Директор музея-заповедника Елизавета Фокина: «Все наши сотрудники влюблены в «Царицыно»
17 Января 2018, 10:51
Поделиться
Директор Музея-заповедника "Царицино" Елизавета Фокина в интервью «Культуромании» рассказала о том, какие проекты ждут посетителей «Царицыно» в новом году и подвела итоги года прошедшего
Парк «Царицыно» - место особенное. Попадая сюда, забываешь обо всем, словно оказываясь в сказочном лесу. Удивительный ландшафт и прекрасно восстановленный из руин дворец поражают воображение. Но «Царицыно» это не только одно из лучших в Москве мест прогулок и романтических встреч. Руководству усадьбы удалось успешно воплотить здесь идею современного музея, каждая из выставок которого становится настоящим событием. Директор музея Елизавета Фокина в интервью «Культуромании» рассказала о том, какие проекты ждут посетителей «Царицыно» в новом году и подвела итоги года прошедшего.
- Елизавета, как изменились ваши ощущения от «Царицыно» за полтора года работы на посту директора столь огромного городского парка и не просто парка, а дворцового комплекса, который как будто ждал 200 лет этого возрождения и превратился в невероятно популярную у москвичей площадку с совершенно уникальными атмосферой, инфраструктурой и ландшафтом?
- Если говорить про самые первые ощущения - это чувство соприкосновения с непростым местом с богатейшей историей, местом, которое должно тебя принять. Каким-то непостижимым образом практически все сотрудники влюблены в «Царицыно». Здесь есть люди, которые работают в музее по тридцать лет. Сейчас для меня нет места в Москве милей, чем «Царицыно», я чувствую себя здесь очень легко, свободно и спокойно. Но это не значит успокоено – так как очень много задуманного впереди. - Как бы вы охарактеризовали главное направление и видение развития парка?
- У нас нестандартная городская площадка. За «Царицыно» закрепилась репутация сугубо романтического парка, и это не случайно. Сейчас мы занимаемся разработкой концепции развития музея. Проанализировав запросы нашей публики, изучив восприятие «Царицыно» разными целевыми группами, в первую очередь местными сообществами, мы пришли к выводу, что движемся к воплощению образа «Парка-Музея».
В первую очередь люди идут в парк, это более пяти миллионов посетителей в год. Мне очень близка идея возрождения исторического пейзажного парка, который возник в Москве в первой трети XVIII века. Что такое пейзажный парк? Это парк со своей, особенной логикой. Ты идешь по определенной дорожке, которая приводит тебя именно к той точке, откуда открывается невероятный вид. Вид, от которого человек испытывает очень сильное эмоциональное переживание, своего рода кульминацию. В нашем парке таких мест много. Это павильон «Миловида», откуда открывается вид на Русалочий остров, с которым связаны свои мифы. Там любила гулять Екатерина, там устраивались первые барочные оперы. Искушенные посетители об этом знают. Утренняя аллея вздохов, Воздушный сад – все эти романтические потайные дорожки войдут в тематическую навигацию по парку, которую мы спроектировали и планируем представить к лету.
- На территории парка находится огромное количество объектов. И само место – культовое для Москвы. Как вам удается этот фактор использовать?
- У нас на территории 18 объектов культурного наследия. Здесь есть все возможные статусы – памятники архитектуры регионального значения, музей-усадьба федерального значения, объект культурного наследия и особо охраняемая природная территория. Здесь есть памятники археологии, в частности, руины Большого дворца и руины Камер-Юнфарского корпуса, курганы вятичей IX-XIII веков.
В этом году мы впервые отмечали День истории Царицына - нам хотелось еще раз рассказать многовековую историю этого места. В XVII веке Петр Первый наградил господаря Кантемира за верность, даровав ему 1300 гектаров земли с душами. В этом году был открыт подаренный молдавской диаспорой памятник Кантемиру. На церемонию к нам приезжал президент Молдавии.
