Что скрывается под "Черным квадратом"? Выставка в Музее русского импрессионизма
9 Июня 2018, 10:10
Поделиться
В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Импрессионизм в авангарде». Это более 60 импрессионистических работ 35-ти русских авангардистов. Выставка задумана, со слов организаторов, с целью показать, что импрессионизм являлся очень важным этапом в творчестве большинства русских авангардистов - художников, вошедших в “золотой фонд” мирового искусства и прославивших русскую художественную школу 20 века
В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Импрессионизм в авангарде». Впервые собраны вместе импрессионистические работы русских авангардистов. Это более 60 призведений и 35 имен, среди которых Михаил Ларионов, Роберт Фальк, Казимир Малевич, Алексей Явленский, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Антонина Софронова, Ольга Розанова. Представлены работы из 17 частных собраний и 14 государственных музеев - из Пермской картинной галереи, Омского музея изобразительных искусств, Музея-заповедника Петергофа и других. Многие картины показываются широкой публике впервые.
Выставка задумана, со слов организаторов, с целью показать, что импрессионизм являлся очень важным этапом в творчестве большинства русских авангардистов - художников, вошедших в “золотой фонд” мирового искусства и прославивших русскую художественную школу 20 века.
“Идея выставки появилась еще несколько лет тому назад, но тогда мы с г-ном Минцем видели ее шире - нам хотелось показать как в определенные периоды своей жизни многие известные художники прошли через импрессионизм. Но постепенно эта задумка сузилась до показа импрессионистического периода художников-авангардистов. Мы определили круг авторов, которых мы хотели бы показать, кропотливо и тщательно отобрали работы и вот сегодня в экспозиции представлено 35 имен, в том числе, первых имен русского авангарда. Мне кажется, лучшее, что может произойти с людьми, которые придут на эту выставку, это то, что они разберутся и поймут каковы корни русского авангарда, как это явление возникло и каким путем художники от академической школы дошли до авангардных исканий”, - рассказала на открытии выставки директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.
Выставку открывает работа Михаила Ларионова “Прогулка” (1907 г.) - пример раннего импрессионистического периода художника. Полотно было сохранено в семье сына знаменитого архитектора Федора Шехтеля Льва Жегина (Шехтеля), который был дружен с художником и экспонируется впервые. “С этой работой связана очень интересная история. Когда нынешний владелец впервые увидел картину в собрании вдовы Жегина, она была разделена на две части. Две отдельные композиции — “Прогулка с кошкой” и “Прогулка дам” висели по сторонам на соседних стенках, но стало понятно, что они представляют собой единое целое. И на обложки каталога выставки мы решили обыграть эту тему объединения работ”, - рассказала “Культуромании” куратор выставки Анастасия Винокурова. - Из Чувашского художественного музея мы привезли очень интересный «Портрет мальчика» кисти Алексей Кокеля. Эта работа поступила в музей от вдовы художника в 60-е годы и тогда она называлась “Портрет Ленина”. Оборот был заклеен газетами. Сотрудники музея заинтересовались — что же спрятано на оборотной стороне - и там оказался этот чудесный портрет. Он был написан во время учебы Кокеля в Академии художеств и характеризует ранний период творчества художника. Помимо этого мы показываем совершенно чудесные работы Александра Богомазова, одна из которых “Финские Фьорды” предоставлена музеем-заповедником Петергоф. На втором этаже музея - экспозиция, объединяющая мастеров художественной группы “Бубновый валет”, - отметила куратор.
