«Гараж» представил пять осенних проектов

Музеи и выставки

«Гараж» представил пять осенних проектов
12 Октября 2018, 11:11
Музей современного искусства «Гараж» открыл осенний сезон первой в России персональной выставкой бельгийца Марселя Бротарса и еще четырьмя проектами

Музей современного искусства «Гараж» открыл осенний сезон первой в России персональной выставкой бельгийца Марселя Бротарса и еще четырьмя проектами. Посетители обязательно оценят масштабную международную работу «Ткань процветания», передающую мир искусства через одежду. Также в списке музея на осень – выставка-посвящение архитектурной школе Баухаус, отмечающей свое 100-летие, инсталляция албанского художника Анри Салы и уличные скульптуры мексиканца Дамиана Ортеги.


«Гараж» продолжает свой юбилейный 10 год работы знаковыми проектами, образовательными и исследовательскими программами, а также началом сотрудничества с Высшей школой экономики по обучению студентов.

Большая выставка «Ткань процветания» соединяет 50 предметных, фото- и видео-инсталляций. Объединяющая тема всего – роль одежды в мировосприятии, в трансляции определенных социальных, культурных убеждений человека.

Конечно, интереснее смотреть экспозицию, когда знаешь подтекст. Например, каучуковые бесцветные кроссовки и прозрачное худи - высказывание художника о тех людях, которые участвуют в протестных движениях. Возможное наказание за свои действия рождает у людей желание скрыться, стать на время невидимыми. В то же время такая одинаковая одежда для несогласных – своеобразный сигнал и отличительный признак, что ты «свой».

Сложно пройти, не остановившись, мимо инсталляции Шэрон Кивленд с чучелами лис. Ее название - цитата французского революционера Максимилиана Робеспьера - «Террор есть не что иное, как быстрая, строгая, непреклонная справедливость». Здесь мы видим один из наглядных исторических примеров использования одежды как важного атрибута выражения гражданской позиции. Во время Французской революции буржуа и аристократия носили кюлоты – мужские брюки до колена, одеваемые с чулками, а мелкая буржуазия и низшие слои населения – длинные брюки. Последние в период революционных действий называли себя санкюлотами, что в переводе с французского (sans-culottes) звучит как «без кюлот». Одежда становится определяющим в значении «свой-чужой». Робеспьером и его сторонниками провозглашается политика «Большого террора». Гильотина в интересах санкюлотов работает беспрестанно… Тяжелое время для Франции, которое не пощадило и самого Робеспьера.

Инсталляция Шэрон Кивленд заставляет зрителя еще раз порассуждать над темами насилия, правды, справедливости. Здесь всё символично. Роль Робеспьера исполняет манекен без головы, в забрызганном кровью кружевном жабо. Рядом услужливые чучела лисиц с одеждой в зубах. На стене – чучела голов косулей, их шеи кокетливо украшены красными бархатками. Бархатки вовсе не для красоты, их одевали на себя родственники казненных людей на «балах жертв». Рядом на противоположной стене – рисунки отрубленных голов… Кстати, «Гараж» планирует выпустить футболки с этими изображениями, рассказала одна из сотрудниц музея.

Больше половины площади второго этажа музея отдано художнику XX века, благодаря которому изменилось восприятие искусства и появились критические размышления на тему роли и места музеев как таковых в современном мире. Речь о Марселе Бротарсе. В экспозиции «Гаража» - более 80 знаменитых работ бельгийца, которые позволяют глубоко изучить творческую жизнь художника и поэта. Его объекты и инсталляции задают зрителю вопросы на самые разные темы – от отношения к войне до истинной значимости музейных экспонатов. Ирония и сарказм, легкость подачи перемешиваются у Бротарса с серьезными вопросами бытия. О личности этого выдающегося современного художника «Культуромания» поговорила со старшим куратором музея «Гараж» Екатериной Иноземцевой:

- Марсель Бротарс проверял искусство на прочность. И в итоге сам стал классиком. Он к этому стремился?

- Я думаю, что нет. Ему и в страшном сне не могло это привидеться.

- Он хотел переменить взгляд людей на искусство?

- Конечно. Понимаете, насколько можно судить по его искусству, по тому, как в его работах всё взаимодействует – Бротарс рассказывал нам самим про наше восприятие, про шаблоны нашего мышления. Про то, что зритель ожидает, приходя в музей. Ведь зритель до сих пор, идя в музей, даже музей современного искусства, ожидает увидеть только шедевры, находящиеся под стеклом. И при этом не сильно порой задумывается, что же, собственно, находится под стеклом? Потому что музейный антураж – витрины, формы – уже настраивают человека на определенное восприятие. Всё это входило в поле активного рассуждения Бротарса. Поэтому он актуален и сегодня, он взаимодействует и с теперешним зрителем, спрашивая его: что ты видишь, заходя в музей?

