На этой неделе Минкульт принял решение о создании в своей структуре нового подразделения – Департамента театров, который будет заниматься исключительно вопросами театрального искусства. В ближайшее время будет объявлен открытый конкурс на замещение вакантной должности руководителя департамента. «Культуромания» обратилась к представителям театрального сообщества с просьбой прокомментировать эту новость.
Кирилл Крок, директор театра имени Вахтангова:
«В советское время департамент театра в Минкульте всегда существовал. Но тогда была немножко другая ситуация, потому что многие театры в регионах, - детские театры, тюзы, - подчинялись Министерству культуры, а не региональным властям, как сейчас. Поэтому тогда у Минкульта было в подчинении не девятнадцать федеральных театров, а намного больше. Было понятно, зачем нужен департамент театров. Потом его слили с департаментом поддержки современного искусства и народного творчества.
Сейчас театров всего девятнадцать, в том числе Большой театр, он напрямую получает деньги из федерального бюджета, Мариинский театр, который тоже, как я понимаю, живет по особым правилам. И тогда у нас с вами остается 17 федеральных театров, которыми и будет управлять создаваемый департамент.
Мне хочется видеть, раз уж такое решение принято, во главе этого департамента специалиста-практика, человека, понимающего проблемы современной театральной отрасли, человека, который будет для нас авторитетом, который с нами на одной волне и говорить будет не с позиции «мы так решили, вы должны это сделать», а с позиции «как помочь вам». Как сделать так, чтобы театру стало легче, комфортнее работать. Вот моя позиция. Если будет так, то это совершенно правильное решение».
Борис Мездрич, директор театра «Практика»:
«Идея представлена пока не очень конкретно. Решение о создании отдельного Департамента театров имеет смысл только тогда, по моему мнению, когда четко определены его цели и задачи. В тексте, опубликованном на сайте Министерства культуры РФ, это не очевидно. Мы не знаем, будет ли департамент создан для того, чтобы проявлять законодательную инициативу о проблемных зонах театра: например, закона о закупках, сложности с которым недавно удалось преодолеть с помощью Госдумы, Комитета по культуре и его председателя Елены Ямпольской. Он буквально связывал театр по рукам и ногам.
Из этого текста мы не можем сделать вывод о желании Министерства культуры РФ взаимодействовать с коллегами, представляющими профессиональное сообщество, прежде всего, СТД РФ. По моему мнению, Министерство культуры и СТД РФ обречены на сотрудничество, так как они вместе могут сделать много полезного для театров России и для людей, которые там работают.
Очень важно, будет ли направляться руководством Министерства культуры РФ деятельность нового департамента не только с тем, чтобы формировались отчеты с цифрами, которых и так много. Даже текст о новом департаменте изобилует цифрами о бюджете, о ремонте, — тем, что не является результатом творческой деятельности, а зависит только от размеров финансирования государством. Это условие необходимое, но не достаточное.
Цели подобного департамента должны быть совершенно иными. В уставе любого театра написано, для чего он создан и работает. Не для цифр, это косвенная вещь. Основные цели – создание комфортной среды для человека, чтобы люди могли посещать театры не только для развлечения, а прежде всего, для сопереживания, чтобы воспоминания о спектаклях сохранялись как можно дольше. Чтобы впоследствии человек вспоминал эти ощущения. Здесь ничего об этом не сказано. Если это будет – хорошо. Если нет – то это очередной бессмысленный департамент, еще она структура, которая будет собирать цифры, может быть, чуть быстрее, чем это происходит сейчас».
Евгения Шерменева, продюсер и журналист:
«Мне кажется, это очередное бюрократическое решение, не связанное с практическими целями. Лишний информационный повод. Не забываем, что министр опытный пиарщик и многие его начинания преследуют цели привлечения внимания. Зачем было фактически разрушать систему департамента современного искусства, чтобы вычленить оттуда театры? Театр является самым современным видом искусства. Он существует здесь и сейчас, и именно эта неуловимость момента творчества, невозможность фиксации (видеозаписи не являются реальным отображением спектакля) и делает его современным. Театр - искусство синтетическое, и предыдущая система была вполне оправдана».
Татьяна Филиппова