Выставка «Билл Виола. Путешествие души» приводит в движение весь Пушкинский музей. Кажется, что вибрации от видеоработ художника ощущают не только зрители, но постоянные музейные экспонаты. Пушкинский музей никогда не будет прежним? Увидим в будущем. А пока у каждого пришедшего на выставку есть шанс оценить совместимость классического искусства и передового медианаправления.
«Работая с современными художниками, мы стремимся найти тех, кто способен помочь приоткрыть завесу времени, вступить в диалог с вечностью, с прошлым – через настоящее», - говорится в обращении главы ГМИИ Марины Лошак, подготовленном к открытию выставки. Это первая персональная выставка художника в России, она построена на раскрытии творческого поиска Виолы, которые он вел с 2000 по 2014 годы. Представлено около 20 видеоработ, среди которых такие известные и масштабные, как «Квинтет изумленных», «Вознесение Тристана (Звук горы над водопадом)», «Огненная женщина». Лаконизм, нескрываемые внутренние чувства, растянутость времени, участие стихии почти во всех работах – всё это магическим образом приводит к сильному сгущению тематики работ Виола. Сами названия – «Мираж», «Страсти», «Трансфигурации» – предопределяют наш диалог с ними. Скучно не будет. Как отмечает в пресс-релизе исполнительный директор Студии Билла Виолы, куратор выставки Кира Перов, время пандемии замедлило всех нас, заставило взглянуть на жизнь под иным углом: «И работы Виолы, представляющие глубинное видение художником вечной природы человеческой жизни, оставляют надежду на будущее».
Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ имени Пушкина, второй куратор выставки поделилась с «Культуроманией» своим видением значимости творчества Билла Виолы и своевременностью данной выставки:
- Как вы рискнули разместить в стенах Пушкинского музея работы видеоарта?
- Во-первых, мы смелые – это правда! Во-вторых, с созданием отдела кино- и медиаискусства все стали относиться к видеоарту с большим вниманием.
Пример этого – две выставки в усадьбе Голицына на Волхонке, сделанные нами 4,5 года назад. В этом полуразрушенном здании перед его реконструкцией уже нельзя было вешать картины, и мы решили разместить в нем видеоарт. На протяжении 8 месяцев там, кажется, побывала вся молодежь Москвы! Мы увидели, что есть целый пласт людей, который не ходит в привычные музеи: может быть, они не могут соединить старое искусство и современность, может, им не так это интересно. Зато они задают очень правильные и верные вопросы про новые форматы. Мы почувствовали, что есть новый зритель, которого надо активнее приводить в музей.
Вначале я предлагала Кире Перов сделать выставку-сопоставление, то есть повесить рядом с видеоработами Виолы классические картины художников, которыми и вдохновлялся он сам. Но Кира сказала: «Нет, такое уже было в Италии». И сейчас я рада, что мы не стали делать таких сравнений. Потому что наши зрители могут пройтись после экспозиции Билла Виолы в другие залы музея и самостоятельно увидеть отголоски его творчества.
Мы выступили экспериментаторами и радикалами. Посмотрим, как в главном выставочном зале Москвы посетители будут воспринимать это искусство.
- В усадьбу Голицына приходила больше молодежь?
- В основном были люди до 45 лет. Но надо учитывать, что мы работали до ночи. И здесь мы тоже будем смотреть, как проходит выставка. Есть идея сделать ее работу тоже до позднего вечера. Потому что тогда и появится некая сакральность «электрического Караваджо», как Виолу назвали во Флоренции.
- Изучая творчество Виолы, приходишь к выводу, что он космополит, исследователь религий.
- И исследователь философии, психологии, восприятий человека, квантовой физики. Чего он только не изучал в молодости. И еще очень важно, что он свою эмоциональность зафиксировал в стиле барокко . Эмоции людей на его работах – не нейтральные, а очень глубокие, аффектированные. Он ищет новую телесность. Как после Ренессанса неслучайно пришло барокко – как проекция новой чувственности после чумы, так и здесь Билл Виола доказывает, что после периода разъединения людей вновь появятся новые отношения и чувственность друг к другу.
- Российский зритель, мне кажется, не живет в материях, которые показывает нам Виола. Какой реакции вы ждете от «стандартного посетителя» Пушкинского?
- «Стандартный зритель» с открытым взглядом, уверена, воспримет выставку, потому что здесь очень много говорится о состоянии человека в его эмоциях и о том, что мы всё те же, что и раньше.
Виолу очень интересуют мистические ответвления религии: мистицизм, суфизм, дзэн-буддизм. То есть его интересуют больше не ортодоксальные проявления, а более духовные, сакральные составляющие верований. В своем творчестве он смешивает все свои знания о религиях и показывает темы, понятные каждому.
Вообще я стала думать, что эта выставка больше не для молодых, а для зрелых посетителей. Ведь сейчас такое быстрое время: выдержат ли молодые вот эти замедления съемки, хватит ли у них терпения остановиться, углубиться, «войти» в эти работы? Будем наблюдать.
Отмечу, что у студии Киры Перов было условие: не делать аудиогидов, экскурсий и прочего сопровождения к выставке. Но все же в России надо делать больше движений, чтобы объяснить зрителю искусство Виолы, поэтому таблички об экспонатах у нас все же есть. И будет правильно, если зритель перед выставкой еще и сам подготовится к ней.
- Теперь понятно, почему мы не видим здесь стандартных информационных материалов. А они, действительно, нужны, потому что спектр показанных эмоций непривычен для нас. При этом крайне интересно получить новый опыт, оценить новаторство автора, соприкоснуться с такой высокой остротой восприятия.
- И подчеркну, что такой остроты Виола добивается через технологические возможности. Он использует камеры слежения, в том числе военные, телескопические камеры для улавливания микро- и макрообъектов. Он использует камеры, которые записывают 300 кадров в секунду вместо стандартных 24-х. И это позволяет растягивать запись, поэтому мы видим эту микрорежиссуру, нас пронизывает каждая стадия в жесте, в эмоциях перформеров и каскадеров, которые снимаются для Виолы.
Конечно же, нельзя не заметить и сопоставления работ Билла Виолы с мастерами прошлого. Это и караваджиевский свет, и босховские эмоции.
- Как можно оценить Билла Виолу в мировом масштабе?
- Наверно, сейчас это самый известный видеохудожник. Он и Марина Абрамович. Причем Марина Абрамович для меня больше мастер перформанса. Что важно – Виола не пионер движения. Он принадлежит уже ко второй волне видеоарта, как и Гари Хилл. Но если Гари Хилл давно в музеях современного искусства, то Билл Виола сделал невозможное – он вошел в классические музеи, и сейчас является самым выставляемым видеохудожником. И люди идут за ним, понимая его параллели, интересные соединения с классикой.
Выставка «Билл Виола. Путешествие души» открыта до 30 мая этого года в Главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина на Волхонке, 12. Билеты продаются онлайн на официальном сайте музея.
Любовь Мартынова
фото автора