7 октября в Новой Третьяковке открылся проект «Третьяковка делает шаг. Игорь Шелковский. «Люди». Дар Алины и Дмитрия Пинских». Впервые во дворе музея разместилась постоянная экспозиция — три скульптуры Игоря Шелковского — человек «стоящий», «шагающий» и «бегущий». Экспонаты из металла созданы специально для открытого пространства. А событие названо знаковым: таким образом музей утверждает роль современного искусства в городе.
Экспозицию открыла генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она поблагодарила Алину и Дмитрия Пинских за дар музею трех скульптур выдающегося художника современности Игоря Шелковского.
— Это замечательный дар Алины и Дмитрия Пинских. Благодаря таким людям главный национальный художественный музей страны может продолжать быть живым, развивающимся музеем, который отвечает на все вызовы времени. И я благодарю тех, кто придумал этот проект, — сказала глава Третьяковки. — Мы очень хотели, чтобы в нашем собрании появилась масштабная работа Игоря Шелковского. В результате во дворе Третьяковской галереи стоят три его замечательные скульптуры, сделанные из материала, который я лично очень люблю — из стали.
Трехметровые металлические скульптуры созданы специально для того, чтобы находиться под открытым небом. Их специально «состаренные» ржавые «тела» не боятся дождя, снега, лучей палящего солнца.
Появление такого рода объектов — это движение навстречу общественному пространству, и оно созвучно будущему Новой Третьяковки, которая, по замыслу автора концепции ее реконструкции — известного голландского архитектора Рема Колхаса — должна стать «открытым музеем».
По мнению основателя галереи «Палисандр» Алины Пинской, Шелковский как художник не только очень глубок, но и понятен, что является большой редкостью.
— Моя галерея в последнее время много занимается Шелковским. И когда все систематизируешь, становится ясно, что он за величина. Скульптуры outdoor во внутреннем периметре музея — это почин, большое дело, такие вещи должны становиться городскими доминантами. И Третьяковка в этом тренде впереди.
Автор скульптур, российский художник Игорь Шелковский рассказал «Культуромании», что для него является искусством.
— Кто из классиков русского авангарда вдохновил вас на создание скульптур, которые разместились во дворе Третьяковской галереи?
— Я их всех люблю, начиная от Казимира Малевича до Василия Кандинского.
— Авангард сегодня актуален?
— Конечно. Это красиво. Люди с удовольствием смотрят. Художник работает не для того, чтобы кого-то удивить и поразить. Важно, чтобы через 50 лет работы оказались очень красивыми и очень нужными.
— Зельфира Исмаиловна сказала, что музеи должны мыслить тысячелетиями.
— Тем более.
— А в чем миссия скульптурной композиции?
— Про миссию я не думал. Меня забавляло, что я могу сделать такие фигуры, интерпретацию человека. Это образ. Вот стоит в Москве памятник Михаилу Калашникову, я всегда, когда прохожу мимо, смотрю на него. Ну, человек в ботинках, автомат с ремнем. Но это не образ. Для меня это не искусство. Хотя художник не должен ругать другого художника. Сейчас я объясняю, что для меня искусство, а что — натурализм.
— Что означают скульптуры?
— Ничего не означают. Просто человек бегущий, идущий и стоящий.
— Какое состояние для человека самое характерное: стоять или бежать, идти?
— Все три характерны. Но, конечно, движение интереснее, чем покой, недвижимость.
— Появятся в Третьяковке еще ваши работы?
— В музее есть еще несколько моих работ, а так сейчас мной занимается галерея «Палисандр».
— Каким вы видите городское пространство?
— Это пространство бывает разное. Есть места, в которых бы хотелось поставить скульптуру.
— Например?
— Моя мастерская — рядом со станцией метро «Кропоткинская». Там есть площадь, меня просили придумать что-нибудь для нее. Там можно сделать абстрактную скульптуру. У нас же в городе хорошей современной скульптуры практически нет. Есть скульптура Муслима Магомаева, натуралистическое изображение человека как на кладбище. Вот на Новодевичьем есть памятник какому-то министру, а сбоку надпись: «От жены и Цветмета». Вот там такие скульптуры уместны. В городе же должна быть современная живая скульптура.
Елена Сердечнова