Крупнейший музей Русской Православной Церкви находится в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он принадлежит Московской духовной академии, имя у него длинное: «Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет». Еще его называют «Церковным Эрмитажем».
О прошлом и настоящем «Церковно-археологического кабинета» рассказывает хранитель его экспозиции Екатерина Пуганова.
– Когда возникла коллекция музея?
– В конце XIX века, в 1871 году. Это было связано с быстро растущим интересом к церковному и, в частности, древнерусскому искусству.
– Что такое «церковное искусство»?
– К церковному искусству мы относим моленные образы, иконы. Еще это росписи храмов и церковная архитектура, богослужебная утварь, предметы личного благочестия: паломнические реликвии, складни… Все, что связано с богослужением и жизнью Церкви.
Церковное искусство появилось сразу после становления христианства. Тут можно вспомнить и предание о Спасе Нерукотворном, прижизненном изображении Христа, и портреты апостолов. Искусство Церкви зарождалось в период поздней античности, образность которой переосмысливали уже в христианском контексте. Каждая новая эпоха вносила в церковное искусство свои изменения, а полемика по богословским или литургическим вопросам непосредственно влияла на стиль церковного искусства. Это выражалось в программе росписей, храмовой архитектуре, миниатюрах рукописей и иконописи.
– Кто стал создателем музея?
– Коллекция при Московской духовной академии стала собираться в конце XIX века, когда сюда передали семьдесят икон и книги из Синодальной библиотеки, их разместили в библиотеке Академии. Первоначально это было небольшое собрание при духовном учебном заведении, а официальный статус оно получило только в 1880-х годах. К этому времени такие коллекции уже были в Киевской и Санкт-Петербургской духовных академиях. Формально наш музей стал третьим по счету, но фактически его собрание складывалось одним из первых. Когда музею стало тесно в библиотеке, его перевели в здание Царских чертогов, в бывшую резиденцию царя, где он останавливался, когда приезжал на богомолье в Лавру.
Первоначально дворец был деревянным, при Петре I построили каменное здание. А во время правления Елизаветы Петровны было отделано внутреннее убранство. Сейчас оно реставрировано.
До 1917 года это и был Церковно-археологический музей.
– В чем смысл названия «археологический»?
– Под церковной археологией понимается историческая ретроспектива развития жизни Церкви, её богослужения, культуры православных народов. Инициатором создания коллекции при Московской духовной академии был как раз преподаватель курса по церковным литургике и археологии, профессор Александр Петрович Голубцов. Музей, фактически, стал наглядным пособием к этому курсу, поскольку церковное искусство неразрывно связано с историей и литургической жизнью Церкви.
– Что из себя представляет ваша коллекция сейчас?
– В 1919 году и Духовная академия и Лавра были закрыты. История собрания прервалась на несколько десятилетий. Возрождение его произошло в послевоенное время, по благословению Патриарха Алексия I, в миру Сергея Владимировича Симанского.
Патриарх учился в Духовной Академии в 1900–1904 годах и любил свою альма-матер, поэтому решил возродить Церковно-археологический музей. Вот только называться он теперь стал Церковно-археологическим кабинетом.
Сейчас у нас очень длинное название: Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
– Сохранились ли экспонаты музея, когда Духовная академия и Лавра были закрыты?
– Их следы затерялись.
– То есть музей пришлось воссоздавать на пустом месте?
– Совершенно верно. Патриарх продвигал идею возрождения музея, финансово и материально его поддерживал. Современная коллекция складывалась из переданных в дар и пожертвованных в музей экспонатов как от архиереев, так и от обычных мирян. Патриарх сам неоднократно передавал в музей подарки, сделанные ему во время его иностранных поездок. Также выделялись средства на закупку экспонатов. Одним из первых директоров музея был крестник Патриарха Алексей Остапов, впоследствии протоиерей и профессор Московской духовной академии.
При нем коллекция стала активно пополняться, начался её учёт, составлялись книги поступлений. Музей стал и образовательной площадкой: здесь проводились тематические и культурные мероприятия, конференции, выставки.
В советское время в музей приводили различных иностранных представителей. Они должны были увидеть, что в СССР Церковь обладает определенными правами и ее не притесняют. Началось все это в 1957 году, когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов. Музей посещали гости фестиваля, после этого он получил международную известность. Зарубежные дипломаты, деятели науки и культуры, священнослужители и делегации со всего мира были частыми гостями музея. Но обычным, никак не связанным с Церковью людям, нашим соотечественникам, было достаточно трудно в него попасть.
Он, вроде бы, был открыт – но не для всех… Зато сейчас музей открыт для всех желающих. Можно прийти к нам с экскурсией, а можно и самостоятельно. Иконописцы копируют иконы, для студентов факультета реставрации на базе музея проводятся летние студенческие практики.
Наша коллекция, в основном, создавалась благодаря пожертвованиям, поэтому мы не можем досконально проследить историю всех экспонатов. Что-то было подарено, что-то закупалось на антикварных рынках… Но экспонаты у нас есть редкие, уникальные – и с христианской, и с художественной точек зрения. И таких в музее много.
В зале религиозной живописи представлены практически все имена крупных русских художников конца XIX–начала ХХ века: работы Васнецова, Сурикова, Нестерова, Поленова.
Для нас очень ценно, что в нашем собрании хранятся реликвии, связанные с именем основателя Троице-Сергиевой Лавры, преподобного Сергия Радонежского: его деревянный потир, тарель и кожаные погребальные сандалии. Рака преподобного Сергия выставлена в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.
У нас очень разнообразное собрание икон: есть и старообрядческие иконы, и иконы греческого письма, и иконы русских мастеров Оружейной палаты. Много экспонатов из коллекции патриарха Алексия I. Он очень почитал святителя Филарета (Дроздова) и собирал его вещи и портреты. После смерти Патриарха эта коллекция, а также практически весь фотоархив перешли в наш музей. В экспозиции представлены облачения, посохи, сделанные Патриарху подарки, среди них знаменитая деревянная палехская шкатулка «Слава русскому оружию», подаренная в 1945 году Сталиным от лица советского правительства.
В первых трех залах представлены иконы. Следующие два, мемориальные, посвящены Патриарху Алексию I. Один зал с произведениями западноевропейского религиозного искусства. Зал мелкой пластики, где можно увидеть богослужебную утварь и предметы личного благочестия, выполненные в различных техниках: литье, резьба по кости и перламутру, дереву, мозаики. В последнем зале – русская религиозная живопись XIX–начала ХХ веков.
– Пополняется ли ваша коллекция?
– Не так активно, как в пятидесятые годы прошлого века, но поступления продолжаются. Нам передают антикварные книги и альбомы, пару лет назад вдова Павла Корина передала в музей эскиз к картине Нестерова «Страстная седмица». Сама картина тоже у нас представлена.
– Велик ли интерес публики?
– Он растет в геометрической прогрессии с тех пор, как в 2019 года музей стал открыт для всех желающих. К нам приезжают как большие экскурсионные группы, так и индивидуальные посетители. В наших залах можно увидеть и маленьких слушателей, которые с удовольствием принимают участие в образовательных музейных квестах. Самыми загруженными становятся праздничные и выходные дни, и это по-настоящему радует.
Алексей Филиппов
Фото: принадлежит Екатерине Пугановой, публикуется с ее разрешения