- Царицыно исторически место очень непростое. Но от этого оно только выигрывает как объект внимания и как центр проведения всевозможных праздников, квестов, программ. Вы, наверное, каждый день погружаетесь в тайну этого места. К каким выводам приходите в итоге?
- История здесь действительно удивительная и конечно она – наш источник вдохновения. Главная героиня этого места - Екатерина Вторая, она впервые приехала сюда с князем Потемкиным и была очарована ландшафтом. Потемкин устраивал на берегах царицынских прудов пышные празднества. Потом началась знаменитая стройка Василия Баженова и Матвея Казакова. Считается, что на постройку дворца Екатерину вдохновило празднование победы в войне с Турцией и заключение Кучук-Кайнаджирского мира, в честь которой Баженов устроил знаменитую реконструкцию на Ходынском поле. Совсем недавно у нас проходила масштабная выставка «Пламень и нега Востока», посвященная тому влиянию, которое Турция оказала на российский быт и культуру.
Дворец строился десять лет, но работы не были завершены. Он превратился в величественные руины, излюбленное местом гуляний и романтических встреч.
В XIX века началась новая страница в нашей истории, стали строиться знаменитые царицынские дачи на Покровской стороне, всего их было около тысячи. Мы с огромным интересом изучаем историю Царицыно, высвечивая все новые и новые подробности. На Покровской стороне располагались воздушные сады – яблони и сливы. И в XIX веке здесь располагались оранжереи. И растения, и плоды отсюда отправляли в Петербург, это был серьезный, приносящий хороший доход бизнес.
- Вокруг тайны остановки Екатериной строительства множество различных версий. К какой больше склоняются ваши научные сотрудники сегодня?
- Есть несколько версий, объясняющих, почему Екатерина приказала разобрать дворец. По одной из них, причиной стал тот факт, что Баженов построил равнозначные здания для нее и для ее сына Павла. По другой версии, она заподозрила и Павла, и Баженова в связи с масонами. А третья версия - слишком узкие двери и низкие потолки. Возможно, имела место и некая финансовая интрига казначея Баженова, который сам не всегда успешно распоряжался деньгами. Предполагалось, что во дворце будет четыре этажа, но получилось три. Интерьеры дворца, судя по всему, не были продуманы. Не случайно баженовский стиль называют «театром архитектуры». Ему было важно создать внешний образ летящих строений, вписанных в парковый ансамбль - совершенно сказочное сочетание, но при этом за десять лет его работы в Царицыно не сохранилось ни одного рисунка или наброска внутреннего устройства комнат дворца. Есть только чертежи Кухонного корпуса или Хлебного дома, в котором должны были находиться кухни, сохранились описания, куда должны подъезжать подводы, куда поступать продукты и так далее.
Кстати, в 2018 году мы откроем выставку, посвященную двум выдающимся русским архитекторам - Баженову и Казакову. - Подводя итоги 2017 года, что бы вы отметили с особым пристрастием?
- Пожалуй, День истории Царицыно, который мы впервые отметили в прошлом году. Мы приветствовали нашего 60-миллионного посетителя, подготовили театральную реконструкцию, открыли музей для свободного посещения.
Наша принципиальная позиция в том, что «Царицыно» - это не просто музей-дворец, это пространство, которое должно дышать всеми своими стенами. Мы проводим оперные вечера, концерты барочной музыки, у нас есть орган в удивительном атриуме Хлебного дома.
Кроме того, будучи одной из центральных городских площадок, мы стараемся найти новые форматы для главных ежегодных праздников. Например, в День города мы пригласили четыре лучших симфонических оркестра Москвы и устроили открытую площадку, слушатели могли сидеть на траве.
- Вам удается уходить от мейнстрима, который стилистически довлеет над всеми городскими площадками и городскими праздниками?