Анастасия Винокурова отметила архитектуру выставки. “Мы представляем работы ранние, малоизвестные. При этом нам хотелось показать чем каждый из мастеров прославился и благодаря какому произведению стал известен. И в архитектуре нам тоже хотелось поддержать линию авангарда. И архитектор блестяще справилась с этой задачей, она вдохновлялась клиновидными формами Лисицкого - они выглядит очень эффектно и среди них репродукции самых известных произведений каждого из мастеров” - сказала она. Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге сказал, что очень странно, что этот проект не был сделан ранее. “Все мы знаем, что практически все русские авангардисты прошли через более-менее длительный период того, что их современники и они сами называли импрессионизмом. Для русских новаторов, для молодого поколения той поры — начала 20 века — импрессионизм был, во-первых, новым живописным языком, который позволял освободится от рутины и от провинциальности. А во-вторых, если рассуждать более широко, для русского сознания конца 19 - начала 20 века, импрессионизм - это синоним свободы. Я занимался этим довольно плотно и пришел к такому выводу. Свободная живопись дробными мазками, передающая мгновенное пленэрное впечатление могла быть не похожа на живопись Клода Моне или Ренуара. Но для современников она четко ассоциировалась с понятием “импрессионизм”, а импрессионизм шел через запятую с декадентством или еще какими-то оскорбительными эпитетами. Это было поле боя на котором русская молодежь оттачивала свою живописную свободу — свободу от традиции, свободу от необходимости воспроизводить действительность так, как от них ждали старшие товарищи и публика. Это был очень важный период. И то, что еще эта выставка очень хорошо показывает - под воздействием обстоятельств многие из авангардистов потом вновь стали импрессионистами. Хорошо это было или плохо - это другой разговор, но импрессионизм для России первой половины 20 века — это такое море, поток в который художники ныряли и из которого потом выходили, но который они все равно чувствовали на протяжении всей своей жизни”. Исследователь и эксперт живописи русского авангарда Андрей Сарабьянов отметил, что собраны прекрасные работы и многие из них показаны впервые, впечатляет и состав работ. “Что касается импрессионизма, я хочу сказать следующее. В России импрессионизм как художественная система был совершенно по-другому воспринят русскими художниками чем то, как его воспринимали сами импрессионисты. Потому что русские авангардисты были скорее девизионистами, чистых импрессионистов у нас не было и не могло быть, потому что это был свой собственный русский путь. Импрессионизм был лишь школой, которую надо было пройти. Кроме того, интересно посмотреть параллели между французскими импрессионистами и русскими пленэристами. Совсем не исследовано, что во второй половине 19 века в русском искусстве расцветал пленэр и это была параллель французскому импрессионизму. Многие русские пейзажисты очень увлекались пленэром и это был важнейший этап чисто русского искусства, русской эволюции. Что касается связи авангарда и импрессионизма, то Малевича в этом смысле очень характерная фигура, потому что начинал как импрессионист — первые работы были символистские, а последующие импрессионистические. И затем произошла очень стремительная эволюция к “Черному квадрату” — буквально за несколько лет он прошел массу стадий европейского искусства и к концу жизни вновь вернулся к импрессионистическим работам. Малевич предвидел, что импрессионизм в русском искусстве задержится и он действительно задержался — он и сегодня везде присутствует. И это было такое его предвидение”.
К выставке подготовлен каталог, где помимо статей Ильи Доронченкова и Андрея Сарабьянова публикуются тексты авангардистов, первый манифест Давида Бурлюка, Манифест 1908 года, Слово импрессионистов в защиту живописи и текст Василия Каменского о современных течениях.
Важной частью выставки станет первая международная конференция «Импрессионизм в авангарде». 7 и 8 июня специалисты со всего мира - из США, Великобритании, Италии, России, ведущие ученые, искусствоведы, музейщики, кураторы обсудят влияние импрессионизма и постимпрессионизма на мастеров русского авангарда, его освоение и отражение в русском искусстве в период, предшествующий радикальным авангардным экспериментам начала XX века, и во время формирования советского модернизма в 20–30-е годы. Посещение выступлений спикеров и круглых столов будет доступно как для профессионального сообщества, так и для гостей музея по предварительной регистрации. Выставка «Импрессионизм в авангарде» продлится до 19 августа.
