Международный фестиваль «Интермузей», в котором принимают участие сотни российских и зарубежных музеев, в разные годы проходил на ВДНХ, в Центральном доме художника и Центральном выставочном зале «Манеж». В этом году его деловая и культурная программы пройдут с 27 по 29 мая в формате онлайн. Накануне открытия председатель жюри фестиваля, директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев ответил на вопросы корреспондента «Культуромании».
Международный фестиваль «Интермузей», в котором принимают участие сотни российских и зарубежных музеев, в разные годы проходил на ВДНХ, в Центральном доме художника и Центральном выставочном зале «Манеж». В этом году его деловая и культурная программы пройдут с 27 по 29 мая в формате онлайн. Накануне открытия председатель жюри фестиваля, директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев ответил на вопросы корреспондента «Культуромании».
- Евгений Анатольевич, то, что «Интермузей» в этом году перешел в цифровой формат, для вас компромисс или шаг вперед?
- Это данность. Мы постарались сделать все, что возможно – наш музей и многие другие музеи. В этом году в фестивале участвуют, если я не ошибаюсь, 380 институций, это очень большая цифра. Когда «Интермузей» проводили в формате офлайн, такое количество участников было не всегда. Попробуем, посмотрим, что даст новый формат.
- Мы все немножко побаиваемся тотальной цифровизации, особенно в тех сферах нашей жизни, где важно личное присутствие.
- «Интермузей» – фестиваль, и главная задача, которая всегда ставилась его учредителями, Министерством культуры и Союзом музеев России -- это общение. Это обмен опытом, договоренности в рамках фестиваля о наших будущих контактах, совместных выставках, изданиях, научных проектах. Я думаю, что-то нам удастся сделать и в онлайн-режиме, но он, конечно же, не сможет заменить того общения, которое у нас было всегда на протяжении двадцати двух лет. Ситуация непростая, нестандартная.
- Какая тема из тех, что будут обсуждаться на «Интермузее-2020», для вас наиболее актуальна?
- Вы знаете, так как «Интермузей» фактически уже открылся, нам нужно думать и готовить уже следующий фестиваль, определить темы, которые будут актуальны для музейного сообщества в ближайшем будущем. Для меня одна из самых главных -- тема межмузейного сотрудничества. Благодатная тема, и очень интересная для посетителей, потому что, объединяя усилия, музеи создают нечто новое, то, что нельзя увидеть в одном музее.
- Наш разговор происходит в день рождения Александра Сергеевича Пушкина по старому стилю. Пушкин нам оставил в том числе и опыт самоизоляции, в которой он оказался из-за холерного карантина. И создал в этом вынужденном затворничестве огромное количество замечательных произведений.
- Находясь в Болдино, да. Болдинская осень. И мы до сих пор не можем понять, как же он за короткое время написал такое количество шедевров, и поэтических, и прозаических, и драматических.
- Что принес карантин в жизнь Государственного музея А.С.Пушкина?
- Дело в том, что музей не прекращал свою работу. Да, мы не принимаем посетителей, но наша хранительская функция остается, наш музей продолжает проверять состояние наших фондохранилищ, наших экспозиций. Кроме того, у нас появилась функция работы онлайн. У нас и раньше был очень популярный и интересный сайт, но сейчас он очень активизировался, у нас там масса интересных материалов, которые мы практически ежедневно выкладываем. Пока работаем в таком режиме.
- Не могу не спросить у вас про Новую Пушкинскую премию, которая вручалась 26 мая в вашем музее пятнадцать лет подряд. В конце 2018 года не стало председателя совета премии, Андрея Георгиевича Битова, и в Пушкинские дни состоялось прощание с премией, поскольку в прежнем формате ее существование было невозможно. Я помню, что вы на этом прощании сказали, что Новой Пушкинской премии не будет, но обязательно будет что-то другое, потому что традиция должна быть продолжена.
- Вы знаете, я не исключаю того, что премия вернется. Год назад мы говорили, что будем думать, будем стараться, чтобы она была. Но видите, как получилось – даже если бы мы ее восстановили, провести церемонию вручения в нашем музее в день рождения Пушкина, как это было прежде, мы бы не смогли. Я думаю, что придет время, когда мы заявим новую премию, связанную с именем Пушкина. Когда это будет, я, к сожалению, не могу вам сказать. Но мы работаем над этим, вот сейчас на своем сайте вспомнили и Андрея Георгиевича, который ее придумал, и тех, кто ее получал.
- Сейчас все время приходится слышать мем «жизнь никогда не будет прежней». Вернутся ли музеи в прежний, до-вирусный режим?
- Давайте не фантазировать о будущем, пожелаем другу другу здоровья и будем готовиться к открытию музеев. В каком режиме мы будем работать, когда откроемся, сейчас трудно просчитать. Во всяком случае, то, что музеи – это институции, которые были созданы, придуманы и работают для посетителей, это абсолютный факт. Нашу функцию просветительскую никто не трансформировал, она у нас останется. Мы будем работать для посетителей.
- Сохранится ли традиция торжественных вернисажей, или ее заменят чем-то другим?
- Я совершенно убежден, что мы вернемся к нашему традиционному, радостному, праздничному формату. И торжественные открытия выставок, и наши концерты, и наши спектакли, и наши детские программы, все это обязательно будет.
- Когда музей откроется, вы выйдете с теми выставками, которые были вынужденно остановлены, или у вас ждет конца карантина какая-нибудь новая экспозиция, уже подготовленная к показу?
- Мы подготовили, но, к сожалению, не открыли для посетителей выставку, посвященную декабристам. Естественно, это будет первая выставка, которую мы предложим нашему зрителю. А дальше будем идти по нашему плану, постараемся его реализовать. Обидно, что выставки к 75-летию Победы мы смогли показать только онлайн, но юбилейный год продолжается, я думаю, что мы их представим, как только музей откроется. Кроме того, у нас много межмузейных выставочных проектов, они немного сдвинутся по времени, но обязательно состоятся.
Татьяна Филиппова