Василий Баженов был человек загадочный, обросший легендами - непонятный для многих, со своими собственными озарениями и прозрениями. Архитектор императрицы Екатерины II, получавший от нее фантастические заказы, а вслед за этим - укоры и запреты на продолжение строительства, доводившие его до отчаяния. Памятник Баженову и его ученику Матвею Казакову установлен относительно недавно в Царицыне, а его заброшенная могилка в Старом Глазове под Тулой утрачена.
Василий Иванович Баженов родился в 1737 году в Калужской губернии в семье сельского псаломщика. Как талантливый и подающий надежды юноша он был принят в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где обратил на себя внимание своими успехами в науках.
Баженов замечательно рисовал, особенно здания и его рекомендовали в архитектурную школу Дмитрия Ухтомского. Из этой школы вышли все крупнейшие архитекторы той эпохи. Сам Ухтомский прославился своей великолепной барочной архитектурой.
После обучения в школе Ухтомского, Баженов продолжил образование в Московском университете, а затем в Академии художеств и за казенный счет в качестве пенсионера (а таких выбирали из самых лучших) поехал за границу - сначала в Париж, а потом в Италию. Там он немедленно обратил на себя внимание своими вдохновенными архитектурными проектами и необыкновенным умением очень точно, даже изысканно создавать макеты зданий. Ему предлагали работу, но он вернулся на родину.
В Петербург Баженов прибыл уже как прославленный мастер. Он ждал возможности проявить себя, но в Петербурге ему это не удалось. Тогда по приглашению графа Орлова Баженов приезжает в Москву.
В Москве живет в Кремле и занимается понемногу реставрацией, ремонтом, реконструкцией. Архитектор проникается духом этого места, у него возникают новые фантастические идеи. И вдруг Екатерина II вспоминает о Баженове и поручает ему спроектировать в Кремле большое здание для царского дворца. Это было именно то, чего хотел архитектор.
Он воображал себе не просто новое здание, а фактически другой - реконструированный Кремль. Без крепостных стен - нужно было, чтобы выход к Москве-реке был открыт; широкая парадная лестница, чтобы можно было входить в Кремль как в обиталище просвещения и народного единства.
Кроме дворца он задумал общественные здания, театр, площади-форумы для народных собраний. Старый облик Кремля при этом должен был потерять свои черты.
Пять лет работы над проектом Кремлевского дворца и грандиозным макетом - моделью - были счастливым периодом жизни для Баженова, окрыленного одобрением Екатерины. На подготовку к строительству тратились огромные деньги, да и на саму модель тоже -- ее выполнили из лиственницы в пропорции 1 к 48. Но потом Екатерина вдруг охладела к идее перестройке Кремля, работа прервалась. Для Баженова это был страшный удар.
Баженову приписывают одно из красивейших зданий Москвы - дом Пашкова - сейчас это одно из зданий Российской государственной библиотеки.
Документов, подтверждающих авторство, не сохранилось, но, похоже, это его стиль и дух. Летящее, парящее здание, расположенное на высоком Ваганьковском холме, боковые флигели напоминают распахнутые крылья. Дом Пашкова построили по заказу бригадира Пашкова, сына личного денщика Петра I. Он был оригиналом и фантазером. Сад перед домом превратил в оранжерею и зоопарк, в котором летали попугаи, бродили дикие звери, павлины. Люди приходили полюбоваться через ограду этим фантастическим зрелищем. В доме одиноко жил нелюдимый владелец.
Екатерина вспомнила о Баженове, когда собирались праздновать окончания первой русско-турецкой войны в 1775 году. На Ходынском поле решили провести помпезное театрализованное празднество и подготовку к нему поручили Баженову и его ученику Матвею Казакову. Ими была придумана фантастическая идея - Ходынское поле должно стать подобием Черного моря, по которому “плавают” корабли, на “суше” располагались бы беседки, павильоны, гроты, военные сооружения. Это звучало настолько ярко и необычно, что очень воодушевило Екатерину. В милостивом расположении духа она предложила Баженову построить ей новую резиденцию в живописном подмосковном Царицине.
Баженов был окрылен это грандиозной затеей. Он мечтал сделать для Екатерины “волшебный лес” - готический городок - сказку наяву. Императрица одобрила проект, где вся архитектура представлена как единое гармоничное целое, без какого-либо центрального элемента, как было тогда принято, а все здания сосуществуют в симфонии - ансамбле дворцов и парков. Проект Баженова был очень необычен для своего времени - сейчас это называют “Баженовская неоготика”.
Однако у Екатерины опять поменялось настроение. Она приехала в тот момент, когда дворец был уже практически завершен. Ей не понравилось - показалось, что в залах тесно и мрачно, что там невозможно жить. Она была в гневе, Баженов опять попал в немилость. Через какие-то время разобрали многие уже созданные здания. Для Баженова это был последний, кошмарный удар. Как говорили тогда - Екатерина окрылив гениального Баженова сама же и отрезала ему крылья. А Царицино стало постепенно превращаться в романтические руины.
Выставка «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова» создана четырьмя кураторами — Татьяной Дудиной, Сергеем Хачатуровым, Анной Корндорф и Зоей Золотницкой. Она предназначена для широкого круга зрителей и расположена в двух помещениях, которые находятся в пятнадцати минутах ходьбы друг от друга - в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева и в фонде IN ARTIBUS.
Экспозиция состоит из более 140 произведений графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства, исторических артефактов и видеоматериалов. Она условно разделена на семь частей.
Экспонаты на нее представлены как самими организаторами выставки — Государственным музеем архитектуры им. А.В.Щусева и фондом IN ARTIBUS, так и Государственной Третьяковской галереей, Государственным центральным театральным музеем им. А.А.Бахрушина, Государственным музеем-заповедником «Царицыно», Российской государственной библиотекой и частными коллекциями. Работы Баженова дополнены произведениями таких знаменитых архитекторов и художников, как Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Батиста Пиранези, Рембрандт Харменс ван Рейн и другие.
Хотя акцент выставки сделан на неоготической составляющей, что иллюстрируют ранние театральные «готические» эскизы архитектора, главное место все же занимает постоянно находящийся в залах Музея архитектуры грандиозный баженовский макет переустройства Кремля, отвергнутый императрицей. В рамках выставки организована обширная образовательная программа. Каждый вторник и четверг в 19.00 будут проводиться экскурсии, 18 мая прошла Международная научная конференция. Также состоится поэтический вечер, концерты классической музыки; с мая по июль - 7 лекций, среди которых “История создания архитектурного ансамбля Царицино”, “Модель Большого Кремлевского дворца архитектора Баженова” и др.