В Новой Третьяковке открылась выставка «История российского дизайна. Избранное. 1917-2022»
Парадокс советского дизайна – большая часть выставки посвящена экспериментам советской эпохи – заключается в том, что дизайна в Советском Союзе не было. Само слово «дизайн» было под запретом, потому что попахивало чем-то буржуазным. Советский человек должен был строить светлое будущее, а не думать о таких ненужных вещах, как польза, прочность, красота. Поэтому вся история дизайна в СССР – это рассказ о том, как утопическая мечта разбивалась о реальность.
Прозодежда и супрематический чайник
Кураторы выставки (Александра Санькова и Ольга Дружинина) разделили историю отечественного дизайна на четыре раздела. В первом – советский авангард 1920-х, супрематический фарфор Малевича, создавшего при Ленинградском фарфоровом заводе лабораторию по созданию новых форм, и прозодежда Варвары Степановой, которую она считала «костюмом сегодняшнего дня».
«Витрины магазинов с выставленными в них моделями костюмов на восковых манекенах становятся эстетическим пережитком. Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмысленна машина вне работы ею производимой» - пишет Степанова в своем манифесте, опубликованном в 1923 году в журнале «ЛЕФ». «При создании костюма нужно идти от особенностей работы, для которой он предназначен» - объясняет она и предлагает варианты одежды для машиниста, инженера, хирурга, пожарного.
«Командные» цвета спортивной формы – это тоже идея Варвары Степановой, они нужны для того, чтобы во время спортивных состязаний, которые проходят в больших пространствах при огромном количестве зрителей, можно было отличить участников по цвету костюма.
Многое из того, что предлагали использовать для одежды рабочих Степанова и Родченко, сегодня так прочно вошло в нашу жизнь, что мы и не задумываемся, кто и когда все это придумал: открытые швы, крупную строчку, комбинезон как одежду для мужчин и женщин, наконец.
Но одеть рабочих – именно об этом они мечтали – им не удалось. Чтобы воплотить революционные идеи в жизнь, надо было перестраивать производство, стране было не до этого, поэтому реализовано было лишь немногое. Рабочие по-прежнему ходили в ватниках и пили чай из металлических кружек, а не из супрематических чашек Малевича и Суетина.
В будущее возьмут не всех
В тридцатых яркие идеи уже были не нужны.
Сотрудники Института дизайна реконструировали настольную лампу, разработанную в 1929 году Абрамом Дамским, выпускником ВХУТЕМАСа, учеником Родченко и Татлина. До наших дней она дошла в чертежах, а в массовое производство была запущена совсем другая модель, в народе получившая название «энкавэдэшной», поскольку стояла во многих кабинетах, в том числе и тех самых, в наркомате внутренних дел.
Выпускали ее на заводе «Карболит» начиная с 1932 года и до конца шестидесятых годов, причем автор нигде не указывался, но дизайн, скорее всего, был немецкий – аналогичную конструкцию в 1929 году предложил фирме Реммлера один из преподавателей Баухауса.
Почему лампу Дамского не приняли в производство, догадаться, в общем-то, нетрудно. Для тридцатых она была уже слишком авангардной, время требовало чего-то более солидного, прочного, тяжеловесного.
Судьба автора, тем не менее, сложилась успешно – в 1939 году правительство доверило ему проектирование светильников для так и не построенного Дворца Советов, а в 1943 он возглавил цех, который производил осветительную арматуру и художественное литье для московского метро. Светильниками, созданными по проектам Дамского, укомплектованы все станции, которые сдавались в сороковые годы. В своих мемуарах он пишет, что ему особенно дорога «Таганская» и «Октябрьская».
Теория и практика
Понятно, что все эти идеи, промышленные разработки и поиски стиля не имели никакого отношения к жизни обычных людей – в двадцатые, тридцатые и тем более в сороковые гражданам страны победившего социализма было не до дизайна. Все изменилось в конце пятидесятых, когда народ стал массово переселяться из бараков в хрущевки и нести на помойку мебель из красного дерева, которая в новые квартиры с маленькими комнатами и низкими потолками не помещалась.
На волне начавшейся оттепели легендарный Юрий Соловьев, на счету которого к этому моменту были интерьеры пассажирских вагонов, пароходов и троллейбусов, в высоких кабинетах добивается разрешения на создание ВНИИТЭ – Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. В восьмидесятых он будет так же настойчиво ходить по кабинетам и объяснять, убеждать, настаивать и добьется своего. В 1987 году в СССР появится Союз дизайнеров, и понятие «дизайн» наконец будет признано официально.
Время, вперед
Современные дизайнерские проекты не так масштабны, как хотелось бы посетителю выставки, хотя, возможно, для того, чтобы их оценить, нужно больше времени. С другой стороны, кураторы не случайно добавили в название выставки «История российского дизайна 1917-1922» слово «Избранное». Чем отметилось в истории наше время? Один из свежих проектов – крючок из алюминия, по форме напоминающий цифру «6». Это многофункциональный предмет: он крепится к связке ключей, поэтому всегда с вами, с его помощью можно нажимать кнопки, открывать двери, что-то поднимать, словом, производить много различных манипуляций. Алюминий выбран за свои «медицинские» свойства: бактерии и вирусы живут на нем намного меньше, чем на других материалах.
Татьяна Филиппова
Фото предоставлено с разрешением использования пресс-агентом выставки -- Информационное партнерство Бедуш & Маренникова