Моранди получил известность как мастер натюрморта и пейзажа. На выставке показаны все этапы полувекового творческого пути художника - авангардные и во многом экспериментальные произведения раннего метафизического периода; работы военного времени; поздние полотна, отличающиеся строгостью и образной глубиной. Главным желанием Моранди, по его же словам, было “дотронутся до дна, до самой сути вещей”.
Экспозиция построена по хронологическому принципу и тематически разделена на четыре направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. Особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.
Представлено свыше 80 живописных работ, включая акварели, офорты и медные доски, с которых они печатались. Как гравер Моранди получил мировое признание - в 1953 году за серию офортов ему вручили премию биеннале в Сан-Паулу (Бразилия).
На выставке также показаны предметы из мастерской художника, изображенные в его работах. В залах размещена основная информация о выставке и ее разделах, выдержки из вступительной статьи Роберто Лонги (из каталога выставки Джорджо Моранди в галерее “Фьоре” (1945 год), а также выдержки из интервью художника, записанного Эдуардом Родити в 1958 году.
Современники описывают Моранди, как человека, который всегда был верен себе и своим принципам.“Это высокий худощавый мужчина с седыми волосами, очень эрудированный, в одежде и манерах он упорно избегает любых деталей, которые могли бы намекнуть на богемный образ жизни, который все мы считаем типичным для художников. Он ведет тот же образ жизни, что и большая часть профессоров или представителей других свободных профессий его родного города, отличаясь при этом особой мерой скромности, замкнутости и аскетизма, которые, говоря о сдержанности Моранди, все же характеризую его как чудака”, - так описывает его Эдуард Родити в 1958 году.
Почти всю свою жизнь Моранди провел в одной и той же незатейливо обставленной старомодной родительской квартире в центре Болоньи. На стенах его гостиной висело несколько прекрасных картин кисти старых итальянских мастеров, наглядно демонстрирующих склонность Моранди к искусству, не являющемуся ни слишком аристократичным, ни слишком демократичным. Он не был настоящим коллекционером, ему нравилось любоваться произведения художников, перед которыми он преклонялся - Джузеппе Мария Креспи, Якопо Бассано и др.
Жил он со своими тремя незамужними сестрами, да и сам никогда не был женат. Общался с ними, несмотря на их почтенный возраст и жизненный опыт (они были учительницами) как с тремя незрелыми девицами, нуждающимися в его руководстве и покровительстве. Преподавал гравюру в технике офорта в Академии изящных искусств в Болонье.
Скромность и сдержанность, характерные для образа жизни и манеры Моранди, его старомодный шарм, приверженность ценностям и вкусам стабильного среднего класса, вера в принцип золотой середины - все это черты исчезающего на глазах социального слоя, впоследствии совершенно раздавленного эпохой массовой культуры.
В самом начале своего творческого пути, в 1910-х годах, Моранди стал интересоваться работами мастеров итальянского Возрождения - Джотто, Пауло Уччелло, Мазаччо и Пьеро делла Франческа. Затем его увлекло творчество Сезанна и первых кубистов. “Есть что-то поистине грандиозное в натюрморте Сезанна или в панораме берега реки Моне. Даже с такими простыми сюжетами великий художник может достичь визуальной торжественности и величия, как и эмоциональной интенсивности”, - говорил Моранди. Эдуард Родити считал, что именно этого Моранди смог достичь в своих натюрмортах, изображающих простую домашнюю утварь.
Моранди был сторонником принципа искусства для искусства. Он никогда не соревновался с другими современными художниками - ни в производительности, ни в участии в выставках.
“Единственное, о чем я мечтаю - наслаждаться миром и спокойствием, которые нужны мне чтобы работать, однако я лишился душевного покоя с тех пор, как два года назад получил премию на Биеннале в Сан-Паулу. Сейчас ко мне ежемесячно является больше посетителей-иностранцев, чем в иные времена моей жизни за десять лет. Мне стало трудно писать: все эти гости, вместе с письмами, на которые мне приходится отвечать, отнимают у меня много времени”.
Эдуард Родити так описывает свое знакомство с Моранди: “после встречи с Элиотом два года назад, мне не приходилось вновь испытывать ощущение, что я нахожусь перед лицом мудреца, если и не вовсе святого. Когда мы прощались, мне пришли в голову строки из Горация: “Кто душою чист и незлобен в жизни”.