- После полутора лет экспериментов и поиска формата мы стараемся сейчас переосмыслить то наследие, которое имеем. Мы стараемся отдавать приоритет классическому и историческому репертуару. У нас есть опыт проведения фестивалей современной музыки. Совместно с «Усадьбой джаз» мы провели «Фестиваль неоклассики» в День любви, семьи и верности. Мы перепрограммировали музыку у нашего фонтана, теперь играет классика.
У «Царицыно» есть своя специфика – множество сообществ, которые считают это место своим. Мы стараемся с ними работать. Сделали лыжню, открываем спортивные и танцевальные площадки. Акценты, над которыми мы работали весь прошлый год, станут по-настоящему заметны в следующем. Недавно закончились работы по возведению баскетбольной и волейбольной площадок. Есть специальная площадка «60+» с устройствами для разработки суставов. Новый проект удобной внутренней и внешней навигации. Причем проект внешней навигации включает в себя и экологическую составляющую, и маршруты по территории, и рассказ о памятниках архитектуры. Мы разработали новую систему торговых объектов. При этом базовая идея состояла в том, чтобы сделать их максимально прозрачными, чтобы в них отражался парк. Закупили новые лавочки и вазоны, чтобы парк выглядел максимально насыщенным цветниками. Разработали проект восстановления исторических цветников XVIII века, работы начнутся уже этой весной, на центральных аллеях. Около одного из наших павильонов мы откроем сад мхов, этот проект называется «Секретный сад». К сожалению, у нас не так много данных об исторических цветниках на территории «Царицыно». Кроме того, около оранжереи будет разбит сад лекарственных растений. Рассада уже высажена, и к весне он обретет место под солнцем.
- Полтора года назад, заступая на должность директора «Царицыно», вы говорили, что это вызов для вас. Все ли удалось реализовать из задуманного вот на этом этапе?
- Первоначально было ощущение, что это калейдоскоп, в котором масса ярких деталей и не совсем понятно, как его соединить в единую картину. Я очень переживала, что не смогу правильно расставить акценты. Но со временем это многообразие выстроилось в несколько содержательных линий. Есть ряд сложных процессов, которые программируются на более длительный срок, чем год или полтора. Главные линии – это выставки, сопутствующие им образовательные программы, события, которые могут быть как локальными, так и большими, например, фестивали.
Мы сейчас работаем над программой развития территории Нижних царицынских прудов. Дело в том, что часть нашей огромной территории, которая составляет 401 гектар, находится за оградой парка. Антропогенная нагрузка на историческую часть парка сейчас близка к предельной, мы должны выходить за пределы существующей территории. - В качестве одного из приоритетов своей работы вы называли кураторские проекты. Получается ли идти в этом направлении?
- По сути, все наши проекты имеют кураторский формат. Безусловно, наша главная героиня – Екатерина. В течение ближайших трех-пяти лет мы планируем нескольких выставок, посвященных ей. Екатерина как реформатор в разных сферах: образование, военное дело, здравоохранение (именно она ввела прививки от оспы), законодательница мод.
Другая наша генеральная линия – это театр архитектуры. Мы планируем активно подключать к этой теме профильные вузы, в прошлом году заключили соглашение с ГИТИСом.
Третья тема – дачное Царицыно. В 2016 году мы открыли Третий кавалерских корпус, в котором была дача Давыдова, одного из самых известных российских музыкантов-виолончелистов. Мы будем развивать тему городской дачи - это Серебряный век, романсы, чтения, театральные постановки, а также всевозможные дачные рукоделия и культура дачных развлечений, еды.
И наконец, с точки зрения стилеобразующего для Царицыно пейзажного парка у нас задумана целая серия из пяти межмузейных выставок. Совместно с Мюнхенским музеем мы откроем выставку фарфора. Будет большой фестиваль садово-паркового и топиарного искусства. - Есть ли идеи по реконструкции облика парка на постоянной основе? Вы приложили руку к изменению паркового облика? Что удалось привнести? Сколько садовников у вас работает?
