Погода хорошая, город опустел, следующие две недели – почти сплошные праздники. Что делать, если вы остаетесь дома?
1. Сходить на марш Бессмертного полка.
Шествие москвичей с портретами отцов и дедов, тех, кто защищал страну в военные годы, или работал на Победу, или просто честно служил своей Родине, уже стало традицией, городские власти готовятся к нему заранее, ждут всех нас на Тверской 9 мая. Готовим штандарты с фотографиями, ждем праздника.
2. Поняться на смотровую площадку Башни «Федерация».
Если вы еще не видели, как выглядит город с панорамной площадки на 89-м этаже, пора исправить это упущение. Есть дополнительный повод – Музей Москвы устраивает на верхнем этаже башни «Федерация-Восток» выставку, рассказывающую о военной и послевоенной столице. Она называется «Город на высоте: Москва и москвичи в годы войны». В экспозиции работы знаменитых советских фоторепортеров - Евгения Халдея, Семена Фридлянда, Александра Устинова.
3. Полюбоваться цветущей сакурой.
В Японии цветение сакуры – событие, вся страна следит за тем, как ветки вишни покрываются нежными белыми и розовыми цветами. Это время имеет свое название – ханами. Метеостанции делают прогнозы, когда ожидается ханами в тех или других частях страны и сколько оно продлится. В Москве ханами уже наступило, в Главном Ботаническом саду и в Аптекарском огороде сакура распустилась, нужно срочно ехать и любоваться, делать селфи, радоваться весне.
4. Узнать все о московском модерне.
В мае в Москве и Подмосковье открылись сразу несколько выставок, посвященных этому «бесстыдному», стилю, как называл модерн Валерий Брюсов, который просуществовал недолго, до первой мировой войны, но оставил огромное количество произведений в разных жанрах.
Музей архитектуры имени Щусева представляет «Эпоху модерна» - экспозицию, собранную из работ архитекторов, работавших во второй половине XIX и начале XX века, среди них Роман Клейн, Ипполит Иванов-Шиц и, конечно, Федор Шехтель, без зданий которого Москву невозможно себе представить.
В заповеднике «Абрамцево» выставку посвятили Савве Ивановичу Мамонтову, последнему владельцу усадьбы и создателю знаменитого художественного кружка, объединившего таких крупных московских мастеров, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Василий Поленов и Елена Поленова. Возможно, именно благодаря абрамцевскому кружку московский модерн стал таким, каким мы его знаем, наполненным образами древней русской архитектуры и фольклора.
А музее-заповеднике «Царицыно» выставка называется «Сады Серебряного века». Здесь можно увидеть не только те сады, которые любили рисовать Константин Сомов и Борис Кустодиев, но и фантастические пейзажи Константина Богаевского, пейзажные образы в русском театре, где ведущую роль играют эскизы Бенуа к балету «Павильон Армиды», и мебель, созданную мастерами Абрамцево по рисункам Елены Поленовой.
5. Посмотреть работы фотографа, который одним из первых рассказал Западу о Советском Союзе.
В рамках фестиваля «Черешневый лес» на 3-й линии ГУМа открылась выставка работ Владимира Сычева, одного из самых известных фотографов советской эпохи. В 1980-м году он эмигрировал во Францию и очень быстро добился там признания: уже через полгода его снимки публиковал Vogue. Вскоре он начал сотрудничать с другими крупными журналами: Paris Match, Le Figaro, Life, Stern, а затем и с агентством Sipa Press, где он проработал до 2010 года.
В 80-х годах Сычев был самым публикуемым фотографом в мире – он делал портреты мировых знаменитостей, и многие из них стали его друзьями: Михаил Барышников, Роман Полански, Ив Сен Лоран и Поль Берже, Карл Лагерфельд, Кензо Такада, Сезария Эвора. Сопровождал в поездках и на интервью французских президентов - Франсуа Миттерана, Жака Ширака, Николя Саркози, снимал глав государств в переломные моменты их жизни – например, Михаила Горбачева после отречения от власти.
Но больше всего, признается Сычев, ему нравится фотографировать на улице: и его справедливо считают одним из лучших стрит-фотографов и первопроходцев этого жанра. Хотя сейчас фотограф отказывается от пленки в пользу цифры, своему монохромному стилю он не изменяет. «Цветная фотография – чистая репродукция, а черно-белая от репродукции оторвалась (ведь реальность цветная!), но до искусства не долетела. Поэтому хорошую черно-белую фотографию можно повесить на стенку, а хорошую цветную - только на коробку от конфет», - объясняет художник.
6. Увидеть, как ведут себя на репетициях Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов и другие герои московской сцены.
В московском Доме-музее Островского на Ордынке открылась выставка «Режиссер. Рождение спектакля» - мультимедийный проект фотографа Александра Иванишина. В течение пяти лет он ходил на репетиции Константина Богомолова, Юрия Бутусова, Валерия Фокина, Евгения Каменьковича, Алексея Бородина, Кирилла Серебренникова и других известных театральных режиссеров, чтобы увидеть, как рождается спектакль.
«Говорят, люди бесконечно могут смотреть, как течет вода, как горит огонь и как работают другие. Я люблю смотреть репетиции. Долгими часами, - комментирует фотограф свой проект. - Меня завораживает процесс создания спектакля. Он чем-то напоминает мне работу живописца над картиной. Сначала карандашный набросок, тонкими линиями; нет костюмов, не готовы декорации, освещение дежурное, неяркое. Постепенно прорисовывается сюжет, характеры, интонации персонажей. Шаг за шагом, подробно, с бесконечными повторениями, пробами. Пока, наконец, не прозвучит заветное: «Закрепим!»
На снимках Иванишина запечатлен не сам процесс, а творцы, которые им руководят, московские режиссеры, которых он поймал в момент мучительных раздумий, внезапного озарения или ярости (и такое бывает). За каждым снимком – долгие часы, проведенные на репетициях, и любовь к театру. Если вы любите его так же, как фотограф, вам сюда.
7. Послушать, как звучат старинные шарманки, оркестрионы и музыкальные автоматы.
В одном из старинных кварталов Китай-города, неподалеку от знаменитой Хитровки, описанной Гиляровским, есть удивительный частный музей «Собрание». Если бы все кому-нибудь пришло в голову запустить, включить, завести все хранящиеся в нем экспонаты, звук был бы слышен на другом берегу Москва-реки. В музее собраны самоиграющие музыкальные инструменты (помните механическое пианино в фильме Никиты Михалкова?) и механические забавы - музыкальные шкатулки, органы, оркестрионы, граммофоны и фотографы, часы с боем и так далее. Кроме этих звучащих редкостей, владелец коллекции Давид Якобашвили собрал уникальную коллекцию русской бронзы – такое количество скульптур Паоло Трубецкого и Марка Антокольского не увидишь ни в одном государственном музее. Попасть в частный музей с улицы нельзя, надо записываться заранее на сайте. Заодно можно и прочитать о самых интересных экспонатах, чтобы потом, во время экскурсии, рассмотреть их повнимательней.
8. Побывать на главных выставках весны, которые вы еще не успели увидеть.
Включите в свою культурную программу главные выставки весны, которые летом заканчивают свою работу. Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» в ГМИИ имени Пушкина продолжается до 20 мая, картины и графику Эдварда Мунка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи будут показывать до 14 июля, масштабная экспозиция Репина в новой Третьяковке открыта до 18 августа. Но летом точно будет не до выставок, лучше не откладывать и посмотреть их сейчас.
Татьяна Филиппова