Фестиваль “Интермузей-2018” тестирует культурные технологии

Государство и культура

Фестиваль “Интермузей-2018” тестирует культурные технологии
1 Июня 2018, 14:18
В эти дни, с 31 мая по 3 июня, в Москве на территории ВДНХ проходит единственный в мире международный фестиваль профессиональных музейщиков - “Интермузей”. Проводится он уже в 20 раз, но если раньше, по словам министра культуры Владимира Мединского, это было полукоммерческое мероприятие, то сегодня фестиваль - в хорошем смысле, экспериментальная площадка, на которой обкатываются все самые важные тренды в сфере российской культуры

В эти дни, с 31 мая по 3 июня, в Москве на территории ВДНХ проходит единственный в мире международный фестиваль профессиональных музейщиков - “Интермузей”. Проводится он уже в 20 раз, но если раньше, по словам министра культуры Владимира Мединского, это было полукоммерческое мероприятие, похожее на ярмарку меда, то сегодня фестиваль - в хорошем смысле, экспериментальная площадка, на которой обкатываются все самые важные тренды в сфере российской культуры. И, конечно же, это место, где музейные специалисты делятся опытом и налаживают партнерские связи. Ведь его учредитель - Министерство культуры РФ, оператор-организатор ГМВЦ “РОСИЗО”, а партнерами выступили Московская область, Красноярский край и Благотворительный фонд Владимира Потанина.


“Интермузей”-эксперимент

В рамках фестиваля проходит конкурс для музеев. На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, возглавляющая жюри конкурса, сообщила о том, что в этом году на него было подано рекордное число заявок-презентаций - 499. И было отобрано всего 20 музейных проектов в четырех номинациях.

Так, первая номинация - “Лучший научно-исследовательский проект”, по сути, посвящена возвращению музеям статуса научного учреждения, который на протяжении долгих лет подвергался сомнению. И вот сейчас предпринята попытка его вернуть. Ведь именно музей - первоначальное место, непосредственно связанное с объектами исследования, именно здесь начинается наука.

Например, один из номинантов - проект ГМИИ им. А. С. Пушкина - посвящен исследованию скульптур Итальянского возрождения из Фонда перемещенных ценностей. Его ценность - в работе с немецкими музеями, поскольку коллекция вывезена из Германии. Работы такого рода до сих пор не проводились.

Следующая номинация - “Лучший проект в сфере музейного образования”. Одна из самых интересных презентаций “ЧП в ДНК” была представлена музеем им. К. А. Тимирязева. Она популяризирует теорию эволюционного развития, информирует слушателей о рисках, связанных с генетикой. Попасть на эту экскурсию сложно, всегда много желающих. И этот проект еще об одном направлении работы музеев - культурно-просветительском.

Третья номинация - “Лучший проект, направленный на межрегиональное взаимодействие” - отражает такие важные направления в культурной политике, как работу с детьми. Пример как раз такой работы представил Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, организующий международный фестиваль детских музейных программ “ОНФИМ собирает друзей”.

Еще один номинант на награду в этой категории - Выставка частного музея “Институт русского реалистического искусства” «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» - это блестящий пример партнерства государственных и частных музейных институций. По сути, он повторяет феноменальный успех экспозиций Товарищества передвижных выставок, которые делали в прошлом знаменитые художники-передвижники.

Четвертая номинация носит название “Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие”. Одна из самых острых тем сегодня - тема адаптации людей, приехавших в нашу страну из других государств и принесших с собой чужой уклад, иное религиозное мировоззрение. И Государственный музей истории религии представил посвященный ей проект “Мигранты в музее. Опыт социальной инклюзии”, когда люди другой культуры и религии приходят в музей и как волонтеры, и как посетители, учатся понимать дух страны, в которой они живут.

Государственная Третьяковская галерея презентовала работу “Лучше вместе”. Она касается в основном детей с синдромом Дауна и людей с особенностями. И это еще одно важное направление в музейно деятельности - воспитание и детей, и взрослых, которые должны научиться состраданию и принятию, сделать нас более человечными.

“Самое главное сейчас - это создание сети”

Почему же культура, ее институции приобрели для государства сейчас в не самое лучшее санкционное время первоочередное значение? Ирина Антонова поделилась с “Культуроманией” своим видением проблемы.