- Это очень важный вопрос, садовников у нас нет вообще. Под развитие территории Нижних царицынских прудов мы как раз планируем создание Школы садоводов. Проблема в том, что такой профессии у нас сейчас просто нет. «Царицыно» было императорской резиденции, а это значит, что сюда на работу приглашались лучшие представители профессии, которые реализовывали яркие и смелые проекты. Мы планируем продолжать эту историческую линию. - Очевидно, что у вас огромные возможности по созданию образовательных площадок. Есть ли планы в этом направлении?
- В следующем году мы собираемся открывать детский музей. Это новое пространство, которое должно открыться в четвертом квартале 2018 года. Пять его залов будут выстроены в соответствии с хронологией развития «Царицыно», начиная с X-XIII веков и далее – к Екатерине, Баженову и Казакову, дворцовым развлечениям – фейерверкам, операм и так далее. В значительной степени это формат интерактивного квеста. В то же время мы делаем акцент на возможность участия детей с особенностями развития, инклюзия – ключевая тема «Царицыно». Музей в большей степени посещается группами, школьными или туристическими. Но мы хотим сделать акцент на индивидуальных посещениях.
- Просветительское начало получается все-таки главным. Это исторический подтекст диктует вам такой подход? Ведь Екатерина была настоящим просветителем.
- Безусловно. Мы провели в этом году порядка ста образовательных программ. Сейчас свежая - «Рождество во дворце», о том, как встречали Новый год российские императоры. У нас много программ, связанных с оранжереями и парком, много исторических тем и обязательно кураторские экскурсии по выставкам. Наша задача в том, чтобы каждый второй посетитель парка пришел в музей. Посещаемость выросла заметно. Если в 2015 году это было 780 тысяч, в 2016-м – 890, то в 2017 году уже больше миллиона! - Невозможно представить дворец без музыки, и вы успешно реализуете здесь множество музыкальных программ. Какова концепция этого важного направления сейчас?
- Еще при строительстве музея было закуплено серьезное музыкальное оборудование, среди которого – орган, восемь концертных «стейнвэев». Мы предлагаем нашим посетителям как разовые посещения, так и абонементы. Представлены практически все музыкальные жанры – опера, джаз, классическая и инструментальная музыка, романсы и органные концерты.
- А что происходит в плане международного сотрудничества? Сам формат пейзажного парка и дворцовой архитектуры диктует вам побратимость с тем же Версалем.
Международный выставочный процесс – это очень непростое дело, но у нас уже есть успешные примеры сотрудничества. Например, с Мюнхенским музеем. Через год коллеги привезут к нам свою коллекцию старинной одежды и аксессуаров, а в этом году - коллекцию фарфора.
Помимо ярких международных проектов, мы решили сосредоточиться на своей собственной коллекции. Не все посетители знают, что у нас блестящая коллекция народно-прикладного творчества народов СССР. Впервые за всю историю музея мы начали работать над генеральным каталогом, первые книги которого должны выйти в конце года, они будут посвящены нашей коллекции гобеленов, стекла и фарфора 1920-1970-х гг.
Также мы планируем издать «Царицынскую энциклопедию», это труд в двух томах, над которым уже десять лет работают наши научные сотрудники. Если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то одним из наиболее ярких собраний фонда является коллекция гобеленов. - В этом году вы поразили несколькими очень сильными выставками, последние из которых ставят очень жирный и красивый восклицательный знак вашей работе – это выставка, посвященная столетию Александра Солженицына, выставка «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760-1840-х годов». Какими еще блокбастерами порадуете в следующем году?
- Все главные выставки состоятся во второй половине года: «Сады серебряного века», выставка, посвященная пейзажному парку; выставка о благотворительности Романовых, которую мы делаем совместно с фондом Елизаветинско-Сергиевского общества. Будет выставка фарфора, выставка, посвященная Баженову и Казакову. Подробности мы раскроем чуть позже, следите за нашими новостями. И, конечно, ждем всех в «Царицыно»!
