Его картины вызывают добродушную улыбку своей простотой и забавной тематикой. Вот на полотне рядом загрустили и по-простецки философствуют поэт Пушкин и некто бородатый, в узнаваемой тельняшке и ушанке. А вот человек с перебинтованной головой просит прощения и освобождает участниц группы Pussy Piot. На одной из работ Шагина группа митьков пришла дарить младенца Ивану Грозному, а на другой развернутый красный траспарант гордо гласит: «Митьки никого не хотят победить!». И за всем этим – настоящая субкультура, выросшая в Питере и объединившая десятки творческих людей.
В галерее «Веллум» в московском Гостином дворе на Ильинке идет персональная выставка главного «Митька» страны Дмитрия Шагина. Здесь собрано порядка 60 работ художника. Называется выставка совсем по-митьковски: «Смотри в небо – увидишь небо; смотри вдаль – увидишь даль». Дмитрий Шагин – основатель группы и один из ее главных вдохновителей.
Как неформальное творчество нескольких людей сумело перерасти в настоящее массовое движение? История «Митьков» началась в далеких 80-х годах. Тогда ленинградские художники из неофициального искусства создали основу, давшую начало отдельным течениям в живописи, в музыке, в литературе. Сегодня «Митьки» - неотъемлемая часть Петербурга, а работы Дмитрия Шагина есть в собраниях Третьяковки и Русского музея.
Для «Культуромании» Дмитрий Шагин дал интервью, в котором раскрыл основы митьковской философии.
- «Митьки» – это как раз тот случай, когда про них все слышали, но мало кто точно знает, кто и что это. А посетив Вашу выставку, понимаешь, что «Митьки» – это целое мировоззрение.
- Да, так оно и есть.
- Давайте начнем с самого начала. В 80-х деятельность группы была прежде всего неким протестом против системы?
- Отвечу так: в книге Владимира Шинкарёва «Митьки» предлагалось организовать массовое молодежное движение и назвать его в честь Дмитрия Шагина как классического образца митьковского мировосприятия.
- То есть в честь Вас?
- Да. Причем забавно, что потом я выяснил: на одном древнем языке слово «митка» означает встречу. Так и получилось, что «Митьки» – это то, что объединяет людей. 80-е годы – это период застоя. Книжка была написана в 1984 году, а через год, 7 мая 1985 года начался известный «сухой закон». И мы скорее своим таким поведением хотели выразить, что нужно оставить народу право жить так, как он хочет. Мы были против вырубки виноградников и прочей глупости. Мы не боролись с советской властью, она рухнула сама. Мы просто создавали свой мир.
- Но, наверно, тогда вы еще не предполагали, что СССР прекратит существование?
- Мы просто жили своим миром, и власть ничего с нами не могла сделать. Мы были веселые и позитивные, а с такими не борются. Понимаете, специально так, как у нас вышло, не сделать. «Митьки» – это художники поведения. Там очень много всего переплетено. Это и книги, и музыка, и стихи, и, конечно, живопись. Сегодняшняя выставка – некий отчет о последних моих работах. И я думаю, что по картинам, отобранным галереей «Веллум», людям легко будет понять суть и о митьках, и о нашем Питере.
- Хоть Ваше искусство совсем незлобливое, Вы иногда все же затрагиваете серьезные темы. Например, в одной из своих работ выразили отношение к ситуации с Pussy Riot.
- Вы знаете, жизнь сама врывается к нам, что-то постоянно происходит. Поэтому мы реагируем. Что касается Pussy Riot, меня, конечно, поразило, что им дали реальных тяжелых два года. Я считаю, что это очень страшно. Понимаю, что на них могли сильно обидеться, но зачем давать два года?
- Вы собрали деньги через краудфандинговую платформу на фильм «Митьковская встреча Эры Милосердия». Почему это посвящение именно книге «Эра милосердия» братьев Вайнеров?
- История была такая. Наш любимый фильм – «Место встречи изменить нельзя». Помните сцену, где Жеглов, которого играет Высоцкий, убивает Левченко? А Левченко был фронтовиком, другом Шарапова, спасал его во время войны. Нам такой поворот сюжета показался очень грустным и несправедливым.
Мы тогда взяли кадры из фильма, сделали по ним новую раскадровку, по которой выходило, что Высоцкий передумывал стрелять. А Левченко дальше перемахивал через забор, и митьки его спасали. На кинофестивале «Белые Столбы» мы представили по этому сюжету выставку, и называлась она «Но был один, который не стрелял». Эту выставку увидел Аркадий Вайнер, он очень смеялся, ему понравилось наше прочтение темы.
В романе «Эра милосердия» очень хороший посыл. Он в том, что именно милосердие спасет мир, а не карательные органы. Эта главная идея романа мне так понравилась, что я решил, что надо сделать продолжение картины, описать возможные дальнейшие жизни героев.
- Это настоящий полнометражный фильм?
- Да. И в нем играют, например, Вячеслав Бутусов, Александр Баширов, Олег Гаркуша. Мы почти всё сделали, оставалось собрать еще немного денег на постпродакшн. Нам обещал помочь и выделить один миллион рублей комитет по культуре Питера, но в итоге отказал.
- Сейчас опять будете изыскивать средства?
- Да, будем думать, что делать дальше.
- Получается, ваше главное оружие – это тоже милосердие и помощь? На одной картине митьки помогают подковать блоху Левше, на другой дарят ребенка Ивану Грозному?
- От сильного шума результата мало. Митьки идут от обратного.
- То есть у вас мягкая сила воздействия?
- Ну, это не специально. Я просто понял, что иногда нет сил бороться.
- А если переходить на всё ваше творчество, то именно умение посмеяться, принять и простить – в этом и есть сила?
- Наверно, да. Я думаю, да.
- По представленным здесь картинам понятно, что Вы, как и много лет назад, строго и стройно продолжаете отстаивать тему добра, сопереживания.
- Безусловно. И наш фильм, который, я надеюсь, мы завершим, про это же. Думал, что успеем показать ленту в этом году, как раз к 40-летию фильма «Место встречи изменить нельзя», но пока это откладывается. А на будущий год будет 40 лет, как не стало Владимира Высоцкого. Мы отчасти хотели посвятить фильм ему, Высоцкий для нас имеет большое значение. И в нашем фильме тоже есть Жеглов. Кто снялся в этой роли – пока секрет.
Выставка Дмитрия Шагина в галерее «Веллум» открыта до 27 октября.
Любовь Мартынова