Объявлено о создании новой технологической платформы для коллекционеров и инвесторов
Российский рынок коллекционных предметов, столкнувшись с вынужденной изоляцией, продолжает искать оптимальные формы развития. На этой неделе было объявлено о создании технологической платформы «АртСреда», где можно будет приобрести не только предметы искусства, но и ювелирные украшения и вина. Платформа должна заработать 31 марта.
Вот как описывают проект сами создатели. «Проект соберет в едином digital-пространстве аукционные дома, галеристов, художников, коллекционеров и всех ценителей искусств. Миссия платформы — создать возможности для коммуникации всех участников рынка, обеспечить их удобной и безопасной площадкой для продажи и приобретения предметов коллекционирования».
Среди учредителей проекта — глава крупнейшего в России портала, посвященного рынку искусства, ArtInvestment.ru Егор Молчанов (недавнее наше интервью с ним смотрите здесь), Александр Попов, руководитель НИНЭ имени П.М. Третьякова (экспертиза подлинности предметов искусства), а также совладелец ювелирного бренда АDAMAS Эдуард Бендерский. Инициаторы запуска «АртСреды» среди прочих причин, сподвигнувших их на этот шаг, отмечают тот факт, что многие зарубежные аукционы сегодня не дают делать ставки участникам с российскими IP-адресами. Сюда можно добавить и логистические проблемы — даже если вы выиграли лот, продавцы нередко отказываются отправлять его в Россию, ссылаясь на прямой запрет властей страны. Особенно «последовательны» здесь АД из Австрии, возникают проблемы с Великобританией, Италией и Германией. «Кроме того, создателей «АртСреды» наверняка вдохновил успех израильской площадки Bidspirit, которая пришла в Россию несколько лет назад и собрала под своим «зонтиком» уже более 200 аукционных домов», — сказал «Культуромании» один из участников рынка.
Как сообщили «Культуромании» представители «АртСреды», размер инвестиций, детализация трат и доли учредителей не разглашаются. Также пока неясно, как будет выглядеть интерфейс и функционал площадки. Ее создатели обещают показать «товар лицом» на презентации в Новой Третьяковке 29 марта, то есть всего за два дня до запуска. Некоторые детали раскрывает в пресс-релизе Егор Молчанов: «Мы первыми вводим платежный модуль, который позволит как покупателям, так и продавцам упростить процесс оплаты. У нас будут проводиться классические торги с ведущим, автоматические и параллельные аукционы (их еще называют “скандинавскими”). Такие форматы торгов в России крайне редки, хотя во всем мире они активно практикуются. В будущем нашим клиентам станут доступны также инструменты аналитики, услуги по оценке предметов искусства, сервис доставки и многое другое». Согласно бизнес-плану, через три года объем продаж на площадке может достичь 1 млрд рублей или 13,5 млн долларов в текущих ценах. Как ранее сообщала «Культуромания», по оценкам компании Bidspirit, в 2022 году на данной площадке было продано лотов на 88 млн долларов.
Надо учитывать, что в прогнозируемых продажах учитываются не только традиционные предметы коллекционирования, но и ювелирные украшения и вина. Как говорится в официальном заявлении учредителей, «на платформе будут проводиться аукционы драгоценных камней, бриллиантов и коллекционных вин… «АртСреда» на эксклюзивных условиях уже заключила соглашение о сотрудничестве с ювелирной сетью АDAMAS и дистрибьютором вин — группой компаний Simple. Другими словами, перед нами, скорее всего, попытка создать не просто очередной сайт-аукционник, пусть и с инвестиционным уклоном, а портал, формирующий определенный стиль жизни у людей с доходами серьезно выше средних.
Руководитель и один из владельцев израильской компании Bidspirit Александр Киселевский сообщил «Культуромании», что не опасается конкуренции со стороны «АртСреды», а также подчеркнул, что видит определенный конфликт интересов в новом проекте. «Если посмотреть, кто акционеры компании, то в чем мы видим проблему? Если взять Bidspirit или другую подобную глобальную площадку, которых всего шесть в мире, то мы увидим, что это софтверные компании, занимающиеся разработкой технологических платформ. То есть это прежде всего инструмент для ведения аукционного бизнеса, они не имеют никакого отношения к рынку. И это важно, ведь если такая компания владеет каким-либо аукционным домом, то неизбежно этот аукцион получит данные по сделкам всех остальных аукционных домов. Что мы видим здесь? Де-юро у новой площадки есть два своих АД, ArtInvestment.ru и «Художественный», а де-факто еще два, это «Петербургский аукционный дом» и «Клуб коллекционеров графики», где Александру Попову принадлежит еще по 20%».
«Культуромания» будет следить за развитием нового проекта.
Татьяна Филиппова
Фото: предоставлено «АртСреда»