Ксения Фокина
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Директор музея-заповедника Елизавета Фокина: «Все наши сотрудники влюблены в «Царицыно»
<h2>Парк «Царицыно» - место особенное. Попадая сюда, забываешь обо всем, словно оказываясь в сказочном лесу. Удивительный ландшафт и прекрасно восстановленный из руин дворец поражают воображение. Но «Царицыно» это не только одно из лучших в Москве мест прогулок и романтических встреч. Руководству усадьбы удалось успешно воплотить здесь идею современного музея, каждая из выставок которого становится настоящим событием. Директор музея Елизавета Фокина в интервью «Культуромании» рассказала о том, какие проекты ждут посетителей «Царицыно» в новом году и подвела итоги года прошедшего.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;"><b>- Елизавета, как изменились ваши ощущения от «Царицыно» за полтора года работы на посту директора столь огромного городского парка и не просто парка, а дворцового комплекса, который как будто ждал 200 лет этого возрождения и превратился в невероятно популярную у москвичей площадку с совершенно уникальными атмосферой, инфраструктурой и ландшафтом?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Если говорить про самые первые ощущения - это чувство соприкосновения с непростым местом с богатейшей историей, местом, которое должно тебя принять. Каким-то непостижимым образом практически все сотрудники влюблены в «Царицыно». Здесь есть люди, которые работают в музее по тридцать лет. Сейчас для меня нет места в Москве милей, чем «Царицыно», я чувствую себя здесь очень легко, свободно и спокойно. Но это не значит успокоено – так как очень много задуманного впереди.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Как бы вы охарактеризовали главное направление и видение развития парка?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- У нас нестандартная городская площадка. За «Царицыно» закрепилась репутация сугубо романтического парка, и это не случайно. Сейчас мы занимаемся разработкой концепции развития музея. Проанализировав запросы нашей публики, изучив восприятие «Царицыно» разными целевыми группами, в первую очередь местными сообществами, мы пришли к выводу, что движемся к воплощению образа «Парка-Музея». </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В первую очередь люди идут в парк, это более пяти миллионов посетителей в год. Мне очень близка идея возрождения исторического пейзажного парка, который возник в Москве в первой трети XVIII века. Что такое пейзажный парк? Это парк со своей, особенной логикой. Ты идешь по определенной дорожке, которая приводит тебя именно к той точке, откуда открывается невероятный вид. Вид, от которого человек испытывает очень сильное эмоциональное переживание, своего рода кульминацию. В нашем парке таких мест много. Это павильон «Миловида», откуда открывается вид на Русалочий остров, с которым связаны свои мифы. Там любила гулять Екатерина, там устраивались первые барочные оперы. Искушенные посетители об этом знают. Утренняя аллея вздохов, Воздушный сад – все эти романтические потайные дорожки войдут в тематическую навигацию по парку, которую мы спроектировали и планируем представить к лету. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- На территории парка находится огромное количество объектов. И само место – культовое для Москвы. Как вам удается этот фактор использовать?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- У нас на территории 18 объектов культурного наследия. Здесь есть все возможные статусы – памятники архитектуры регионального значения, музей-усадьба федерального значения, объект культурного наследия и особо охраняемая природная территория. Здесь есть памятники археологии, в частности, руины Большого дворца и руины Камер-Юнфарского корпуса, курганы вятичей IX-XIII веков. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В этом году мы впервые отмечали День истории Царицына - нам хотелось еще раз рассказать многовековую историю этого места. В XVII веке Петр Первый наградил господаря Кантемира за верность, даровав ему 1300 гектаров земли с душами. В этом году был открыт подаренный молдавской диаспорой памятник Кантемиру. На церемонию к нам приезжал президент Молдавии. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Царицыно исторически место очень непростое. Но от этого оно только выигрывает как объект внимания и как центр проведения всевозможных праздников, квестов, программ. Вы, наверное, каждый день погружаетесь в тайну этого места. К каким выводам приходите в итоге?