В Третьяковской галерее открылась выставка шедевров русской графики из собрания Государственного исторического музея
Третьяковка уже не первый раз показывает графику из собрания крупнейших российских музеев - Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа. Для этого оборудованы шесть специальных залов. Выставка шедевров из собрания Государственного исторического музея продолжает эту серию и представляет публике очень обширную подборку русской графики - представлено порядка 300 произведений. Треть работ были специально отреставрированы к выставке - многие буквально возвращены к жизни.
Одна из главных задач, которую ставили перед собой кураторы - раскрыть не только историческую, но и художественную ценность графических листов.
Собрание Исторического музея - одна из самых больших музейных коллекций в мире и графика в ней представлена весьма обширно - около 30 тыс. листов. Графическую часть собрания отличает непревзойденный уровень исполнения самих произведений, поскольку искусство рисунка и акварели в России конца XVIII–XIX века находилось на высочайшем уровне.
Безусловная гордость этой коллекции - собрание рисунков А. В. Тропинина, которое попало из коллекции А. П. Бахрушина. Это огромное собрание - порядка 400 рисунков - необычайно обаятельных, живых, летучих набросков к живописным портретам.
“Графика, представленная на этой выставке - это действительно шедевры. И хотя перед нами стояла задача сосредоточиться на художественной стороне выставки, шум истории все равно слышен в каждом произведении. Графика по своей сути прикладная. Это заказные вещи, которые должны были осветить определенные события или географические местности или создать портреты определенных лиц. Но общий уровень русской графики XIX века настолько блестящ, что создается блестящий образ XIX века и блестящий образ коллекции, которая имеет свое лицо и достойна такого показа. Это действительно очень крупное событие в культурной жизни Москвы”, - отметила куратор выставки со стороны Третьяковской галереи Ирина Шуманова.
Экспозиция разделена на шесть частей. Некоторые работы демонстрируются по хронологии. Например, в первом зале представлены раритетные, очень редкие листы XVIII века. В других залах показаны наброски и графические работы отдельных художников - особенно интересными считаются рисунки Василия Андреевича Тропинина и знаменитого художника-романтика Александра Осиповича Орловского. Также представлена одна из лучших коллекций видовой графики - она разделена на два зала - первая и вторая четверть ХIХ века. Последний зал - придворная графика. Придворные художники оставили летопись трех последний царствований - это и коронации и придворная жизнь и даже крушение поезда в Горках.
Куратор выставки от Исторического государственного музея Анастасия Васильченко рассказала “Культуромании” о художественных и исторических особенностях представленных графических листов.
- На выставке очень много изображений Москвы. В Историческом музее большая коллекция этих работ?
- В состав нашего музея в 1920-е годы вошла вся коллекция Музея Москвы. Там было огромное количество видовых графических листов, которые собирались с 1900-х годов по 20-е годы ХХ века. Потому в нашем собрании очень много изображений Москвы - такой огромной коллекции московских видов больше нет нигде и она не сравнится ни с одной другой коллекцией. Вообще, в нашем музее огромная видовая коллекция. В отделе архитектурной графики хранятся, как архитектурные чертежи так и видовые работы. Этот отдел был создан знаменитым архитектором-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским в 30-е годы ХХ века.
Также у нас огромная видовая коллекция Петербурга. Они перешла к нам от Петра Яковлевича Дашкова - петербургского коллекционера, знаменитого собирателя графики. Московская и петербургская коллекции очень разные. Петербургские коллекции - это в основном придворные коллекции и виды города. В Петербурге было больше придворных академических художников, поэтому качество этих работ очень высокое. В Москве были другие коллекции. В Третьяковской галерее мы видим художников более оппозиционных, условно говоря - "передвижников". Московские собиратели были более “всеядны” - они собирали все (поэтому у нас в музее и Тропинин и акварельные портреты и много всего другого). Москвичам придворные коллекции были не так доступны. Главные московские собиратели - это создатель музея российских древностей - одного из крупнейших собраний России П. И. Щукин и А. П. Бахрушин.
- Неужели все работы, которые мы видим - создавались на заказ? Художники рисовали для себя?
- Да, практически все, акварельные портреты все тоже заказные. Для себя художники не рисовали, разве только в альбомы. Из тех работ, что мы видим - для себя рисовал только Тропинин - это была его “кухня” художника - подготовительные работы, которые остались после его смерти, а все остальное - это заказные работы. Акварель ценилась и с начала ХIХ века акварельный портрет, акварельный вид были лучшим подарком - быстро, просто и украшало стену.
- Насколько документальна представленная акварель? Можно ли сказать, что она играла роль фотографии?
- Акварель не играла роль фоторафии, это совершенно две разные вещи. И она не документальна - это преображенная, претворенная реальность. Художники делали собирательный образ видописи. В пейзаже не стояло задачи сделать реалистичный образ - он всегда приукрашенный, это творение человека, а не творение природы. Лишь некоторые элементы реальности вплетаются. Например, графика “Восстание декабристов” - эта сцена тоже придумана в угоду императору - император, естественно, так близко к площади, где происходило восстание, не подъезжал. Это синтезированный образ - как хотел Николай Павлович видеть так и нарисовали. Все очень собирательно.
Это же касается и интерьеров - художники-акварелисты претворяли, переделывали пространство - преображали, раздвигали, что-то дорисовывали. Именно поэтому финальные виды интерьеров, когда их в 60-е-70-е годы ХIХ стали фотографировать - отличались от рисунков. К тому же фотография тогда была монохромная и не решала какие-то принципиально важные цветовые моменты.
А в конце XVIII - начале XIX века был вообще другой принцип рисования - академические каноны и пейзажа и портрета. Тогда интересовали не психологический портрет человека, ни его метания, а, в основном, лишь его статус. Что касается пейзажа, то он строился строго по планам - трехплановый, трехцветный, стаффаж часто придумывался другой. Чтобы пейзаж был завершен обязательно обрамлялась кулиса - на первом плане с двух сторон были деревья. Пейзаж трансформировался - передний и задний план поднимались для того, чтобы все это было должным образом облагорожено, стилизовано в духе классицизма. На все были свои законы - люди по-другому мыслили и чувствовали - не так как даже в середине XIX века, не говоря уже о ХХ.
Дело в том, что никому не приходило в голову документировать реальность в живописи и искусстве, потому что она и так была перед глазами и это было не интересно. Этим занялись лишь в 30-е годы ХХ века, когда в обществе появился запрос, да и фотография стала более доступна.