Старинное ожерелье, состоящее из 500 бриллиантов, будет выставлено на продажу аукционным домом Sotheby’s. Торги должны состояться в ноябре в Женеве. Примечательным является даже не цена (эстимейт составляет 2,1–2,8 млн долларов в долларовом эквиваленте), а история — считается, что часть камней в этом шедевре украшали в свое время знаменитое «Ожерелье Марии Антуанетты», скандал вокруг которого, как считается, стал одним из факторов, спровоцировавших Великую Французскую революцию.
Изготовленное в XVIII столетии ожерелье с общим весом камней в 300 карат и длиной 67 см появляется на публике впервые за последние полвека. Известно, что в начале прошлого века его приобрели британские маркизы Англси, англо-уэльская семья, имеющая близкие связи с британским престолом. Последний раз посторонние видели украшение в 1953 году на коронации Елизаветы II, до этого представительница дома Англси одевала его так же на коронацию – короля Георга VI в 1937 году.
В шестидесятые Англси продали ожерелье, и в 1979 году оно экспонировалось в Нью-Йорке на выставке в Американском музее естественной истории. После чего его приобрел некий коллекционер из Азии, что и выставляет его сейчас через аукционный дом на торги. В материалах к той выставке сообщалось, что ожерелье было создано в 1776 году британским ювелирным домом Колинвуд. Камни для него добыты в индийских шахтах Голконды, которым насчитывается около тысячи лет. Местные алмазы славятся своей чистотой и прозрачностью.
Теперь, однако, появилась иная версия — гораздо более красивая. Скорее всего, Sotheby’s надеется таким образом разогреть ажиотаж вокруг продажи. Красивая легенда связывает выставленный лот с именем французской королевы Марии-Антуанетты, казненной революционерами в 1793 году и так называемым «Делом о бриллиантовом ожерелье» — делом о мошенничестве с целью завладения ожерельем, якобы предназначавшимся для французской королевы Марии-Антуанетты, ставшее основанием для громкого и скандального уголовного процесса в 1785–1786 годах.
Суть истории такова. У французских ювелиров Бемера и Бассанжа после смерти Людовика XV осталось на руках бриллиантовое ожерелье огромной стоимости, изготовленное для фаворитки короля, графини Дюбарри. После смерти короля фаворитка лишилась своих богатств, а покупателя для такой дорогой вещи найти было нелегко. Ювелиры попытались было склонить новую королеву Марию-Антуанетту к приобретению ожерелья в 1781 году, но, ввиду расстройства финансов, королева не решалась потребовать от Людовика XVI крупную сумму.
Некоторое время спустя придворная дама, мошенница и авантюристка графиня Жанна Ламотт-Валуа, считавшаяся особой, приближенной к королеве, выразила согласие по просьбе ювелиров переговорить с Марией-Антуанеттой. Ламотт втянула в аферу ничего не подозревающего кардинала Луи де Рогана, своего любовника, который стал главным переговорщиком с ювелирами. Она устроила ему в версальском саду встречу с загримированной модисткой, которую представила как королеву, после чего кардинал занялся этим делом. От имени «королевы» он купил ожерелье за 1 млн 600 тыс. ливров, однако большая часть оплаты была подтверждена заемными письмами. Естественно, долги никто не погасил. Когда начались суд да дело, выяснилось, что подпись королевы на письмах подделана, а муж Ламотт уже продал из ожерелья часть камней и сбежал в Лондон. История эта еще раз продемонстрировала французскому обществу, чем заняты его «сливки» и, как считается, стала одним из нескольких толчков, что привели в итоге к тектоническому сдвигу 1789 года.
Правда, в описании лота не дается четкого объяснения, каким образом в ожерелье, изготовленное в 1776 году в Англии (если верить данным выставки в Нью-Йорке), могли попасть бриллианты из «Ожерелья Марии-Антуанетты», каннибализированного в 1784 году. Если же имеется в виду, что это одно и то же ожерелье, то почему об этом не говорится напрямую? Sotheby’s ссылается на книгу воспоминаний, изданную в этом году (!), где в разделе «Дневники 1947–1953 гг» политик Генри Чаннон утверждает, что камни из французского артефакта использовались для создания ожерелья, находящегося во владении семьи Англси — и, похоже, что это – единственное доказательство. Так что, еще раз, главное правило аукциониста — хочешь продать подороже, придумай красивую историю!
Сейчас ожерелье будет поочередно выставляться в офисах Sotheby’s в Лондоне, Гонконге, Нью-Йорке, Сингапуре, Тайбее, Дубае, чтобы в конце концов прибыть в Женеву.
Игорь Сирин
Фото: Sotheby’s