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- История здесь действительно удивительная и конечно она – наш источник вдохновения. Главная героиня этого места - Екатерина Вторая, она впервые приехала сюда с князем Потемкиным и была очарована ландшафтом. Потемкин устраивал на берегах царицынских прудов пышные празднества. Потом началась знаменитая стройка Василия Баженова и Матвея Казакова. Считается, что на постройку дворца Екатерину вдохновило празднование победы в войне с Турцией и заключение Кучук-Кайнаджирского мира, в честь которой Баженов устроил знаменитую реконструкцию на Ходынском поле. Совсем недавно у нас проходила масштабная выставка «Пламень и нега Востока», посвященная тому влиянию, которое Турция оказала на российский быт и культуру. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Дворец строился десять лет, но работы не были завершены. Он превратился в величественные руины, излюбленное местом гуляний и романтических встреч.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В XIX века началась новая страница в нашей истории, стали строиться знаменитые царицынские дачи на Покровской стороне, всего их было около тысячи. Мы с огромным интересом изучаем историю Царицыно, высвечивая все новые и новые подробности. На Покровской стороне располагались воздушные сады – яблони и сливы. И в XIX веке здесь располагались оранжереи. И растения, и плоды отсюда отправляли в Петербург, это был серьезный, приносящий хороший доход бизнес.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Вокруг тайны остановки Екатериной строительства множество различных версий. К какой больше склоняются ваши научные сотрудники сегодня? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Есть несколько версий, объясняющих, почему Екатерина приказала разобрать дворец. По одной из них, причиной стал тот факт, что Баженов построил равнозначные здания для нее и для ее сына Павла. По другой версии, она заподозрила и Павла, и Баженова в связи с масонами. А третья версия - слишком узкие двери и низкие потолки. Возможно, имела место и некая финансовая интрига казначея Баженова, который сам не всегда успешно распоряжался деньгами. Предполагалось, что во дворце будет четыре этажа, но получилось три. Интерьеры дворца, судя по всему, не были продуманы. Не случайно баженовский стиль называют «театром архитектуры». Ему было важно создать внешний образ летящих строений, вписанных в парковый ансамбль - совершенно сказочное сочетание, но при этом за десять лет его работы в Царицыно не сохранилось ни одного рисунка или наброска внутреннего устройства комнат дворца. Есть только чертежи Кухонного корпуса или Хлебного дома, в котором должны были находиться кухни, сохранились описания, куда должны подъезжать подводы, куда поступать продукты и так далее.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Кстати, в 2018 году мы откроем выставку, посвященную двум выдающимся русским архитекторам - Баженову и Казакову.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Подводя итоги 2017 года, что бы вы отметили с особым пристрастием?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Пожалуй, День истории Царицыно, который мы впервые отметили в прошлом году. Мы приветствовали нашего 60-миллионного посетителя, подготовили театральную реконструкцию, открыли музей для свободного посещения. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Наша принципиальная позиция в том, что «Царицыно» - это не просто музей-дворец, это пространство, которое должно дышать всеми своими стенами. Мы проводим оперные вечера, концерты барочной музыки, у нас есть орган в удивительном атриуме Хлебного дома. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Кроме того, будучи одной из центральных городских площадок, мы стараемся найти новые форматы для главных ежегодных праздников. Например, в День города мы пригласили четыре лучших симфонических оркестра Москвы и устроили открытую площадку, слушатели могли сидеть на траве. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Вам удается уходить от мейнстрима, который стилистически довлеет над всеми городскими площадками и городскими праздниками?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- После полутора лет экспериментов и поиска формата мы стараемся сейчас переосмыслить то наследие, которое имеем. Мы стараемся отдавать приоритет классическому и историческому репертуару. У нас есть опыт проведения фестивалей современной музыки. Совместно с «Усадьбой джаз» мы провели «Фестиваль неоклассики» в День любви, семьи и верности. Мы перепрограммировали музыку у нашего фонтана, теперь играет классика. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