- Художник всё подвергал своей критике?

- Знаете, я бы не обозначила это как критику. Потому что в его работах столько иронии, столько свободы. Это не то, чем занимаются некоторые современные художники, обвиняя музеи в гегемонии, всевластии кураторов. У Бротарса это не прямое обвинение, а очень тонкая игра со зрительскими и институциональными ожиданиями.

- Мы видим здесь и социальную тематику инсталляций. Его сильно волновало колониальное прошлое человечества, отношение людей к войне? Можно ли Бротарса назвать социальным художником-конструктивистом?

- Безусловно, социальная проблематика была естественной для Бротарса. Вообще современное искусство прекрасно и удивительно тем, что, в какое бы время оно ни совершалось, оно очень остро и чутко реагирует на современность. Точно так же, как художники реагируют на все состояния «пост» - постправды, «постинтернета», «пост» всего - Бротарс тоже естественным образом обладал невероятно чувствительной мембраной, которая реагировала на все мельчайшие изменения контекста, и на социальные изменения в том числе.

- Посоветуйте, как человеку неподготовленному смотреть и воспринимать выставку Бротарса?

- Вы знаете, мы сделали всё возможное, чтобы даже самый неподготовленный зритель, придя в музей «Гараж», смог понять, кто это и что это. Мы сделали очень подробный аудиогид, где доступным языком попытались объяснить всё, что здесь происходит. Также мы напечатали буклеты, в которых есть, как нам кажется, вся необходимая информация по экспозиции. Более того, наши музейные отделы подготовили довольно большие образовательные программы, которые приоткроют мир Марселя Бротарса всем желающим.

Выставка «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» открыта до 3 февраля, выставка «Ткань процветания» и инсталляция Анри Салы - до 27 января, скульптуры Ортеги – до 28 февраля, проект по школе Баухаус – до 30 ноября.

Осенью в музее будут идти традиционные лекционные циклы, образовательные программы для разных возрастных аудиторий, 26-27 октября состоится 6-я международная конференция музея на тему «В каком времени мы живем? Новая историчность и политика времени».