- Самое главное сейчас для искусства, культуры, музеев - создание сети. Страна должна быть насыщена объектами культуры. Тем более сейчас, когда люди ездят по миру. Они поехали, что-то увидели, вернулись к себе, видят - бедненько совсем, рядом тоже ничего нет, - рассказывает она.

Кстати, европейские страны это прекрасно понимают, поэтому выставки из Лувра регулярно выезжают во французскую провинцию, из центра Англии музейные экспозиции везут на север страны и так далее.

- Проблему отсутствия связующих культурных объектов прекрасно понимали и большевики, потому что культурная разобщенность и изолированность регионов Российской империи и были одними из причин революции. Именно поэтому в тяжелые годы интервенции в 18, 19, 20 годах открылось много музеев, и за 3-4 года худо-бедно они эту сеть создали, - объясняет Ирина Антонова.

Вот и сейчас огромная страна просто-напросто может распасться без объединяющих центров. Причем они должны производить качественный и конкурентоспособный продукт, чтобы люди не уезжали за ним в более крупный город или другую страну. По словам и.о. министра культуры Красноярского края Елены Мироненко, тренд последних лет заключается в том, что люди выбирают место жительства в зависимости от того, насколько развита там культурная жизнь.

Поэтому и строит Минкульт по всей России от Калуги до Первоуральска многофункциональные культурные центры. Всего их пока 35, но к 2019-му должно стать 37. На очереди - открытие такого центра на острове Русский. В целом по стране уже реконструировано 470 дворцов культуры, открыты новые музейные комплексы, а малые города, развивающие свое культурное пространство, получают гранты от государства.

У министерства большие планы на продолжение программы по обновлению и реконструкции сельских домов культуры. Ведется работа и по развитию библиотек нового формата. О результатах этой деятельности можно судить по росту посещаемости объектов культуры. За 2017 год театры посетили рекордные 40 млн человек, походы музеи совершили 125 млн посетителей.

Обкатка финансовой модели

Высокие материи - это очень хорошо, но самая больная тема - это финансовый вопрос.

Да, для поддержки деятелей культуры в минувшем году выплачено 4 тысячи стипендий на сумму более 300 млн рублей, президентские гранты выплачены 99 коллективам на сумму 8 млрд рублей, но денег на хорошие начинания, как это водится, всегда не хватает. Именно поэтому на “Интермузее” представлены еще и кейсы частно-государственного партнерства.

По словам Сергея Перова, возглавляющего “РОСИЗО”, с этой точки зрения задача “Интермузея” - дать встретиться государственным институциям с частными, профессионалам, приезжающим рубежа, с представителями из регионов России.

- К сожалению, в музейной деятельности не очень хорошо представлены частные институции: музейные или частные фонды, которые осуществляют грантовую поддержку, а если они есть, то мало кто о них знает. Даже московские музеи с удивлением узнают от нас, что они могут получить грантовую поддержку. Например, РОСИЗО финансируется государством, но на свои проекты мы получаем еще деньги из фондов - например, из фонда Потанина. И многие коллеги с удивлением узнают, что так, оказывается, можно было, что существует и такая форма поддержки, как частная, - рассказывает “Культуромании” Перов.

Целый ряд фондов берут на себя покрытие расходов или организуют специальные мероприятия самостоятельно на территории музея, и музею это ничего не стоит вообще. И эта схема вызывает все больше интереса.

Подводя итоги, можно сказать, что люди, разрабатывающие культурную политику страны, прекрасно понимают болевые точки российской культуры. И все решения в данной сфере призваны эти проблемы решить. В первую речь идет о создании культурных объектов высокого уровня в регионах. Этот уровень должны обеспечить и современные технологии, и использование зарубежного опыта, и повышение квалификации музейных работников. Музеям возвращается статус научных учреждений. Особое значение придается “смягчению нравов” - музейной инклюзии, когда эта среда становится доступной для людей с ограниченными возможностями. И, конечно же, музейная сфера должна пользоваться поддержкой частных фондов, использовать разнообразные формы партнерства, в общем, бежать в ногу со временем.

Ну а если вы хотите увидеть узнать, что такое музей вечной мерзлоты или порадовать детей уникальными мастер-классами, например, по изготовлению средневекового витража и созданию собственного герба, то 75 павильон ВДНХ, а также павильон Книги и музей Космонавтики ждут вас - на фестиваль “Интермузей” еще не поздно успеть. Кстати, от метро ВДНХ до павильона 75 пущен бесплатный автобус.