У «Царицыно» есть своя специфика – множество сообществ, которые считают это место своим. Мы стараемся с ними работать. Сделали лыжню, открываем спортивные и танцевальные площадки. Акценты, над которыми мы работали весь прошлый год, станут по-настоящему заметны в следующем. Недавно закончились работы по возведению баскетбольной и волейбольной площадок. Есть специальная площадка «60+» с устройствами для разработки суставов. Новый проект удобной внутренней и внешней навигации. Причем проект внешней навигации включает в себя и экологическую составляющую, и маршруты по территории, и рассказ о памятниках архитектуры. Мы разработали новую систему торговых объектов. При этом базовая идея состояла в том, чтобы сделать их максимально прозрачными, чтобы в них отражался парк. Закупили новые лавочки и вазоны, чтобы парк выглядел максимально насыщенным цветниками. Разработали проект восстановления исторических цветников XVIII века, работы начнутся уже этой весной, на центральных аллеях. Около одного из наших павильонов мы откроем сад мхов, этот проект называется «Секретный сад». К сожалению, у нас не так много данных об исторических цветниках на территории «Царицыно». Кроме того, около оранжереи будет разбит сад лекарственных растений. Рассада уже высажена, и к весне он обретет место под солнцем. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Полтора года назад, заступая на должность директора «Царицыно», вы говорили, что это вызов для вас. Все ли удалось реализовать из задуманного вот на этом этапе?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Первоначально было ощущение, что это калейдоскоп, в котором масса ярких деталей и не совсем понятно, как его соединить в единую картину. Я очень переживала, что не смогу правильно расставить акценты. Но со временем это многообразие выстроилось в несколько содержательных линий. Есть ряд сложных процессов, которые программируются на более длительный срок, чем год или полтора. Главные линии – это выставки, сопутствующие им образовательные программы, события, которые могут быть как локальными, так и большими, например, фестивали. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Мы сейчас работаем над программой развития территории Нижних царицынских прудов. Дело в том, что часть нашей огромной территории, которая составляет 401 гектар, находится за оградой парка. Антропогенная нагрузка на историческую часть парка сейчас близка к предельной, мы должны выходить за пределы существующей территории. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- В качестве одного из приоритетов своей работы вы называли кураторские проекты. Получается ли идти в этом направлении?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- По сути, все наши проекты имеют кураторский формат. Безусловно, наша главная героиня – Екатерина. В течение ближайших трех-пяти лет мы планируем нескольких выставок, посвященных ей. Екатерина как реформатор в разных сферах: образование, военное дело, здравоохранение (именно она ввела прививки от оспы), законодательница мод. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Другая наша генеральная линия – это театр архитектуры. Мы планируем активно подключать к этой теме профильные вузы, в прошлом году заключили соглашение с ГИТИСом. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Третья тема – дачное Царицыно. В 2016 году мы открыли Третий кавалерских корпус, в котором была дача Давыдова, одного из самых известных российских музыкантов-виолончелистов. Мы будем развивать тему городской дачи - это Серебряный век, романсы, чтения, театральные постановки, а также всевозможные дачные рукоделия и культура дачных развлечений, еды.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
И наконец, с точки зрения стилеобразующего для Царицыно пейзажного парка у нас задумана целая серия из пяти межмузейных выставок. Совместно с Мюнхенским музеем мы откроем выставку фарфора. Будет большой фестиваль садово-паркового и топиарного искусства. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Есть ли идеи по реконструкции облика парка на постоянной основе? Вы приложили руку к изменению паркового облика? Что удалось привнести? Сколько садовников у вас работает?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Это очень важный вопрос, садовников у нас нет вообще. Под развитие территории Нижних царицынских прудов мы как раз планируем создание Школы садоводов. Проблема в том, что такой профессии у нас сейчас просто нет. «Царицыно» было императорской резиденции, а это значит, что сюда на работу приглашались лучшие представители профессии, которые реализовывали яркие и смелые проекты. Мы планируем продолжать эту историческую линию.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Очевидно, что у вас огромные возможности по созданию образовательных площадок. Есть ли планы в этом направлении?