После долгого перерыва на рынке отмечается повышение спроса на иностранные марки
Три последовательных аукциона АД «Марка» из Санкт-Петербурга, проходивших в последний уикэнд, еще раз подтвердили тренд, обозначившийся еще в прошлом году. На российском филателистическом рынке после перерыва в 15—20 лет фокус снова переключился на иностранные марки. Эксперты склонны видеть в качестве причин геополитические потрясения последнего времени.
На июльских аукционах АД «Марка» активнее всего уходили лоты, состоящие из марок зарубежных стран, главным образом периода до 1940 года. Рост цены по сравнению со стартом составлял 100—500% (последняя цифра справедлива для лотов с низким стартом). Цены на ключевые марки той или иной страны в рублевом выражении вполне сопоставимы с ценами на аналогичные позиции в Европе и выше, чем в США. Например, зеленый «фунтовик» Великобритании 1913 года в гашеном состоянии ушел (без комиссии) за 25 тысяч рублей или 250 евро по курсу. Черный гашеный «фунтовик» 1929 года — за 19 тысяч или 190 евро. Также на аукционе было реализовано несколько десятков коллекций иностранных марок, в основном невысокого уровня.
«Мы отмечаем рост спроса на иностранную «классику» и собираемся в сентябре делать по ней отдельный аукцион», — говорит «Культуромании» Александр Мраморнов, ведущий эксперт компании «Квадра-А» (сайт philatelist.ru), одного из двух главных игроков на филателистическом рынке России. «Классическим» называется начальный период выпуска знаков почтовой платы, с 1840-го по 1900-й, а некоторыми специалистами даже и по 1940 год. На сентябрьском аукционе будет немало лотов высокого уровня, например редкие пробы Боснии и Герцеговины начала XX века.
Эксперты объясняют новый тренд в коллекционировании геополитическими сдвигами последнего года. «Ранее те, кто собирает иностранные марки, предпочитали покупать их на зарубежных аукционах, — комментирует Петр Власов, эксперт по зарубежной филателистической «классике». — Теперь по понятным причинам есть проблемы с логистикой и оплатой. Кроме того, некоторые аукционы, включая ключевой британский АД Stanley Gibbons, отказываются иметь дело с российскими гражданами и проводят благотворительные мероприятия в пользу Украины. То есть внутри России появился спрос, который можно удовлетворить».
С другой стороны, как отмечает г-н Власов, наверняка есть и психологическая причина. «Зарубежные марки во многом были популярны в СССР потому как страна жила за «железным занавесом». Сейчас ситуация в наших отношениях с Западом такая же, если не хуже. Поэтому чисто подсознательно, так как запретный плод всегда сладок, происходит переключение на иностранную филателию. Психология, как ни странно, часто определяет направление коллекционирования. Интересно, что в девяностые, когда страна переживала хаос, был высок запрос на марки Третьего рейха».
В последние 15—20 лет на российском рынке преобладал интерес именно к отечественным маркам — Россия до 1917 года, выпуски периода Гражданской войны, РСФСР, СССР до 1940 г. Хотя «волнообразность» присутствовала и здесь. К примеру, до 2010-х гг. большим спросом пользовались марки земской почты (негосударственные, местные выпуски до 1917 года). Потом этот ажиотаж во многом спал. Интересно, что большим стимулом для филателии в России стала пандемия 2020 года — многие взрослые люди, оказавшись в изоляции, вспомнили о своем детском увлечении. Появились новые покупатели, способные потратить за один аукцион несколько миллионов рублей. Из-за роста платежеспособного спроса на рынок в 2020—2022 гг. было выведено несколько уникальных коллекций, цена за один проданный лот могла достигать 50—70 тысяч долларов (3—5 млн руб, что немало для российского рынка антиквариата в целом).
«Человеку свойственно от всего уставать, — продолжает свои рассуждения Петр Власов. — Отечественные марки, бесспорно, интересны, особенно учитывая нашу бурную историю, но это все-таки одна страна. За последние лет двадцать, благодаря развитию интернета, в России на рынок было выведено огромное количество филматериала. Потому, думаю, накопилась определенная усталость от «советов» и так далее («советами» на филателистическом жаргоне называются выпуски СССР — Ред.)».
Как отмечает эксперт, зарубежные марки представляют собой крайне перспективную альтернативу не только из-за разнообразия, но и с точки зрения ликвидности: «Дело в том, что большинство топовых лотов на отечественных филаукционах последних лет — это разного рода разновидности России и СССР, высокая цена которых очевидна только для узкого круга покупателей в России. Если же вы собираете, например, британские колонии, марки этой тематики крайне популярны во всем мире. Причем и там встречаются очень дорогие экземпляры. То есть, если у вас есть несколько лишних миллионов, вложить их в эту тематику можно без всяких проблем».
Татьяна Филиппова
Фото: редакция, «Черный пенни», первая марка в мире, рыночная цена 50-200 евро в зависимости от состояния