В прошлом году на российском рынке резко вырос спрос на коллекционный фарфор. «Культуромания» обсудила тенденции с гендиректором «Русской эмали» Владимиром Лабазовым и экспертом АД Марией Румянцевой.
— Чем рынок коллекционного фарфора отличается от других предметов коллекционирования, в чем специфика?
— На рынке декоративно-прикладного искусства фарфор и серебро – это едва ли не самые инвестиционно-ёмкие направления. Если говорить о коллекционном фарфоре, то его уникальность и ценность складывается из нескольких факторов, один из которых – степень сохранности. Это очень хрупкий материал, и чтобы обеспечить идеальную сохранность на протяжении 200, а то и 300 лет нужно было приложить немалые усилия. Рынок высоко ценит фарфор, дошедший в именно полной сохранности — без сколов, трещин или других повреждений.
Большое значение имеет провенанс изделия, не зря европейские аукционы выносят этот пункт отдельной графой, а также известность мануфактуры или имя мастера, его выполнившего. Фарфор в массе — это прикладное искусство, то есть все-таки тиражное. Поэтому особенно ценится и влияет на стоимость изделия именно авторская роспись. Особенно, если ее исполнил известный живописец. Так из прикладного предмета фарфор превращается во что-то эксклюзивное, ценное и именно декоративное. Яркий пример — агитационный фарфор. Такие изделия часто создавались в единственном экземпляре, расписывались художниками вручную. Сейчас сохранившиеся предметы на аукционах уходят за существенные суммы.
— Есть данные, что российский рынок фарфора в последнее время активизировался. О чем именно речь и с чем это связано?
— Правильнее будет сказать, что вырос интерес к истории. В том числе, на волне событий, — к российской истории. Это не случайно, если проследить во времени, то во все сложные периоды в нашем Отечестве всегда возрастал интерес к «своему искусству, истории, традициям и корням». Сейчас особенно усилилось внимание к предметам на русскую тематику, сюжетами которой активно украшали фарфоровые изделия в XIX веке. Кроме того, спрос на фарфор увеличился на фоне сложностей с ввозом предметов из-за рубежа в силу наложенных санкций. Рынок, соответственно, стал в разы меньше подпитываться извне. Количество хороших вещей, которые приходили к нам из Европы, заметно сократилось. Спрос на то, что осталось на внутреннем рынке, начал повышаться.
— Можно ли говорить о рынке фарфора с инвестиционной точки зрения?
— Безусловно, о рынке фарфора с инвестиционной точки зрения и стоит говорить. С учетом того, что старинного фарфора с каждым годом больше не становится, как минимум, в силу его физических свойств, это достойная инвестиционная область. Цена на фарфор не зависит от колебаний рынка ценных металлов, как, например, в монетах и серебре, он не подвержен разрушению от температурно-влажностных изменений, как живопись, его, главное, не разбить и не ударить.
— Как выглядит рынок коллекционного фарфора в России, отличается ли он от мирового, как формируется предложение?
— Российский рынок антиквариата обособлен от мирового уже не первый год. Не только на фоне санкций, но и в силу законодательного аспекта, невозможности вывезти антикварный фарфор, да и практически весь антиквариат, имеющий культурную и художественную ценность, за пределы страны. Поэтому российская практика сильно отличается от мировой.
На любом рынке антиквариата, и фарфора в том числе, особенно любят “свою продукцию”. В России особенно ценят русский фарфор, в Германии же любят немецкий и так далее... У нас это ощущается вдвойне сильнее. Если в той же Германии наравне с первыми фабриками, такими как “Мейсен”, ценят и покупают французский Севр, итальянскую фабрику Каподимонте, не пропустят и датский Ройал Копенгаген, то многие наши коллекционеры, в силу обособленности рынка, больше ориентированы во вкусах на “русское”.
По статистике аукционов заметно, что в России не каждый ценитель искусства готов заплатить за достойную мейсенскую вещь как за «любопытную» русскую. И это ни в коем случае не критика, ведь в силу этой же обособленности через руки специалистов проходит очень небольшое количество достойных европейских предметов, что еще больше концентрирует внимание и взгляд на отечественном фарфоре. Вся эта совокупность факторов, усиленная законодательными реалиями, и формирует тенденции рынка. Определение ценности изделий формируется внутри, а спрос и предложение мало подвержены мировым тенденциям.
— Какой именно фарфор обычно собирают в России?
— Чаще всего в России собирают фарфор производства отечественных мануфактур. Самые известные «частники» – это заводы Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова и т. д. Есть коллекционеры, которые концентрируются только на изделиях заводов Гжели. Ну и, конечно же, особняком стоит коллекционирование предметов Императорского фарфорового завода.
Кроме того, можно обобщить и выделить два больших «временных» сегмента — советский и дореволюционный фарфор. Если о «старом фарфоре» я сказала выше, то говоря о советском фарфоре, нужно выделить область «ранних Советов» или агитационного фарфора. Для послевоенной эпохи уже можно выделить изделия Дмитровского, Дулевского и Ленинградского заводов. В этот период особенно ценятся авторские, подписные вещи.
— Есть ли проблема подделок, что с этим делать?
— Проблема подделок в России была актуальна еще в XIX веке, а в Европе даже раньше — с XVIII века. Фабрики имитировали китайские экспортные марки, самих себя «раннего периода» и друг друга. Сейчас это по-прежнему острый вопрос. Чем дальше заходит технический прогресс, тем проще становится фальсифицировать вещь. Тем не менее в сегменте фарфора подделать определенные моменты — состав глазури или оттенок пигмента, все еще невероятно сложно. Да, безусловно, отлить форму по образцу, если он есть, не составит труда. Но повторить роспись, где на результат влияет оттенок и химический состав красок, авторский почерк художника, непросто. Помимо этого, современные работы, даже когда они хорошо выполнены, все равно несут в себе некую печать настоящего времени, а не того, под которое создаются.
— Нужно ли популяризовать коллекционирование фарфора, или это удел узкого круга знатоков-ценителей, массовый подход только все девальвирует?
— На мой взгляд, нужно. Это оживит рынок, увеличит количество предложений. На самом деле, фарфор —это глубокая и во многом еще не изученная тема, за которой стоит масса новых сегментов коллекционирования. Чем больше людей будут увлекаться этой темой, тем больше “белых пятен” в истории российского фарфора можно закрыть. Популяризация фарфора ко всему прочему внесет большой исследовательский вклад в этот сегмент декоративно-прикладного искусства.
В XVIII веке фарфор называли “белым золотом”, этот статус актуален до сих пор. Русский фарфор славится своей тонкостью и изяществом, мастерством и высотой художественного и технологического исполнения, потому что на наших заводах работали одни из лучших художников и формовщиков (в том числе и европейские). Возвращаясь к тому, что фарфор – это область декоративно-прикладного искусства, то он очень тесно переплетен с историческими и бытовыми реалиями страны, с судьбами художников. Поэтому популяризация фарфора внесет «глоток свежего воздуха» в эту область коллекционирования.
Татьяна Филиппова
Фото: предоставлено компанией «Русская эмаль». Ваза, Россия, Санкт-Петербург, завод братьев Корниловых, 1840-е гг.