Любовь Мартынова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

«Гараж» представил пять осенних проектов

<h2>Музей современного искусства «Гараж» открыл осенний сезон первой в России персональной выставкой бельгийца Марселя Бротарса и еще четырьмя проектами. Посетители обязательно оценят масштабную международную работу «Ткань процветания», передающую мир искусства через одежду. Также в списке музея на осень – выставка-посвящение архитектурной школе Баухаус, отмечающей свое 100-летие, инсталляция албанского художника Анри Салы и уличные скульптуры мексиканца Дамиана Ортеги.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">«Гараж» продолжает свой юбилейный 10 год работы знаковыми проектами, образовательными и исследовательскими программами, а также началом сотрудничества с Высшей школой экономики по обучению студентов.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Большая выставка «Ткань процветания» соединяет 50 предметных, фото- и видео-инсталляций. Объединяющая тема всего – роль одежды в мировосприятии, в трансляции определенных социальных, культурных убеждений человека. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Конечно, интереснее смотреть экспозицию, когда знаешь подтекст. Например, каучуковые бесцветные кроссовки и прозрачное худи - высказывание художника о тех людях, которые участвуют в протестных движениях. Возможное наказание за свои действия рождает у людей желание скрыться, стать на время невидимыми. В то же время такая одинаковая одежда для несогласных – своеобразный сигнал и отличительный признак, что ты «свой».</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сложно пройти, не остановившись, мимо инсталляции Шэрон Кивленд с чучелами лис. Ее название - цитата французского революционера Максимилиана Робеспьера - «Террор есть не что иное, как быстрая, строгая, непреклонная справедливость». Здесь мы видим один из наглядных исторических примеров использования одежды как важного атрибута выражения гражданской позиции. Во время Французской революции буржуа и аристократия носили кюлоты – мужские брюки до колена, одеваемые с чулками, а мелкая буржуазия и низшие слои населения – длинные брюки. Последние в период революционных действий называли себя санкюлотами, что в переводе с французского (sans-culottes) звучит как «без кюлот». Одежда становится определяющим в значении «свой-чужой». Робеспьером и его сторонниками провозглашается политика «Большого террора». Гильотина в интересах санкюлотов работает беспрестанно… Тяжелое время для Франции, которое не пощадило и самого Робеспьера.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Инсталляция Шэрон Кивленд заставляет зрителя еще раз порассуждать над темами насилия, правды, справедливости. Здесь всё символично. Роль Робеспьера исполняет манекен без головы, в забрызганном кровью кружевном жабо. Рядом услужливые чучела лисиц с одеждой в зубах. На стене – чучела голов косулей, их шеи кокетливо украшены красными бархатками. Бархатки вовсе не для красоты, их одевали на себя родственники казненных людей на «балах жертв». Рядом на противоположной стене – рисунки отрубленных голов… Кстати, «Гараж» планирует выпустить футболки с этими изображениями, рассказала одна из сотрудниц музея.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Больше половины площади второго этажа музея отдано художнику XX века, благодаря которому изменилось восприятие искусства и появились критические размышления на тему роли и места музеев как таковых в современном мире. Речь о Марселе Бротарсе. В экспозиции «Гаража» - более 80 знаменитых работ бельгийца, которые позволяют глубоко изучить творческую жизнь художника и поэта. Его объекты и инсталляции задают зрителю вопросы на самые разные темы – от отношения к войне до истинной значимости музейных экспонатов. Ирония и сарказм, легкость подачи перемешиваются у Бротарса с серьезными вопросами бытия. О личности этого выдающегося современного художника «Культуромания» поговорила со <b>старшим куратором музея «Гараж» Екатериной Иноземцевой</b>:</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> - Марсель Бротарс проверял искусство на прочность. И в итоге сам стал классиком. Он к этому стремился?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Я думаю, что нет. Ему и в страшном сне не могло это привидеться. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Он хотел переменить взгляд людей на искусство?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Конечно. Понимаете, насколько можно судить по его искусству, по тому, как в его работах всё взаимодействует – Бротарс рассказывал нам самим про наше восприятие, про шаблоны нашего мышления. Про то, что зритель ожидает, приходя в музей. Ведь зритель до сих пор, идя в музей, даже музей современного искусства, ожидает увидеть только шедевры, находящиеся под стеклом. И при этом не сильно порой задумывается, что же, собственно, находится под стеклом? Потому что музейный антураж – витрины, формы – уже настраивают человека на определенное восприятие. Всё это входило в поле активного рассуждения Бротарса. Поэтому он актуален и сегодня, он взаимодействует и с теперешним зрителем, спрашивая его: что ты видишь, заходя в музей? </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Художник всё подвергал своей критике?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Знаете, я бы не обозначила это как критику. Потому что в его работах столько иронии, столько свободы. Это не то, чем занимаются некоторые современные художники, обвиняя музеи в гегемонии, всевластии кураторов. У Бротарса это не прямое обвинение, а очень тонкая игра со зрительскими и институциональными ожиданиями.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Мы видим здесь и социальную тематику инсталляций. Его сильно волновало колониальное прошлое человечества, отношение людей к войне? Можно ли Бротарса назвать социальным художником-конструктивистом?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Безусловно, социальная проблематика была естественной для Бротарса. Вообще современное искусство прекрасно и удивительно тем, что, в какое бы время оно ни совершалось, оно очень остро и чутко реагирует на современность. Точно так же, как художники реагируют на все состояния «пост» - постправды, «постинтернета», «пост» всего - Бротарс тоже естественным образом обладал невероятно чувствительной мембраной, которая реагировала на все мельчайшие изменения контекста, и на социальные изменения в том числе.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Посоветуйте, как человеку неподготовленному смотреть и воспринимать выставку Бротарса?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Вы знаете, мы сделали всё возможное, чтобы даже самый неподготовленный зритель, придя в музей «Гараж», смог понять, кто это и что это. Мы сделали очень подробный аудиогид, где доступным языком попытались объяснить всё, что здесь происходит. Также мы напечатали буклеты, в которых есть, как нам кажется, вся необходимая информация по экспозиции. Более того, наши музейные отделы подготовили довольно большие образовательные программы, которые приоткроют мир Марселя Бротарса всем желающим.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Выставка «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» открыта до 3 февраля, выставка «Ткань процветания» и инсталляция Анри Салы - до 27 января, скульптуры Ортеги – до 28 февраля, проект по школе Баухаус – до 30 ноября.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Осенью в музее будут идти традиционные лекционные циклы, образовательные программы для разных возрастных аудиторий, 26-27 октября состоится 6-я международная конференция музея на тему «В каком времени мы живем? Новая историчность и политика времени».</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Любовь Мартынова</b></span> <p> </p>

«Гараж» представил пять осенних проектов

«Гараж» представил пять осенних проектов

«Гараж» представил пять осенних проектов

«Гараж» представил пять осенних проектов