Департамент театров: как оценили идею Минкульта

Государство и культура

Департамент театров: как оценили идею Минкульта
12 Сентября 2019, 12:05
На этой неделе Минкульт принял решение о создании в своей структуре нового подразделения – Департамента театров, который будет заниматься исключительно вопросами театрального искусства. В ближайшее время будет объявлен открытый конкурс на замещение вакантной должности руководителя департамента. 

На этой неделе Минкульт принял решение о создании в своей структуре нового подразделения – Департамента театров, который будет заниматься исключительно вопросами театрального искусства. В ближайшее время будет объявлен открытый конкурс на замещение вакантной должности руководителя департамента. «Культуромания» обратилась к представителям театрального сообщества с просьбой прокомментировать эту новость.


Кирилл Крок, директор театра имени Вахтангова:

«В советское время департамент театра в Минкульте всегда существовал. Но тогда была немножко другая ситуация, потому что многие театры в регионах, - детские театры, тюзы, - подчинялись Министерству культуры, а не региональным властям, как сейчас. Поэтому тогда у Минкульта было в подчинении не девятнадцать федеральных театров, а намного больше. Было понятно, зачем нужен департамент театров. Потом его слили с департаментом поддержки современного искусства и народного творчества.

Сейчас театров всего девятнадцать, в том числе Большой театр, он напрямую получает деньги из федерального бюджета, Мариинский театр, который тоже, как я понимаю, живет по особым правилам. И тогда у нас с вами остается 17 федеральных театров, которыми и будет управлять создаваемый департамент.

Мне хочется видеть, раз уж такое решение принято, во главе этого департамента  специалиста-практика, человека, понимающего проблемы современной театральной отрасли, человека, который будет для нас авторитетом, который с нами на одной волне и говорить будет не с позиции «мы так решили, вы должны это сделать», а с позиции «как помочь вам». Как сделать так, чтобы театру стало легче, комфортнее работать.  Вот моя позиция. Если будет так, то это совершенно правильное решение».

 Борис Мездрич, директор театра «Практика»:
 
«Идея представлена пока не очень конкретно. Решение о создании отдельного Департамента театров имеет смысл только тогда, по моему мнению, когда четко определены его цели и задачи. В тексте, опубликованном на сайте Министерства культуры РФ, это не очевидно. Мы не знаем, будет ли департамент создан для того, чтобы проявлять законодательную инициативу о проблемных зонах театра: например, закона о закупках, сложности с которым недавно удалось преодолеть с помощью Госдумы, Комитета по культуре и его председателя Елены Ямпольской. Он буквально связывал театр по рукам и ногам. 

Из этого текста мы не можем сделать вывод о желании Министерства культуры РФ взаимодействовать с коллегами, представляющими профессиональное сообщество, прежде всего, СТД РФ. По моему мнению, Министерство культуры и СТД РФ обречены на сотрудничество, так как они вместе могут сделать много полезного для театров России и для людей, которые там работают.

Очень важно, будет ли направляться руководством Министерства культуры РФ деятельность нового департамента не только с тем, чтобы формировались  отчеты с цифрами, которых и так много. Даже текст о новом департаменте изобилует цифрами о бюджете, о ремонте, — тем, что не является результатом творческой деятельности, а зависит только от размеров финансирования государством. Это условие необходимое, но не достаточное.

Цели подобного департамента должны быть совершенно иными. В уставе любого театра написано, для чего он создан и работает. Не для цифр, это косвенная вещь. Основные цели – создание комфортной среды для человека, чтобы люди могли посещать театры не только для развлечения, а прежде всего, для сопереживания, чтобы воспоминания о спектаклях сохранялись как можно дольше. Чтобы впоследствии человек вспоминал эти ощущения. Здесь ничего об этом не сказано. Если это будет – хорошо. Если нет – то это очередной бессмысленный департамент, еще она структура, которая будет собирать цифры, может быть, чуть быстрее, чем это происходит сейчас».


Евгения Шерменева, продюсер и журналист:

«Мне кажется, это очередное бюрократическое решение, не связанное с практическими целями. Лишний информационный повод. Не забываем, что министр опытный пиарщик и многие его начинания преследуют цели привлечения внимания. Зачем было фактически разрушать систему департамента современного искусства, чтобы вычленить оттуда театры? Театр является самым современным видом искусства. Он существует здесь и сейчас, и именно эта неуловимость момента творчества, невозможность фиксации (видеозаписи не являются реальным отображением спектакля) и делает его современным. Театр - искусство синтетическое, и предыдущая система была вполне оправдана».

