Закончился тридцатый Открытый Российский Кинофестиваль «Кинотавр». Однако о его фильмах говорить и спорить будут еще очень долго. «Культуромания» предлагает вам присоединиться к этому обсуждению.
Как ни странно, 30-й «Кинотавр» принадлежал дебютантам. Именно они чаще всего оказывались в эпицентре внимания журналистов и, в итоге, заняли почти весь «пьедестал почета». Тогда как другие режиссеры (за исключением, пожалуй, Юсупа Разыкова, Ларисы Садиловой и Нигины Сайфуллаевой) привезли на конкурс далеко не самые лучшие свои фильмы.
Например, «Сторож» Юрия Быкова, разговоры о котором начались еще задолго до фестиваля (примерно год назад Быков заговорил о своем уходе из кино, и было не очень ясно, что ждет те проекты, работа над которыми уже началась). Как бы то ни было, к «Сторожу» моментально приклеился ярлычок «самой личной картины Быкова», ведь главного героя впервые сыграл он сам. Ничего нового фильм, к сожалению, не предлагает: режиссер явно «едет на старых запасах», делая упрощенную и усредненную копию со своих предыдущих проектов. По сравнению с «Майором», «Дураком» и даже «Заводом», «Сторож» – это откровенный шаг назад. Сказалось это и на сюжете, который получился слишком простым и в котором нет традиционных для Быкова «перевертышей»: в центре истории угрюмый сторож, охраняющий заброшенный пансионат, а также вечно пьяная истеричка с мужем, которым нужно залечь на дно и которые прячутся в этом самом пансионате.
Валерия Гай Германика, наоборот, приехала на фестиваль с совершенно новым для себя фильмом. Ее «Мысленный волк», снятый по сценарию Юрия Арабова, входит на территорию современной притчи: это рассказ о сложных отношениях между матерью и дочерью, между древними «законами джунглей» и современной цивилизацией, между искуплением и грехом. Фильм, однако, получился сбивчивым и невнятным: по сути, это набор ярко-странных сцен и картинок, в котором визуальная составляющая выходит на первый план, а сложные и перенасыщенные «остроумием» диалоги идут вразрез с внутренним раздраем и мотивациями героев.
Еще более противоречивый и спутанный фильм привез Григорий Константинопольский, получивший на прошлом «Кинотавре» приз за лучшую режиссуру («Русский бес») и известный широкой публике по сериалу «Пьяная фирма». В этот раз он взялся за «махровую» классику, решив перевести на современные рельсы «Грозу» Александра Островского. «Модернизация», правда, оказалась довольно специфической: к классическому тексту добавились словечки типа «братан» и «*рахнуть», Кулигина заставили читать рэп (кстати, отличный рэп в исполнении не менее отличного Ивана Макаревича), а над тихим волжским городком зависла летающая тарелка с танцующими инопланетянами. Пьеса, написанная в 1859-м году, такой трактовке сопротивляется: сегодня люди и говорят, и думают по-другому – и пародия на слэнг это только подчеркивает, а не сглаживает. К тому же боязнь грозы как божьей кары и необходимость жить с ненавистным мужем, терпя издевательство свекрови, а иначе черти уволокут твою душу в ад – все это в эпоху Тиндера и MeToo смотрится как-то ну очень странно.
А вот дебютанты, наоборот, порадовали. Александр Лунгин («Большая поэзия» – приз за режиссуру и главную мужскую роль) и Борис Акопов («Бык» – фильм-победитель фестиваля и награда за лучшую операторскую работу) представили серьезное мужское кино (о нем мы говорили в предыдущем обзоре). Яркую и живую комедию сняла Анна Пармас: ее «Давай разведемся» стал победителем в номинациях «Лучший сценарий» и «Лучший дебют», а также получил приз зрительских симпатий. Дело, однако, даже не в призах: сделать оригинальный и смешной фильм о современной женщине и о трудностях развода далеко не так просто, как кажется. Анне Пармас это удалось.
Еще один очень важный фильм тридцатого «Кинотавра» – трогательный и страшный одновременно – «Мальчик русский» дебютанта Александра Золотухина. Это еще один выпускник мастерской Александра Сокурова, которую мы знаем, в основном, по именам Владимира Битокова и Кантимира Балагова (кстати, его «Дылду» показывали в этот раз вне конкурса – очень интересный и очень неординарный проект, так что по возможности не пропустите). Что же касается «Мальчика русского», то его премьера состоялась на Берлинском фестивале, с «Кинотавра» же он увез диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Правда, к сожалению, пока не очень понятно, выйдет ли картина в прокат: считается, что антивоенное кино у нас не имеет какого-то серьезного прокатного потенциала, к тому же Первая Мировая война с ее бессмысленной жестокостью и сумбуром – далеко не самая желанная тема в наше пропитанное псевдо-патриотизмом и пафосом время. Тем не менее, какие-то точечные показы, разумеется, будут, да и на региональных фестивалях «Мальчика русского» можно будет увидеть, так что запомните это название.
Вера Алёнушкина