, и не каждая экспертиза может его устроить. Сегодня так называемая «независимая» экспертиза не всегда внушает доверие опытному покупателю, и его интересует заключение только определенного эксперта.
— Можно ли привести примеры самых неожиданных результатов торгов, когда финальная цена оказывалась гораздо выше эстимейта?
— Такое происходит нечасто, и это всегда событие для рынка.
Например, такое произошло на торгах аукционного дома «Редкие монеты» 13.05.2023, когда на аукционе медных настольных медалей Российской Империи XVIII–XX вв (так называемая Краснодарская коллекция) ушло 100% лотов с результатом превышающим эстимейт в три раза.
— Каков примерный объем российского антикварного и арт-рынков в 2023 году?
— Можно смело предположить, что совокупный объем продаж предметов искусства в России в 2023 году (арт-рынок) составил примерно 200 миллионов долларов, включая галерейные, ярмарочные, аукционные и прямые продажи. Из них на аукционные продажи пришлось около 20%. Что касается нумизматики, филателии и других предметов коллекционирования, не относящихся к арт-рынку, могу только сказать, что именно на нашей площадке было продано предметов примерно на 60 млн долларов. Всего за 2023 год на российском Bidspirit было проведено 1533 аукциона. Общий оборот, по последним подсчетам, составил 97 миллионов 680 тысяч долларов во время аукциона и 7 миллионов 260 тысяч долларов во время постаукционных продаж, также выставленных на Bidspirit. Kоличество проданных лотов — 265 тысяч.
— Что можно сказать о процессах, которых шли на рынке в 2023 году, с точки зрения его реструктуризации, появления новых участников, альянсов и т.д.?
— Действительно, 2023 год был интересен с точки зрения расширения влияния лидеров и появления новых структур на аукционном рынке. В 2023 году лидерство сохранил, причем с большим отрывом, аукционный дом Литфонд, который, вслед за питерским филиалом открыл отделение в Екатеринбурге. Торги всех трех филиалов регулярно проводятся и в разделе «Живопись и ДПИ», и «Антикварная книга» и «Предметы коллекционирования», как минимум, 8 аукционов в месяц.
Большое значение для рынка имело появление аукционного дома «Первые имена» и «Московского аукционного дома». Оба этих аукционных дома специализируются на живописных полотнах первых имен российского живописного искусства. В тесном соперничестве с Литфондом, который также проводит аукционы «первых имен», новые аукционные дома провели успешные торги. В среднем, на каждом таком аукционе «первых имен» было продано лотов на 100 миллионов рублей. В том же 2023-м три аукционных дома объединились в первый российский аукционный холдинг, речь идет о Московском аукционном доме, аукционном доме «Клуба коллекционеров графики» и Петербургском аукционном доме. К «семье» Bidspirit примкнули ранее обособленные площадки Арт Лот24 и Art Globe, что лишний раз доказывает, что мы сильнее вместе.
— Что в основном коллекционируют сейчас в России, если судить по числу участников тех или иных ваших аукционов?
— Россия отличается от любой другой страны количеством библиофилов и коллекционеров антикварной книги. На российском Bidspirit более 5000 активных участников, интересующихся данной областью коллекционирования.
Примерно такое же количество коллекционеров искусства (я не считал отдельно коллекционеров живописи, графики и ДПИ) и примерно такое же количество нумизматов. Филателисты явно отстают, по двум причинам. Прежде всего, филателистические аукционы появились у нас только 5 лет назад, а вторая причина в том, что в основном данным видом коллекционирования увлекаются люди от 50 лет.
— Какая сфера коллекционирования, на ваш взгляд, в данный момент наиболее перспективна для инвестиций?
— Я не очень люблю говорить о коллекционировании, как способе инвестирования. Коллекционер редко является инвестором, т.к. собирает коллекцию руководствуясь зовом сердца и азартом. Именно поэтому невозможно вывести формулу определения цены на шедевры. Для каждого отдельного коллекционера шедевр имеет свою цену, основанную на чем-то личном.
Собирайте золотые монеты и прижизненные издания классиков, Пушкина, к примеру, это никогда не падает в цене.
— Многие сетуют на то, что рынок не может развиваться, расти до размера средних европейских стран из-за очевидного дефицита антиквариата в силу исторических причин (все находится в музеях). Так ли это и каковы способы решения проблемы, если она существует?
— Да, эта проблема существует, т.к. более 70 лет культурные ценности оседали исключительно в музейных фондах. Кроме того, в силу сегодняшней геополитической ситуации, ввоз и вывоз предметов коллекционирования практически невозможен. Ранее предметы из таких областей как «искусство» и «нумизматика» приобретались на западных аукционах и ввозились для дальнейшей перепродажи на отечественном рынке. Сегодня данный процесс очень осложнился. Таким образом, сегодняшнее решение проблемы – это открытие закромов антикваров, начинавших в 1990-х и начале 2000-х, что сегодня и происходит. Конечно, было бы интересно открыть музейные фонды, со многими даже неучтенными предметами. Аукционы музейных фондов могли бы дать революционный толчок аукционной индустрии в России и вывели бы нас на уровень таких аукционных держав как США, Великобритания и Китай. Ну это такая у меня мечта.
— Каков портрет среднего российского коллекционера? Кто он и почему занимается собирательством?
— В большинстве случаев, это мужчина старше 45 лет. Женщины просто более практичны и ищут более солидные инвестиции, в душе они смеются над мужчинами, которые иногда выбрасывают последние деньги за желанный предмет. Возраст – это не только вопрос финансового благополучия, но и сформировавшиеся интересы и увлечения, которые приобретаются как навык на протяжении всей жизни.
— Какие, на ваш взгляд, сегодня основные проблемы антикварного и арт-рынков и как их можно решить?
— Главная — это проблема ввоза и вывоза предметов, даже без сегодняшних геополитических реалий, на протяжении многих лет трудности законного ввоза осложняют жизнь сообществу антикваров и аукционистов. Решением проблемы может стать настоящая заинтересованность государства в развитии аукционной отрасли, которая может превратить его в империю аукционной индустрии.
Татьяна Филатова
Фото: из личного архива Александра Киселевского, публикуется с его разрешения