Американский музей естественной истории решил поменять концепцию
Музей естественной истории в Нью-Йорке решил полностью отказаться от демонстрации человеческих останков, которые традиционно представляли существенную часть экспозиции. Этот шаг стал реакцией на публикацию в издании Hyperallergic, которое провело собственное расследование по поводу того, как останки более чем 12 тысяч человек очутились в данном музее.
Хорошим примером является история скелета вождя с территории современной Танзании, потомки которого провели расследование, пытаясь найти останки своего предка. В 1900-м его вместе с еще несколькими членами племени повесили немецкие колонисты (видимо, уже тогда отрабатывая навыки по этническим чисткам). Вслед за чем тело исчезло. Потомкам удалось проследить его судьбу — тело вывезли в Германию для исследований и опытов. Вслед за тем, в 1924 году в составе коллекции, состоящей из 5000 (!) черепов и 200 скелетов, останки были проданы из Германии в Американский музей естественной истории. Кроме того, очень много останков было получено при раскопке индейских могил на территории США, Канады и Мексики — без всякого согласования с племенами, к которым принадлежали умершие.
Интересно, что «тема костей» весьма популярна среди американских музеев. Всего в США в музеях находятся останки сотен тысяч (!) людей, из них примерно 100 тысяч — это останки американских индейцев. В Смитсоновском институте и его музеях хранится 33 тысячи подобных экспонатов, в университете Гарварда — 22 тысячи. Увлечение антропологией под этим углом началось во второй половине XIX столетия и имело в качестве основы теорию расового превосходства, которую, собственно, и пытались доказать, сравнивая черепа и кости.
Музей объявил о смене политики в отношении останков еще до скандальной публикации — очевидно вследствие получения запроса от журналиста. Правда, из 12 тысяч «человеческих» единиц хранения в залах сейчас выставлены всего 12, в том числе знаменитый «медный человек» — мумифицированные останки возрастом 1500 лет, принадлежавшие чилийскому шахтеру, которого завалило в шахте. Следующим шагом станет возвращение останков возможным потомкам — для последующего захоронения.
Татьяна Филатова
Фото: Редакция