Как заставить мир узнать о российском дизайне
Каким будет будущее российского дизайна? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, насколько дизайнеры, в первую очередь молодые, будут востребованы российской экономикой. Если у них возникнут проблемы с поиском работы внутри страны, то вполне логично, что творческая молодежь будет искать счастья в чужих краях.
Влияние глобализации на внутренние процессы
Отвечая на вызовы времени, Союз Дизайнеров России (СДР) при поддержке Агентства креативных индустрий (АКИ) в рамках конкурса «Фабрика дизайна 3.0» запустил проект «Клуб D5», где эксперты обсуждают глобальные и локальные проблемы и возможности индустрии дизайна, а также смежных отраслей. Задача состояла в оптимизации контактов между профессионалами отрасли и бизнесом. У компаний есть потребность повысить конкурентоспособность продукции, ее привлекательность в глазах потребителя, у дизайнеров — увидеть свои решения в деле. «Бизнес + дизайн: экономика, правила, будущее» — первое из подобных мероприятий. В дальнейшем такие встречи ведущих дизайнеров с представителями бизнеса должны стать точкой сборки перспектив, открывающихся перед креативной экономикой.
Сессию, посвященную завтрашнему дню отрасли в свете политики нового времени, вел президент СДР Виталий Ставицкий. Прежде чем говорить о будущем, он предложил участникам встречи подумать над тем, что сегодня собой представляет российский дизайн. «Нам еще предстоит найти четкий ответ на этот острый вопрос, — считает глава СДР. — В мире широко известен немецкий дизайн (с емкой формулой — Quadratisch. Praktisch. Gut), швейцарский, итальянский, скандинавский. А нашего как бы и не существует. Мы не позаботились о том, чтобы в мире знали, что есть российский дизайн. Даже у нас в стране о достижениях отечественных дизайнеров говорят гораздо реже, чем они того заслуживают. Во-первых, нам необходимо сформировать неповторимый, узнаваемый облик российского дизайна. Во-вторых, целенаправленно продвигать отечественную дизайн-индустрию как в стране, так и за ее пределами».
Решить эти задачи будет непросто, так как идея «превосходства» иностранных товаров над отечественными буквально «вшита» в сознание большинства наших сограждан. Переломить ситуацию в одночасье невозможно, поэтому нам предстоит напряженная работа по разработке и внедрению инновационных дизайн-решений во все отрасли российской экономики — от тяжелого машиностроения до производства продуктов питания и туризма. При этом промышленность обладает наибольшим потенциалом для применения дизайн-инноваций: согласно последним исследованиям, компании, инвестирующие в дизайн, развиваются примерно на 200% динамичнее конкурентов.
Об этом в бизнес-сообществе знают далеко не все. «Одно из приоритетных направлений деятельности СДР, — делится Ставицкий, — формирование современного по масштабам и задачам дизайн-рынка. Необходимо донести до капитанов отечественного бизнеса важность внедрения дизайна в промышленное производство. Это обеспечит не только востребованность их продукции внутри страны, но и ее конкурентоспособность на мировом рынке. В свете так называемого «разворота на Восток» это особенно важно. России предстоит выйти на уже сформировавшиеся рынки и доказать свои конкурентные преимущества».
Ключ успеха — в культурном коде
Оригинальность решения — один из ключевых показателей профессионализма дизайнера. Но как определить, что оно разработано именно российским специалистом? Одной из самых обсуждаемых тем последнего времени стала национальная идентичность. Русский культурный код во всех его проявлениях — понятие емкое, многослойное. На Петербургском экономическом форуме в этом году ему было посвящено почти два десятка сессий. Каковы черты русского дизайна? Их точно не стоит искать в инструментарии, который используют дизайнеры, ведь глобализация сделала его практически универсальным. Тогда где? В отечественной истории, в языке и наследии, в родной природе, в социокультурной среде вокруг нас. Все это, безусловно, может и должно стать источником вдохновения. Важно только не попасть в ловушку стилизации «а ля рюс», подменив глубокий внутренний смысл внешним мишурным блеском.
«Не таким мы хотим видеть новое лицо российского дизайна, — убежден Виталий Ставицкий. — Дизайнер должен уметь переосмыслить наше бесценное достояние, встроив вдохновленные им идеи в реалии даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Россия обладает глубоким инновационным потенциалом. Мы только начинаем это понимать. Нам еще только предстоит осознать, кто мы на самом деле — продуктовая страна или проектная? Только так мы сможем сформировать новый облик российского дизайна. К примеру, мы можем за короткое время возвести мост. То есть создать продукт. На первый взгляд он решает конкретную задачу, соединив точку А с точкой Б. Но на самом деле в наших реалиях этот мост представляет собой многоцелевой проект, позволяющий реализовать масштабный пакет разнообразных целей».
Исторический контекст
Говоря о будущем дизайна, нужно исходить из его места в общем контексте развития индустрии. Первая точка отсчета — промышленная революция в странах Европы и США 1820–1840-х годов. Переход от ручного труда к машинному обеспечил старт «Дизайна 1.0». Он воплощен в формах простых машин и механизмов. Вторая — родилась в конце XIX века благодаря промышленному использованию электричества, нефти и запуску автоматизированных линий. К середине ХХ века эстафета перешла к информационным технологиям. Четвертая стадия отсчитывается с 10-х годов нашего столетия и связана с эпохой высоких технологий: интернета, больших данных, искусственного интеллекта и т. д.
Скорость прогресса постоянно увеличивается, и, по мнению Виталия Ставицкого, уже можно говорить о признаках начала нового этапа: «Сегодня наша страна находится на пограничном переходе от «Дизайна 4.0» к «Дизайну 5.0». Критериями эффективности прежней версии были собственно технологии, сейчас дизайн начинает играть по другим правилам. Стратегию развития отрасли «Дизайн 5.0» Союз Дизайнеров России видит как интеграционную концепцию, которая учитывает науку и искусство, технологии и инжиниринг, социальные, психологические и исторические факторы. Ситуация в мире заставляет дизайнеров руководствоваться не столько технологическими инновациями, сколько стратегиями обеспечения национального технологического суверенитета. Дизайн вполне может составлять значимую долю ВВП страны — при условии, конечно, что государство сможет создать благоприятные условия для развития отрасли, начиная с совершенствования системы образования и заканчивая налоговыми льготами».
Образ будущего через дизайн
Однако дизайн — это не только экономика. К такому выводу подвел участников встречи Виталий Ставицкий: «Через дизайн-решения можно транслировать вовне свои взгляды, ценности, права. Дизайн-решения, в первую очередь те, что ориентированы на широкого потребителя, становятся инструментом воздействия на огромные массы людей. Это мощный фактор влияния, работающий на того, кто предлагает человеку возможность сделать жизнь лучше, удобнее и безопаснее».
Стремление спрогнозировать будущее — одно из фундаментальных свойств человеческой натуры. В ход идут любые средства — от «магических» практик до фантастических романов и научных экспериментов. Между тем рядом с нами уже ходят люди, которые наверняка знают, как будут выглядеть дома и автомобили, одежда и коммуникативные сервисы, бытовые приборы и космические корабли. Сегодня дизайнеры разрабатывают идеи, которые получат воплощение завтра.
Виктория Иванова
Фото: Пресс-служба АКИ