«Франция и Россия. Десять веков вместе» в Музеях Московского Кремля раскрывает не столько секреты международных отношений, сколько белые страницы нашей собственной истории.
Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе» в Музеях Московского Кремля раскрывает не столько секреты международных отношений, сколько белые страницы нашей собственной истории.
Десять веков создатели экспозиции отсчитывают с середины одиннадцатого столетия – выставку открывает грамота, датированная 1063 годом и напоминающая о династическом браке дочери Ярослава Мудрого Анны Ярославны и французского короля Генриха I. Эта грамота, предоставленная Национальной библиотекой Франции, считается единственным сохранившимся документом, подписанным Анной Русской.
Историки спорят, писала ли Анна Ярославна по-латыни или по-французски, ответа пока нет, но есть тайны, которые за время работы над экспозицией немного прояснились. Открытиями сотрудников Музеев Кремля с «Культуроманией» поделилась сокуратор выставки Светлана Амелёхина. В одной из витрин, по ее словам, собраны вещи, которых здесь не должно было быть.
- Они поступили в Оружейную палату, которая еще не была музеем, как часть имущества Николая II и Александры Федоровны, эвакуированного вместе с Бриллиантовой комнатой Зимнего дворца в 1914 году, во время Первой мировой войны. До 1922 года эти ящики стояли нераспакованными, Оружейная палата была заставлена до потолка.
В 1922 году ящики начали распаковывать, и большая часть вещей была продана в антиквариат. (Реликвии российского государства продавали всем желающим их купить, таким, как Арманд Хаммер, сделавший себе состояние на царских драгоценностях. – Прим. Ред.) И потом директора Оружейной палаты, помня эти вещи, все-таки их вернули.
То, что вы видите, это вещи, которые сейчас, именно в связи с этой выставкой, во время изучения французской коллекции нам удалось атрибутировать.
Это часть коллекции Александры Федоровны, хранившейся в Зимнем дворце, в так называемой «Гостиной Людовика XVI». В гостиной был некий секретер, и в нем лежали вещи, которые царская чета, видимо, специально покупала у антикваров. Но какие вещи! Молитвенник королевы Марии Лещинской, супруги Людовика XV, что подтверждает надпись на обороте и королевский вензель, герб ее и Людовика. Табакерка работы парижского ювелира Жозефа Этьенна Блерзи, 1773 год. У них было три таких табакерки, две сейчас в Эрмитаже, одна хранится у нас.
Вот этот дивный туалетный прибор, который я храню, поэтому могу подробно рассказать о нем, выполнен в стиле шинуазри из мургабского нефрита, крышка открывается, на оборотной стороне зеркало, и под ней еще одна лаковая крышка. Внутри хрустальные флаконы, кисточка – я видела портрет маркизы Помпадур, где она сидит с точно такой кисточкой и румянит себе щеки.
Здесь же потрясающая табакерка, которая точно происходит из королевской коллекции, потому что художник Саваж – это придворный художник Людовика XVI, и на крышке изображены детки Людовика XVI и Марии-Антуанетты. А вот эта тросточка, вернее, рукоятка для трости, по преданию, принадлежала госпоже Дюбарри. Изображен здесь ее любимый негритенок Замор, который потом ее предал, из-за него она попала на гильотину.
Откуда мы знаем все это? Дело в том, что в 1904 году под патронатом императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге при музее фон Штиглица была организована гигантская выставка. Все самые знаменитые фамилии России и французские антиквары привезли туда самые ценные свои вещи, каталоги сохранились и все эти предметы были подробно там описаны.
Самое потрясающее в витрине – французское кружево. Мне удалось распутать связанную с ним историю именно к этой выставке. Но я всегда на него любовалась, мне казалось, что это самое красивое кружево в нашей коллекции, потому что чувствуется рука великого художника, который делал для него эскиз.
Дело в том, что вместе с ювелирными произведениями из Бриллиантовой комнаты в Оружейную палату пришел сундук, в котором находился 91 отрез кружев из коллекции императрицы Александры Федоровны. Из содержимого этого сундука осталось очень мало, потому что после революции все вещи, у которых по инвентарям были именные приписки, например «зонтик Александры Федоровны» или «чепчик наследника» были отправлены на продажу и канули в неизвестность. Вот этот кусок кружева не имел никаких надписей и поэтому остался, но мы открыли каталог выставки 1904 года и увидели его на фотографии. Под ним написано, во-первых, что его предоставила на выставку графиня Стенбок-Фермор, а второе, что оно принадлежало Марии-Антуанетте.
На каком аукционе эти кружева ухитрились приобрести наши аристократы, мы не знаем. Аукционов было несколько в Париже и в Лондоне, сразу после казни Марии-Антуанетты. Но мне удалось найти фотографию графини Стенбок-Фермор. Она сидит во дворе своего дома, которого больше нет, его разбомбили во время войны, рядом стоит фарфоровый бюст Марии-Антуанетты – подобный можно увидеть на нашей выставке, и над головой у нее висит это кружево. Почему кружево попало к Александре Федоровне, если Стенбок-Ферморы его хранили? Это была богатейшая семья, они были как Крезы, но в начале двадцатого века единственный наследник фамилии увлекся актрисой, которая его разорила, и графиня была вынуждена лично обратиться к императору с просьбой наложить арест на имущество, чтобы сын не промотал все окончательно.
Она могла обратиться к императору, потому что ее покойный супруг служил с ним в одном полку, они были очень близки. И действительно, император на следующий день наложил арест на имущество графини. Возможно, она передала Александре Федоровне это кружево в благодарность. Но кружево сохранилось только потому, что оно попало в этот сундук, а сундук попал в Музеи Кремля.
На выставке много вещей, которые в двадцатые годы удалось спасти директору Оружейной палаты Дмитрию Иванову. Но много и тайн, которые до сих пор не разгаданы. Трость, принадлежавшая мадам Дюбарри, до сих пор не найдена, ее следы ищут, но пока о ее судьбе ничего не известно.
Татьяна Филиппова
Фото предоставлено Музеями Московского Кремля