Глава аукционного дома, продавшего в прошлом году самые дорогие в России предметы, поделился своими прогнозами на текущий год
Согласно опубликованным недавно аукционной интернет-площадкой Bidspirit итогам прошлого года на российском арт-рынке, через аукционы было продано предметов искусства на 88 млн долларов. Так как практически все арт-аукционы представлены на Bidspirit, статистика от этой компании дает адекватную картину фактически всего рынка (если не принимать во внимание частные сделки). В 2022 году в России аукционные дома реализовали через площадку 232 тыс. предметов, общий объем продаж снизился на 12% — по сравнению со 100 млн в 2021. Средний аукционный чек составил 7 тысяч долларов.
«Культуромания» обсудила итоги прошлого года и перспективы на год текущий с директором аукционной площадки ARTinvestment.RU Егором Молчановым. В декабре именно на ARTinvestment.RU была продана тройка самых дорогих предметов 2022 года — картины Саврасова, Перова и Куинджи. Общая выручка от торгов составила 168 млн рублей. Топ-лотами торгов стали написанная в 1879-м году картина Василия Перова «Охота на медведя зимой» (76,7 млн), датированный 1858-м годом «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» Алексея Саврасова (38,35 млн), созданная в конце XIX — начале XX века картина Архипа Куинджи «Радуга» (18, 88 млн), написанное в 1961-м году полотно Александра Харитонова «Королева в пути» (5,31 млн), выполненная в 1960-м году работа Михаила Шварцмана «С внуком» (5,31 млн), датированный 1991-м годом коллаж Владимира Немухина «Супер слон» (5,015 млн), созданная в 1982-м году работа Владимира Янкилевского из цикла «Женщина у моря» (4,13 млн).
— По мнению экспертов, появился новый тренд: шедевры русской живописи продаются внутри страны, а не за границей…
— Прежде существовала практика, что шедевры вывозили в Лондон, где за них разворачивалась нешуточная борьба. На внутренних торгах давно не было многомиллионных вещей, потому что рынок — не могу объяснить почему — не был готов к продаже вещей за миллион долларов, за полтора. То есть к тому, что происходило на западных торгах постоянно. Мы помним, как работа Айвазовского продалась за три миллиона, Петров-Водкин — за десять миллионов. На российских торгах были такие прецеденты, но только до 2014 года. После этого все ограничивалось 100—200 тысячами долларов. Но в декабре мы провели аукцион, на котором была выставлена работа Перова, и о она ушла за миллион долларов, Саврасова, которая ушла за 38 млн рублей, Куинджи, которая ушла за 18 млн. Это самые дорогие работы, проданные в России в прошлом году. В апреле, 10 числа, у нас будет следующий аукцион шедевров. Мы сможем проверить, насколько это долгосрочный тренд. Снова будут первые имена, Репин, Боголюбов, Архипов, Рерих, Верещагин, Левитан, Шишкин, Петров-Водкин, Васнецов.
Правда, если говорить о русских продажах на Западе, здесь важно понимать, что есть собственно русские художники, а есть такие, как Шагал или Кандинский, которые исторически связаны с Россией, но долго жили на Западе. То есть они считаются «русскими», но на нашем рынке практически не продаются. На Западе же они уходят за астрономические суммы, недавно работа Кандинского установила новый рекорд — 43 млн долларов. Картина Шагала сейчас может стоить 15—20 млн долларов. Поэтому не совсем верно говорить, что на Западе продажи русского искусства составили в 2022 году 400 млн долларов (продажи русского искусства мировой аукционной четверкой, Christie’s, Sotheby’s, Phillips, Bonhams). Мы когда делали оценку без Шагала, Кандинского и так далее, то мы получили 200—250 млн долларов, включая аукционы и в России. Другими словами, если говорить о русском искусстве, наш рынок не так мал, если присмотреться повнимательнее.
— Кто основной покупатель русского искусства на западных торгах?
— Основными покупателями, безусловно, являются российские граждане, однако есть и другие любители, например, китайцы, которые в 2010-е гг. активно скупали соцреализм.
— Ваша компания разработала индекс ARTIMX, позволяющий оценивать доходность вложений на арт-рынке. Расскажите пожалуйста об этом подробнее.
— Условная доходность в 2022 году выросла, потому что рос интерес к русскому искусству на внутреннем рынке и цены, например, в классическом сегменты выросли на 20%. Например, небольшие работы Айвазовского, 20 см на 25 см, которые всегда являлись прекрасным подарочным фондом и стоили 80—100 тысяч долларов, сейчас дешевле 120 тысяч долларов вы не найдете. То же самое могу сказать про парижские работы Коровина, небольшие, 30 см на 40 см, они стоили 30—40 тысяч долларов, но сейчас дешевле 50—60 тысяч их не найти. А если мы будем говорить про «шестидесятников», то работы, к примеру Немухина шестидесятых годов прошлого века можно было купить за 30 тысяч долларов. Сегодня дешевле 50 тысяч приобрести их не получится. То же самое касается работ Краснопевцева, который подорожал на 30—40% за год. Более подробно ликвидность того или иного художника вы можете изучить по ссылке.
— Каковы ваши ожидания от 2023 года?
— В 2023 году скорее всего цены будут расти, так как новых работ не появляется, привезти с западного рынка практически ничего нельзя. А люди хотят вкладывать куда-то деньги в условиях нестабильности. Поэтому «голубые фишки» мира искусства будут только дорожать и можно ожидать прироста за текущий год в районе 20%.
Татьяна Филиппова
Фото: предоставлено для публикации ARTinvestment.RU