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- В следующем году мы собираемся открывать детский музей. Это новое пространство, которое должно открыться в четвертом квартале 2018 года. Пять его залов будут выстроены в соответствии с хронологией развития «Царицыно», начиная с X-XIII веков и далее – к Екатерине, Баженову и Казакову, дворцовым развлечениям – фейерверкам, операм и так далее. В значительной степени это формат интерактивного квеста. В то же время мы делаем акцент на возможность участия детей с особенностями развития, инклюзия – ключевая тема «Царицыно». Музей в большей степени посещается группами, школьными или туристическими. Но мы хотим сделать акцент на индивидуальных посещениях. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Просветительское начало получается все-таки главным. Это исторический подтекст диктует вам такой подход? Ведь Екатерина была настоящим просветителем.</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Безусловно. Мы провели в этом году порядка ста образовательных программ. Сейчас свежая - «Рождество во дворце», о том, как встречали Новый год российские императоры. У нас много программ, связанных с оранжереями и парком, много исторических тем и обязательно кураторские экскурсии по выставкам. Наша задача в том, чтобы каждый второй посетитель парка пришел в музей. Посещаемость выросла заметно. Если в 2015 году это было 780 тысяч, в 2016-м – 890, то в 2017 году уже больше миллиона!</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Невозможно представить дворец без музыки, и вы успешно реализуете здесь множество музыкальных программ. Какова концепция этого важного направления сейчас?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Еще при строительстве музея было закуплено серьезное музыкальное оборудование, среди которого – орган, восемь концертных «стейнвэев». Мы предлагаем нашим посетителям как разовые посещения, так и абонементы. Представлены практически все музыкальные жанры – опера, джаз, классическая и инструментальная музыка, романсы и органные концерты. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- А что происходит в плане международного сотрудничества? Сам формат пейзажного парка и дворцовой архитектуры диктует вам побратимость с тем же Версалем.</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Международный выставочный процесс – это очень непростое дело, но у нас уже есть успешные примеры сотрудничества. Например, с Мюнхенским музеем. Через год коллеги привезут к нам свою коллекцию старинной одежды и аксессуаров, а в этом году - коллекцию фарфора.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Помимо ярких международных проектов, мы решили сосредоточиться на своей собственной коллекции. Не все посетители знают, что у нас блестящая коллекция народно-прикладного творчества народов СССР. Впервые за всю историю музея мы начали работать над генеральным каталогом, первые книги которого должны выйти в конце года, они будут посвящены нашей коллекции гобеленов, стекла и фарфора 1920-1970-х гг. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Также мы планируем издать «Царицынскую энциклопедию», это труд в двух томах, над которым уже десять лет работают наши научные сотрудники. Если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то одним из наиболее ярких собраний фонда является коллекция гобеленов. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- В этом году вы поразили несколькими очень сильными выставками, последние из которых ставят очень жирный и красивый восклицательный знак вашей работе – это выставка, посвященная столетию Александра Солженицына, выставка «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760-1840-х годов». Какими еще блокбастерами порадуете в следующем году? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Все главные выставки состоятся во второй половине года: «Сады серебряного века», выставка, посвященная пейзажному парку; выставка о благотворительности Романовых, которую мы делаем совместно с фондом Елизаветинско-Сергиевского общества. Будет выставка фарфора, выставка, посвященная Баженову и Казакову. Подробности мы раскроем чуть позже, следите за нашими новостями. И, конечно, ждем всех в «Царицыно»!</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Ксения Фокина</span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Директор музея-заповедника Елизавета Фокина: «Все наши сотрудники влюблены в «Царицыно»
Директор музея-заповедника Елизавета Фокина: «Все наши сотрудники влюблены в «Царицыно»
Директор музея-заповедника Елизавета Фокина: «Все наши сотрудники влюблены в «Царицыно»