Татьяна Филиппова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Департамент театров: как оценили идею Минкульта

<h2>На этой неделе Минкульт принял решение о создании в своей структуре нового подразделения – Департамента театров, который будет заниматься исключительно вопросами театрального искусства. В ближайшее время будет объявлен открытый конкурс на замещение вакантной должности руководителя департамента. «Культуромания» обратилась к представителям театрального сообщества с просьбой прокомментировать эту новость.</h2> <br> <b>Кирилл Крок, директор театра имени Вахтангова:</b><br> <br> «В советское время департамент театра в Минкульте всегда существовал. Но тогда была немножко другая ситуация, потому что многие театры в регионах, - детские театры, тюзы, - подчинялись Министерству культуры, а не региональным властям, как сейчас. Поэтому тогда у Минкульта было в подчинении не девятнадцать федеральных театров, а намного больше. Было понятно, зачем нужен департамент театров. Потом его слили с департаментом поддержки современного искусства и народного творчества.<br> <br> Сейчас театров всего девятнадцать, в том числе Большой театр, он напрямую получает деньги из федерального бюджета, Мариинский театр, который тоже, как я понимаю, живет по особым правилам. И тогда у нас с вами остается 17 федеральных театров, которыми и будет управлять создаваемый департамент.<br> <br> Мне хочется видеть, раз уж такое решение принято, во главе этого департамента  специалиста-практика, человека, понимающего проблемы современной театральной отрасли, человека, который будет для нас авторитетом, который с нами на одной волне и говорить будет не с позиции «мы так решили, вы должны это сделать», а с позиции «как помочь вам». Как сделать так, чтобы театру стало легче, комфортнее работать.  Вот моя позиция. Если будет так, то это совершенно правильное решение».<br> <br>  <b>Борис Мездрич, директор театра «Практика»:</b><br>  <br> «Идея представлена пока не очень конкретно. Решение о создании отдельного Департамента театров имеет смысл только тогда, по моему мнению, когда четко определены его цели и задачи. В тексте, опубликованном на сайте Министерства культуры РФ, это не очевидно. Мы не знаем, будет ли департамент создан для того, чтобы проявлять законодательную инициативу о проблемных зонах театра: например, закона о закупках, сложности с которым недавно удалось преодолеть с помощью Госдумы, Комитета по культуре и его председателя Елены Ямпольской. Он буквально связывал театр по рукам и ногам. <br> <br> Из этого текста мы не можем сделать вывод о желании Министерства культуры РФ взаимодействовать с коллегами, представляющими профессиональное сообщество, прежде всего, СТД РФ. По моему мнению, Министерство культуры и СТД РФ обречены на сотрудничество, так как они вместе могут сделать много полезного для театров России и для людей, которые там работают.<br> <br> Очень важно, будет ли направляться руководством Министерства культуры РФ деятельность нового департамента не только с тем, чтобы формировались  отчеты с цифрами, которых и так много. Даже текст о новом департаменте изобилует цифрами о бюджете, о ремонте, — тем, что не является результатом творческой деятельности, а зависит только от размеров финансирования государством. Это условие необходимое, но не достаточное.<br> <br> Цели подобного департамента должны быть совершенно иными. В уставе любого театра написано, для чего он создан и работает. Не для цифр, это косвенная вещь. Основные цели – создание комфортной среды для человека, чтобы люди могли посещать театры не только для развлечения, а прежде всего, для сопереживания, чтобы воспоминания о спектаклях сохранялись как можно дольше. Чтобы впоследствии человек вспоминал эти ощущения. Здесь ничего об этом не сказано. Если это будет – хорошо. Если нет – то это очередной бессмысленный департамент, еще она структура, которая будет собирать цифры, может быть, чуть быстрее, чем это происходит сейчас».<br> <br> <br> <b>Евгения Шерменева, продюсер и журналист:</b><br> <br> «Мне кажется, это очередное бюрократическое решение, не связанное с практическими целями. Лишний информационный повод. Не забываем, что министр опытный пиарщик и многие его начинания преследуют цели привлечения внимания. Зачем было фактически разрушать систему департамента современного искусства, чтобы вычленить оттуда театры? Театр является самым современным видом искусства. Он существует здесь и сейчас, и именно эта неуловимость момента творчества, невозможность фиксации (видеозаписи не являются реальным отображением спектакля) и делает его современным. Театр - искусство синтетическое, и предыдущая система была вполне оправдана».<br> <br> <b>Татьяна Филиппова</b><br> <br>

Департамент театров: как оценили идею Минкульта

Департамент театров: как оценили идею Минкульта

Департамент театров: как оценили идею Минкульта

Департамент театров: как оценили идею Минкульта

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес: «Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»
13 ноября 2024, 10:08

Коллекционирование/Арт-рынок

Александр Дашевский: «Куратор — это художник, который преодолел свой внутренний эгоизм»
30 сентября 2024, 14:04

Коллекционирование/Арт-рынок

Пикассо от старьевщика
10 октября 2024, 14:34