Елена Сердечнова


Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Фестиваль “Интермузей-2018” тестирует культурные технологии

<h2>В эти дни, с 31 мая по 3 июня, в Москве на территории ВДНХ проходит единственный в мире международный фестиваль профессиональных музейщиков - “Интермузей”. Проводится он уже в 20 раз, но если раньше, по словам министра культуры Владимира Мединского, это было полукоммерческое мероприятие, похожее на ярмарку меда, то сегодня фестиваль - в хорошем смысле, экспериментальная площадка, на которой обкатываются все самые важные тренды в сфере российской культуры. И, конечно же, это место, где музейные специалисты делятся опытом и налаживают партнерские связи. Ведь его учредитель - Министерство культуры РФ, оператор-организатор ГМВЦ “РОСИЗО”, а партнерами выступили Московская область, Красноярский край и Благотворительный фонд Владимира Потанина. </h2> <br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>“Интермузей”-эксперимент</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В рамках фестиваля проходит конкурс для музеев. На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, возглавляющая жюри конкурса, сообщила о том, что в этом году на него было подано рекордное число заявок-презентаций - 499. И было отобрано всего 20 музейных проектов в четырех номинациях. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Так, первая номинация - “Лучший научно-исследовательский проект”, по сути, посвящена возвращению музеям статуса научного учреждения, который на протяжении долгих лет подвергался сомнению. И вот сейчас предпринята попытка его вернуть. Ведь именно музей - первоначальное место, непосредственно связанное с объектами исследования, именно здесь начинается наука. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Например, один из номинантов - проект ГМИИ им. А. С. Пушкина - посвящен исследованию скульптур Итальянского возрождения из Фонда перемещенных ценностей. Его ценность - в работе с немецкими музеями, поскольку коллекция вывезена из Германии. Работы такого рода до сих пор не проводились.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Следующая номинация - “Лучший проект в сфере музейного образования”. Одна из самых интересных презентаций “ЧП в ДНК” была представлена музеем им. К. А. Тимирязева. Она популяризирует теорию эволюционного развития, информирует слушателей о рисках, связанных с генетикой. Попасть на эту экскурсию сложно, всегда много желающих. И этот проект еще об одном направлении работы музеев - культурно-просветительском.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Третья номинация - “Лучший проект, направленный на межрегиональное взаимодействие” - отражает такие важные направления в культурной политике, как работу с детьми. Пример как раз такой работы представил Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, организующий международный фестиваль детских музейных программ “ОНФИМ собирает друзей”. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Еще один номинант на награду в этой категории - Выставка частного музея “Институт русского реалистического искусства” «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» - это блестящий пример партнерства государственных и частных музейных институций. По сути, он повторяет феноменальный успех экспозиций Товарищества передвижных выставок, которые делали в прошлом знаменитые художники-передвижники. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Четвертая номинация носит название “Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие”. Одна из самых острых тем сегодня - тема адаптации людей, приехавших в нашу страну из других государств и принесших с собой чужой уклад, иное религиозное мировоззрение. И Государственный музей истории религии представил посвященный ей проект “Мигранты в музее. Опыт социальной инклюзии”, когда люди другой культуры и религии приходят в музей и как волонтеры, и как посетители, учатся понимать дух страны, в которой они живут. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Государственная Третьяковская галерея презентовала работу “Лучше вместе”. Она касается в основном детей с синдромом Дауна и людей с особенностями. И это еще одно важное направление в музейно деятельности - воспитание и детей, и взрослых, которые должны научиться состраданию и принятию, сделать нас более человечными. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> “Самое главное сейчас - это создание сети”</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Почему же культура, ее институции приобрели для государства сейчас в не самое лучшее санкционное время первоочередное значение? <b>Ирина Антонова </b>поделилась с “Культуроманией” своим видением проблемы.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Самое главное сейчас для искусства, культуры, музеев - создание сети. Страна должна быть насыщена объектами культуры. Тем более сейчас, когда люди ездят по миру. Они поехали, что-то увидели, вернулись к себе, видят - бедненько совсем, рядом тоже ничего нет, - рассказывает она. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Кстати, европейские страны это прекрасно понимают, поэтому выставки из Лувра регулярно выезжают во французскую провинцию, из центра Англии музейные экспозиции везут на север страны и так далее. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Проблему отсутствия связующих культурных объектов прекрасно понимали и большевики, потому что культурная разобщенность и изолированность регионов Российской империи и были одними из причин революции. Именно поэтому в тяжелые годы интервенции в 18, 19, 20 годах открылось много музеев, и за 3-4 года худо-бедно они эту сеть создали, - объясняет Ирина Антонова.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Вот и сейчас огромная страна просто-напросто может распасться без объединяющих центров. Причем они должны производить качественный и конкурентоспособный продукт, чтобы люди не уезжали за ним в более крупный город или другую страну. По словам и.о. министра культуры Красноярского края Елены Мироненко, тренд последних лет заключается в том, что люди выбирают место жительства в зависимости от того, насколько развита там культурная жизнь. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Поэтому и строит Минкульт по всей России от Калуги до Первоуральска многофункциональные культурные центры. Всего их пока 35, но к 2019-му должно стать 37. На очереди - открытие такого центра на острове Русский. В целом по стране уже реконструировано 470 дворцов культуры, открыты новые музейные комплексы, а малые города, развивающие свое культурное пространство, получают гранты от государства.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> У министерства большие планы на продолжение программы по обновлению и реконструкции сельских домов культуры. Ведется работа и по развитию библиотек нового формата. О результатах этой деятельности можно судить по росту посещаемости объектов культуры. За 2017 год театры посетили рекордные 40 млн человек, походы музеи совершили 125 млн посетителей.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Обкатка финансовой модели</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Высокие материи - это очень хорошо, но самая больная тема - это финансовый вопрос. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Да, для поддержки деятелей культуры в минувшем году выплачено 4 тысячи стипендий на сумму более 300 млн рублей, президентские гранты выплачены 99 коллективам на сумму 8 млрд рублей, но денег на хорошие начинания, как это водится, всегда не хватает. Именно поэтому на “Интермузее” представлены еще и кейсы частно-государственного партнерства. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> По словам <b>Сергея Перова</b>, возглавляющего “РОСИЗО”, с этой точки зрения задача “Интермузея” - дать встретиться государственным институциям с частными, профессионалам, приезжающим рубежа, с представителями из регионов России. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - К сожалению, в музейной деятельности не очень хорошо представлены частные институции: музейные или частные фонды, которые осуществляют грантовую поддержку, а если они есть, то мало кто о них знает. Даже московские музеи с удивлением узнают от нас, что они могут получить грантовую поддержку. Например, РОСИЗО финансируется государством, но на свои проекты мы получаем еще деньги из фондов - например, из фонда Потанина. И многие коллеги с удивлением узнают, что так, оказывается, можно было, что существует и такая форма поддержки, как частная, - рассказывает “Культуромании” Перов. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Целый ряд фондов берут на себя покрытие расходов или организуют специальные мероприятия самостоятельно на территории музея, и музею это ничего не стоит вообще. И эта схема вызывает все больше интереса.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Подводя итоги, можно сказать, что люди, разрабатывающие культурную политику страны, прекрасно понимают болевые точки российской культуры. И все решения в данной сфере призваны эти проблемы решить. В первую речь идет о создании культурных объектов высокого уровня в регионах. Этот уровень должны обеспечить и современные технологии, и использование зарубежного опыта, и повышение квалификации музейных работников. Музеям возвращается статус научных учреждений. Особое значение придается “смягчению нравов” - музейной инклюзии, когда эта среда становится доступной для людей с ограниченными возможностями. И, конечно же, музейная сфера должна пользоваться поддержкой частных фондов, использовать разнообразные формы партнерства, в общем, бежать в ногу со временем. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Ну а если вы хотите увидеть узнать, что такое музей вечной мерзлоты или порадовать детей уникальными мастер-классами, например, по изготовлению средневекового витража и созданию собственного герба, то 75 павильон ВДНХ, а также павильон Книги и музей Космонавтики ждут вас - на фестиваль “Интермузей” еще не поздно успеть. Кстати, от метро ВДНХ до павильона 75 пущен бесплатный автобус. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Елена Сердечнова</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> </p> <br>

Фестиваль “Интермузей-2018” тестирует культурные технологии

Фестиваль “Интермузей-2018” тестирует культурные технологии

Фестиваль “Интермузей-2018” тестирует культурные технологии

Фестиваль “Интермузей-2018” тестирует культурные технологии

https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2