Ольга Степанова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Что скрывается под "Черным квадратом"? Выставка в Музее русского импрессионизма
<h2>В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Импрессионизм в авангарде». Впервые собраны вместе импрессионистические работы русских авангардистов. Это более 60 призведений и 35 имен, среди которых Михаил Ларионов, Роберт Фальк, Казимир Малевич, Алексей Явленский, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Антонина Софронова, Ольга Розанова. Представлены работы из 17 частных собраний и 14 государственных музеев - из Пермской картинной галереи, Омского музея изобразительных искусств, Музея-заповедника Петергофа и других. Многие картины показываются широкой публике впервые.</h2>
<br style="font-size: 14pt;">
<span style="font-size: 14pt;">Выставка задумана, со слов организаторов, с целью показать, что импрессионизм являлся очень важным этапом в творчестве большинства русских авангардистов - художников, вошедших в “золотой фонд” мирового искусства и прославивших русскую художественную школу 20 века.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“Идея выставки появилась еще несколько лет тому назад, но тогда мы с г-ном Минцем видели ее шире - нам хотелось показать как в определенные периоды своей жизни многие известные художники прошли через импрессионизм. Но постепенно эта задумка сузилась до показа импрессионистического периода художников-авангардистов. Мы определили круг авторов, которых мы хотели бы показать, кропотливо и тщательно отобрали работы и вот сегодня в экспозиции представлено 35 имен, в том числе, первых имен русского авангарда. Мне кажется, лучшее, что может произойти с людьми, которые придут на эту выставку, это то, что они разберутся и поймут каковы корни русского авангарда, как это явление возникло и каким путем художники от академической школы дошли до авангардных исканий”, - рассказала на открытии выставки <b>директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова</b>.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Выставку открывает работа Михаила Ларионова “Прогулка” (1907 г.) - пример раннего импрессионистического периода художника. Полотно было сохранено в семье сына знаменитого архитектора Федора Шехтеля Льва Жегина (Шехтеля), который был дружен с художником и экспонируется впервые. “С этой работой связана очень интересная история. Когда нынешний владелец впервые увидел картину в собрании вдовы Жегина, она была разделена на две части. Две отдельные композиции — “Прогулка с кошкой” и “Прогулка дам” висели по сторонам на соседних стенках, но стало понятно, что они представляют собой единое целое. И на обложки каталога выставки мы решили обыграть эту тему объединения работ”, - рассказала “Культуромании” <b>куратор выставки Анастасия Винокурова</b>. - Из Чувашского художественного музея мы привезли очень интересный «Портрет мальчика» кисти Алексей Кокеля. Эта работа поступила в музей от вдовы художника в 60-е годы и тогда она называлась “Портрет Ленина”. Оборот был заклеен газетами. Сотрудники музея заинтересовались — что же спрятано на оборотной стороне - и там оказался этот чудесный портрет. Он был написан во время учебы Кокеля в Академии художеств и характеризует ранний период творчества художника. Помимо этого мы показываем совершенно чудесные работы Александра Богомазова, одна из которых “Финские Фьорды” предоставлена музеем-заповедником Петергоф. На втором этаже музея - экспозиция, объединяющая мастеров художественной группы “Бубновый валет”, - отметила куратор. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Анастасия Винокурова отметила архитектуру выставки. “Мы представляем работы ранние, малоизвестные. При этом нам хотелось показать чем каждый из мастеров прославился и благодаря какому произведению стал известен. И в архитектуре нам тоже хотелось поддержать линию авангарда. И архитектор блестяще справилась с этой задачей, она вдохновлялась клиновидными формами Лисицкого - они выглядит очень эффектно и среди них репродукции самых известных произведений каждого из мастеров” - сказала она. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге</b> сказал, что очень странно, что этот проект не был сделан ранее. “Все мы знаем, что практически все русские авангардисты прошли через более-менее длительный период того, что их современники и они сами называли импрессионизмом. Для русских новаторов, для молодого поколения той поры — начала 20 века — импрессионизм был, во-первых, новым живописным языком, который позволял освободится от рутины и от провинциальности. А во-вторых, если рассуждать более широко, для русского сознания конца 19 - начала 20 века, импрессионизм - это синоним свободы. Я занимался этим довольно плотно и пришел к такому выводу. Свободная живопись дробными мазками, передающая мгновенное пленэрное впечатление могла быть не похожа на живопись Клода Моне или Ренуара. Но для современников она четко ассоциировалась с понятием “импрессионизм”, а импрессионизм шел через запятую с декадентством или еще какими-то оскорбительными эпитетами. Это было поле боя на котором русская молодежь оттачивала свою живописную свободу — свободу от традиции, свободу от необходимости воспроизводить действительность так, как от них ждали старшие товарищи и публика. Это был очень важный период. И то, что еще эта выставка очень хорошо показывает - под воздействием обстоятельств многие из авангардистов потом вновь стали импрессионистами. Хорошо это было или плохо - это другой разговор, но импрессионизм для России первой половины 20 века — это такое море, поток в который художники ныряли и из которого потом выходили, но который они все равно чувствовали на протяжении всей своей жизни”. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Исследователь и эксперт живописи русского авангарда Андрей Сарабьянов </b>отметил, что собраны прекрасные работы и многие из них показаны впервые, впечатляет и состав работ. “Что касается импрессионизма, я хочу сказать следующее. В России импрессионизм как художественная система был совершенно по-другому воспринят русскими художниками чем то, как его воспринимали сами импрессионисты. Потому что русские авангардисты были скорее девизионистами, чистых импрессионистов у нас не было и не могло быть, потому что это был свой собственный русский путь. Импрессионизм был лишь школой, которую надо было пройти. Кроме того, интересно посмотреть параллели между французскими импрессионистами и русскими пленэристами. Совсем не исследовано, что во второй половине 19 века в русском искусстве расцветал пленэр и это была параллель французскому импрессионизму. Многие русские пейзажисты очень увлекались пленэром и это был важнейший этап чисто русского искусства, русской эволюции. Что касается связи авангарда и импрессионизма, то Малевича в этом смысле очень характерная фигура, потому что начинал как импрессионист — первые работы были символистские, а последующие импрессионистические. И затем произошла очень стремительная эволюция к “Черному квадрату” — буквально за несколько лет он прошел массу стадий европейского искусства и к концу жизни вновь вернулся к импрессионистическим работам. Малевич предвидел, что импрессионизм в русском искусстве задержится и он действительно задержался — он и сегодня везде присутствует. И это было такое его предвидение”.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
К выставке подготовлен каталог, где помимо статей Ильи Доронченкова и Андрея Сарабьянова публикуются тексты авангардистов, первый манифест Давида Бурлюка, Манифест 1908 года, Слово импрессионистов в защиту живописи и текст Василия Каменского о современных течениях.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Важной частью выставки станет первая международная конференция «Импрессионизм в авангарде». 7 и 8 июня специалисты со всего мира - из США, Великобритании, Италии, России, ведущие ученые, искусствоведы, музейщики, кураторы обсудят влияние импрессионизма и постимпрессионизма на мастеров русского авангарда, его освоение и отражение в русском искусстве в период, предшествующий радикальным авангардным экспериментам начала XX века, и во время формирования советского модернизма в 20–30-е годы. Посещение выступлений спикеров и круглых столов будет доступно как для профессионального сообщества, так и для гостей музея по предварительной регистрации.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Выставка «Импрессионизм в авангарде» продлится до 19 августа.</b></span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Ольга Степанова</b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Что скрывается под &quot;Черным квадратом&quot;? Выставка в Музее русского импрессионизма
Что скрывается под &quot;Черным квадратом&quot;? Выставка в Музее русского импрессионизма
Что скрывается под &quot;Черным квадратом&quot;? Выставка в Музее русского импрессионизма